В начале V века на территории современной Испании появились вестготы, составлявшие западную ветвь готского племенного союза (к середине III века он распался на две ветви: вестготов и остготов). Сначала вестготы были союзниками римлян, но постепенно они вытеснили все прочие германские племена.
Средневековая история Иберийского полуострова могла бы начаться в 409 году, то есть в год первого вторжения германских племен. Но она будет более понятна, если начать с реорганизации территории вестготскими королями <…> Именно в это время к политической организации территории добавилась разработка самого понятия Испания, ее идеи, одним из авторов которой был Исидор Севильский.
Вестготы во второй половине VI века создали в Испании единое королевство, которое считалось наследником Римской империи. Под властью энергичных королей, выбравших себе Толедо в качестве столицы, они сохранили название готы, чтобы отличаться от римлян, и их королевство процветало. Впрочем, оно страдало многими недостатками, подтачивавшими его существование: от римских времен была унаследована социальная пропасть между немногими владельцами громадных латифундий и массой остального населения, разоренного налогами и угнетенного до последней крайности.
Что же касается Римской империи, то нашествие варваров, имевшее место в V веке, ускорило крушение этого уже пришедшего в упадок образования. При этом свевы (выходцы из Восточной Германии) обосновались на северо-западе в Галисии, создав Свевское королевство.
Вестготы, составляя всего около 4 % населения, довольно быстро потеряли свой язык и свои обычаи, смешавшись с населением, которое было намного многочисленнее их. В VI веке они присоединили к своему королевству свевов, а к VIII веку вытеснили византийцев, обосновавшихся на юге и юго-востоке полуострова в середине VI века.
Вестготская социальная верхушка отрицала божественность Христа (арианство[1]), а местное население исповедовало христианскую религию, которая распространялась по Пиренейскому полуострову в течение II века.
В 325 году епископ Осий из Кордовы председательствовал на Никейском соборе, где было осуждено арианство и принят «Символ христианской веры» (Credo). Готский просветитель Ульфила посетил Константинополь перед тем, как стать епископом (примерно в 341 году), и он перевел Библию на германский язык.
Короче говоря, трехсотлетнее правление вестготов оставило значительный след в культуре Пиренейского полуострова, но оно не привело к созданию единой нации.
Следует отметить, что после принятия католического христианства именно Испания стала лидером по ортодоксальности (склонности неукоснительно придерживаться религиозных убеждений) и даже начала в этом смысле указывать Риму, с которым поддерживались лишь весьма отдаленные отношения. Ее епископы и короли объявили охоту на еретиков и принялись за обращение в другую веру евреев, и это стало составной частью их политики. Будучи убежденными, что «незнание есть мать всех ошибок», они придавали первостепенную роль образованию и организовали обширную систему обучения.
Король Рекаред I
В 587 году сам вестготский король Рекаред I, правивший 15 лет, 6 месяцев и 10 дней и умерший в 601 году в Толедо, отрекся от арианской ереси. Он принял католическое христианство, сделав его государственной религией, а затем убедил арианских епископов последовать своему примеру.
Провинции, захваченные отцом с помощью войны, Рекаред сохранял в мире, управлял ими справедливо, властвовал умеренно. Он был добрым и мягким, необычайно ласковым и настолько сердечным и доброжелательным, что даже плохие люди желали его любви. Он был настолько великодушен, что своей властью вернул частным гражданам и церквям богатства, которые его отец постыдным образом изъял в казну. Он был настолько милосердным, что часто уменьшал подати своего народа, даруя ему прощение. Рекаред многих обогатил дарами, но еще больших вознес почестями. Он раздавал свое богатство ущербным, а сокровища – нищим, зная, что королевство дано ему именно для этого, так чтобы он мог наслаждаться им, достигая добрых свершений из добрых начинаний.
Но это не сняло всех противоречий, и религиозные распри лишь усилились. А к VII веку все нехристиане (особенно евреи) были поставлены перед выбором: изгнание или обращение в христианство.
За время своего правления вестготские завоеватели так и не смогли вернуть Испанию к прежнему процветанию и стабильности, несмотря на принятие королем Рекаредом в 587 году католицизма.