Поражение карфагенян во Второй Пунической войне в 210 году до н. э. открыло путь к установлению римского господства на Пиренейском полуострове.
Завоевание Испании Римом стало продолжением борьбы Рима с Карфагеном за политическое господство на западе Средиземноморья.
Всякий раз, когда Риму приходилось покорять новую страну, сенат избирал из своей среды комиссию, обыкновенно состоявшую из 10 человек, которая под предводительством полководца, совершившего завоевание, на месте исследовала условия быта данного народа и сообразно с ними составляла «formula», или сборник постановлений, которые формировали действующее право данной местности. В соответствии с этими «формулами» подчиненные народы делились на союзников и данников. Союзники, оказавшие Риму помощь при завоевании той или иной области, сохраняли свое управление и свои законы и обязаны были только поставлять определенные воинские контингенты и уплачивать подати в установленном размере. Данниками же назывались те племена, которые подчинились римскому владычеству без всякого сопротивления (или с незначительным сопротивлением) и управлялись наполовину римскими, наполовину туземными властями. Покоренные народы получали от Рима правителей, законы и судебные учреждения, и для них-то главным образом и составлялись сенатские «формулы». В пределах каждой покоренной области находились привилегированные города, так называемые «муниципии» и колонии, которые за особые услуги, оказанные республике, или в знак особого уважения к их основателям или обитателям, пользовались полным самоуправлением. Таким образом, каждая покоренная область представляла особый организм, в котором сенатская «формула» являлась общим правом, тогда как «муниципии» и колонии, в силу своего привилегированного положения, уклонялись от общего права.
Несколько лет спустя, после завоевания Испании Публием Корнелием Сципионом (Старшим), туда была назначена сенатская комиссия, которая и составила для нее «формулу». Формула эта до нас не дошла, и потому мы не знаем, в какие условия права была поставлена Испания в самом начале римского владычества. Известно только, что она была разделена по течению реки Тахо на две провинции – Hispania Ulterior, или Дальняя Испания (потом – Baetica), и Hispania Citerior, или Ближняя Испания (потом – Tarraconensis), и что каждая из них получила своего особого правителя – «претора» (идущего впереди, предводительствующего), соединявшего в своих руках власть административную, военную и судебную. Потом появилась и третья провинция – Лузитания (Португалия).
Так как туземцы оказывали римлянам сильное сопротивление, они были поставлены в положение покоренных народов. Они лишились своих законов, всецело были подчинены римским властям и обязаны были платить непомерные подати (vectigalia).
При империи политическая организация провинций осталась в целом прежней, только провинциальные правители назывались уже не проконсулами и пропреторами, а префектами, викариями и т. д. И они не избирались народом на определенный срок, а назначались императорами на неограниченное время и управляли провинциями от императорского имени.
ЧТОБЫ БЫЛО ПОНЯТНО
Римская колония (colonia) – это городское поселение римских граждан в захваченных Римом землях. Статус колонии обычно предоставлялся крупному или стратегически значимому городскому поселению. Колонии были связаны между собой сухопутными дорогами. Муниципий представлял собой поселок, свободное население которого получало в полном или ограниченном объеме права римского гражданства и самоуправление. В случае роста, появления крупных объектов инфраструктуры и важного стратегического значения муниципий получал статус колонии. В особых случаях, когда город достигал высшей (по римским меркам) степени развития или имел статус региональной столицы, его жителей приравнивали в правах к жителям самого Рима.
Зато в положении испанского народа последовал ряд изменений. Например, многие общины были возведены в разряд «муниципий» и колоний.
Первой «муниципией» в Испании был Кадис. Затем получили право римского гражданства и другие города. Согласно Плинию Старшему, в Испании насчитывалось 22 «муниципии», по другим данным, их было 26.
В результате территория нынешней Испании стала вторым по значению центром Римской империи после самой Италии. Самым сильным влияние римлян было в Андалусии, Южной Португалии и на побережье Каталонии (около Таррагоны). Баски так и не были полностью романизированы, тогда как другие доримские народы Иберии были ассимилированы уже к I–II векам н. э.
Дело романизации Испании быстро подвигалось вперед. Кельтиберы усваивали римский язык и обычаи. В то же время среди них распространялось и христианство, первым проповедником которого здесь был, по одному преданию, апостол Павел, по другому – апостол Яков, считающийся патроном Испании.
Когда в 44 году до н. э. погиб Юлий Цезарь, в Испании постоянно проживали всего 30 тысяч римлян. Именно с того момента колонизация переросла в романизацию – число римлян, переселяющихся в Испанию, стремительно росло. Была основана двадцать одна колония, а существующие поселения полугородского типа поднялись до ранга муниципий. Август разделил полуостров на три провинции: Бетика (на юге), Лузитания (на юго-западе) и Тарраконенсис. К 73–74 году н. э. большинству поселений даровали статус владений Римской империи, а их жители стали считаться полноправными гражданами Рима. На севере и северо-западе противостояние было сильнее; римские власти добывали полезные ископаемые, поддерживали закон и порядок и, видимо, позволили местным жителям сохранить свои традиции, жить в семейных общинах (gentilitates) и носить кельтские имена.
Римляне провели по Испании множество военных дорог и устроили многочисленные военные поселения (колонии). Территория быстро романизировалась и сделалась даже одним из центров римской культуры. Более того, Испания дала Риму лучших его императоров. Например, император Траян, второй из «пяти хороших императоров», правивший в 98–117 годах, родился в Италике (в 9 километрах на северо-запад от современной Севильи) и происходил из испанского аристократического рода. Его преемник Адриан тоже был родом из Италики. А вот император Марк Аврелий хоть и родился в Риме, но был выходцем из сенаторской семьи испанского происхождения.
ЧТОБЫ БЫЛО ПОНЯТНО
Пять хороших императоров – это пять последовательно правивших римских императоров из династии Антонинов: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий. За время их правления (96–180 годы), которое отличалось стабильностью и отсутствием репрессий, Римская империя достигла своего наивысшего расцвета.
«Испанцем» был также последний император единой Римской империи Феодосий I Великий. Он родился в испанском городе Кавка в провинции Галисия (это современный город Кока в Сеговии).
Кстати, «испанцем» был и знаменитый римский философ Луций Анней Сенека (он родился в Кордубе – в современной Кордове). «Испанцами» были также замечательный поэт Марк Валерий Марциал (он был родом из испанского города Бильбилис) и учитель красноречия, автор «Наставлений оратору», самого полного учебника ораторского искусства, Марк Фабий Квинтилиан (он родился в Калаорре, что в североиспанской провинции Риоха).
Торговля процветала, промышленность и земледелие стояли на высокой степени развития, народонаселение было весьма многочисленное (согласно Плинию Старшему, при императоре Веспасиане на территории нынешней Испании было 360 городов). Весьма рано сюда проникло христианство, и оно стало распространяться, несмотря на кровавые преследования.
Господство римлян в Испании продолжалось около шести столетий. В течение этого времени туземное население восприняло римскую религию, язык, законы и обычаи и подверглось цивилизующему влиянно Рима в большей мере, чем другие кельтские народы. За время римского владычества испанцы усвоили такую общественную и политическую организацию, которая продолжала существовать и после падения Римской империи.
Тем не менее, несмотря на реформы и прочие позитивные факторы, чрезвычайные поборы и жестокость римских преторов в Испании внушали туземцам глубокую ненависть к римскому господству и вызывали частые восстания. Плюс сама Римская империя была не в силах прекратить процесс внутреннего разложения своего колоссального по масштабам политического организма.
Население провинций смотрело на Рим, как на тирана, с которым не имело солидарных интересов, стонало под бременем непосильных поборов, от которых не избавилось и с получением прав римского гражданства. Такое настроение провинций должно было иметь роковые последствия для империи в эпоху вторжений варваров.
Уже в первые годы установления императорского режима обширные границы Римской империи подвергались нашествиям грозных полчищ варварских народов. Правительство вынуждено было держать наготове в пограничных провинциях войска, чтобы давать отпор варварам. Борьба продолжалась три столетия, и собственных военных средств Рима уже не хватало, чтобы защитить свои границы.
Расположенная на крайнем западе европейского континента, Испания не избежала общей участи и с конца IV века стала ареной беспрестанных вторжений варваров со стороны южной Галлии. С огнем и мечом проходят по этой стране вандалы, но не долго останавливаются здесь, переплывают через Средиземное море и утверждаются в Северной Африке. Вслед за ними являются сюда свевы и основывают в северо-западной части полуострова Свевское королевство. Пять лет спустя, именно в 414 году, проникает в Испанию новое племя, менее грубое, чем предшествовавшие, но не менее воинственное: вестготы. Они постепенно занимают весь полуостров и основывают здесь свое королевство.
КСТАТИ
Испания (Hispania) – это римское название Пиренейского полуострова. Римляне разделили полуостров на Испанию Дальнюю и Испанию Ближнюю, а при императоре Августе Испания была разделена на три провинции: Тарраконез (Таррагона), Лузитанию (Мерида) и Бетику (Севилья). При императоре Диоклетиане в 297 году Испания вошла в диоцез (административный округ), называвшийся «Diocesis Hispaniarum» и состоявший уже из шести провинций: Бетика, Лузитания, Карфагеника, Галисия, Тарраконская Испания и Мавритания (в Африке).