Демокрит: «Глупцам лучше повиноваться, чем управлять»

Древнегреческий философ Демокрит – основоположник атомизма. Его философия является прототипом последовательного материалистического учения, оказавшем в дальнейшем огромное влияние на развитие европейской философской и естественнонаучной мысли. Если Гераклит за свой скорбно-сосредоточенный вид получил прозвище «плачущего философа», то Демокрита, без смеха не появлявшегося на людях, молва окрестила «смеющимся философом». Его именем названа малая планета (астероид) номер 6129.


О жизни Демокрита свидетельств не больше, чем о его предшественниках. Родина его Абдеры на Фракийском побережье, город, слывший среди древних греков столицей царства Глупости. Жителей города обвиняли в том, что они ради своей пользы могут поступить беспринципно по отношению к иным полисам. Когда персы, вторгшиеся в Грецию, с позором отступали, поверженный Ксеркс радушный прием нашел в доме абдерского богача Дамасиппа – отца будущего философа Демокрита. Уезжая, персидский правитель оставил гостеприимному хозяину для воспитания его сыновей своих лучших мудрецов – магов и халдеев. И это был воистину царский подарок, ведь персам под страхом смерти запрещалось открывать свою мудрость чужеземцам. Таким образом восточная мудрость была первым, что постиг Демокрит. Некоторые историки утверждают, что именно «персидское воспитание» подтолкнуло его к размышлениям над идеей атомизма. И для этого есть основания, идея эта еще в VII веке до н. э. вызревала в Финикии.


Демокрит. Старинная гравюра


Однако решающее влияние на формирование идей будущего философа оказал все-таки прибывший из Милета философ Левкипп. Демокрит стал его верным учеником, воспринял от него и дальше развил атомистическую систему. Позиции того и другого настолько были схожи, что в древности излагались по принципу «Левкипп и Демокрит учили, что…». С легкой руки Эпикура Левкиппа даже прозвали «несуществующим философом», и шли разговоры, будто имя это – псевдоним юного Демокрита.

Когда умер отец, Демокрит совершил необъяснимый по тем временам поступок: из наследства, оставленного ему и братьям, выбрал не землю, не дом, не рабов, а деньги, правда, немалые. Это не было случайным – юноша избрал путь «человека знания», мудреца, философа и отправлялся в путешествие.

Восемь лет Демокрит странствовал, но по приезде, по понятиям жителей Абдер, он ничего не привез, ибо приехал более бедным, чем был раньше. И против него возбудили судебное дело о растрате наследства, что рассматривалось как тяжелое преступление и невозможность быть погребенным на родине. Снять обвинения решился сам обвиняемый. Речь его звучала как отчет и гордая защита. В заключение Демокрит зачитал часть своего произведения «Большой мирострой», развивавшего учение Левкиппа о строении вещей и о Вселенной. И абдеритяне поняли, что перед ними мудрец, оценили произведение на сумму намного большую, чем все потраченное наследство, сняли с него обвинение, почтили медными статуями и дали почетное прозвище «Мудрость». Когда же родина оказалась в опасности, Демокрита сделали архонтом, и за свои заслуги он получил второе прозвище «Патриот». Насколько достоверна эта легенда? Свидетельство ее правдивости – серебряная абдерская монета с гербом государства и надписью «При Демокрите».

Философ с уважением относился к физическому труду, считал вполне допустимым, что любой, пусть бедняк или бывший раб, может стать выдающимся философом. Так первым слушателем и учеником Демокрита стал Протагор – юноша-носильщик, усердие которого тот заметил. «Ты готовишь прекраснейшую приправу к старости, – сказал ему философ, – за десять тысяч драхм выкупил юношу из рабства. – И добавив: – Ты можешь совершить со мной более значительные и лучшие дела!» – взял Протагора в ученики.

В начале Пелопоннесской войны Демокрит посетил Афины, повидал всех прославленных там мудрецов, используя «каждую минуту для того, чтобы научиться мудрости», хотя сам держался скромно. «Я прибыл в Афины, и никто меня здесь не знал», – вспоминал он потом. Философ из Абдер вызвал у Цицерона, несмотря на пренебрежение того к материалистической философии, уважение: «Вот твердый и уверенный в себе человек, который гордится тем, что чужд стремлению к славе!»

Однако Демокрит не сошелся с афинскими мудрецами. Он не любил устраивать шумные философские баталии, к тому же с каждым из них расходился в главном – в выборе философской системы. Да и как мог материалист, пытавшийся движением неведомых неделимых частиц атомов объяснить мироздание, сойтись с идеалистом Анаксагором, моралистом Сократом, которого вопросы мироздания вообще не интересовали, или земляком Протагором, что видел смысл философствования в том, чтобы загнать мысль в тупик, за что и был прозван Демокритом «спорщиком» и «заковырщиком»?

И Демокрит принял решение – возвратиться домой, он убедился, что афинские мудрецы не менее, но и не более мудрецы, чем он сам, и ему по плечу самостоятельный путь в философии. А уверенность в себе, как известно, и есть основа будущих успехов.

Демокрит поселился в небольшом домике на краю Абдеры. Ничто не отвлекало теперь мыслителя от главного дела жизни – философской мысли. За свою долгую жизнь – а прожил он 107 лет – философ написал около семидесяти трактатов. Поражает и разнообразие тем: естественно-научные произведения – «Большой мирострой», «Малый мирострой», «Космография», «О планетах», «О природе»; математические сочинения – «О касании круга и шара», «О геометрии», «О числах»; трактаты по истории искусств – «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте слов», «О живописи»; этические работы – «О душевном настроении мудреца», «О мужестве или о добродетели», «О ровном настроении духа»; биографическое – «Пифагор»; медицинское – «Врачебная наука»; военные – «Тактика», «Военное дело» и так далее. Одним словом, вряд ли было что-то существенное в античной философской мысли, чем бы специально ни занимался, что бы ни изучал, над чем бы ни раздумывал Демокрит, и что так или иначе не повлияло бы на возникновение его концепции.

Увы! Ни одно из произведений Демокрита не сохранилось. Неизвестно, когда они были утрачены. Есть основания подозревать в этом самого Платона. Диоген Лаэртский явно указывает на то, что «Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита…», ибо «…он знает, что ему пришлось бы спорить с лучшим из философов».

Конечно, за долгую жизнь Демокрит нажил себе немало врагов и не только в стане философов. Да и кому из простых смертных мог понравиться «смеющийся» старик, который без устали бичевал стяжательские страстишки сограждан: «Как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее – желание постоянно прибавлять к ним». И то, например, что впервые в этике философа моральные нормы определялись не внешним, а внутренним содержанием: «Телесная красота человека, – согласно Демокриту, – есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум». Источник морали философ видел в земной жизни, цель которой есть счастье, но которое не должно сводиться к наслаждениям и должно знать меру и в личных, и в общественных делах. Не знающих меры Демокрит называет глупцами. Сам же философ бывал настолько погружен в свои занятия, что иногда совершенно забывая о людях, обдумывая какие-то идеи, вдруг разражался смехом.

В конце концов обозленные сограждане объявили Демокрита сумасшедшим и пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Гиппократ не только не подтвердил диагноз, но и устыдил абдеритов тем, что не его вина, что они не понимают своего соотечественника, а их беда. Причуды Демокрита, заметил Гиппократ, – это причуды великого человека, гения. И все же, когда Демокрит посмеялся и над ним, и над его житейскими заботами, укорил его: «Для тебя нет различия между добром и злом!» – «Ты думаешь, – ответил на это Демокрит, – что имеются две причины моего смеха: добро и зло, но на самом деле причиной моего смеха является только один предмет, именно человек, полный безрассудства, не совершающий правых дел, глупый во всех своих замыслах, страдающий без всякой пользы от безмерных трудов, человек, влекомый своими ненасытными желаниями…» Смех философа всегда был вызван несерьезностью всего того, что люди делают вполне серьезно. Он же полагал наиболее серьезным делом занятие наукой, считал, что «одно причинное объяснение предпочитает обладанию персидским престолом». И оба великих эти человека, к изумлению абдеритов, не просто поняли друг друга, но и подружились.

Вскоре Демокрит прислал Гиппократу свой труд о безумии, объяснив его нарушением функций мозга, куда поступает избыток желчи или слизи, и описал симптомы этой болезни. В ответ Гиппократ отправил ему трактат о лечении безумия эллебором. Демокрит ответил письмом «О природе человека», где высказал мнение, что «философское исследование есть сестра врачебной науки», и изложил анатомию и физиологию. Переписка длилась много лет.

О старости и смерти Демокрита сложены легенды. В конце жизни он потерял зрение. Говорили, будто философ сам преднамеренно лишил себя зрения, сконцентрировав в вогнутом медном зеркале луч солнца, и, направив его на свои глаза, выжег их. Цицерон полагал: «Демокрит сам себя лишил зрения, так как считал, что раздумья и размышления разума при созерцании и осмысливании природы будут более оживленными, когда освободятся от развлечений зрения и препятствия глаз». Говорили и такое: «Демокрит ослепил себя, так как не мог смотреть на женщин без вожделения». Это в глубокой-то старости! Сам факт появления подобной легенды именно о Демокрите свидетельствует о глубочайшей преданности великого эллина единственной женщине, которую он боготворил всю жизнь, – Философии. Нет, аскетизма он не проповедовал, и среди предметов его научных изысканий были и вопросы эмбриологии. А все эти вымыслы основаны были, видимо, на теории Демокрита о ясном и темном познании, а также о его учении о зажигательных зеркалах.

Важнейшей научной заслугой Демокрита являются введение в философию и естествознание понятия атома и разработка на его основе учения о дискретном (прерывистом) строении материи – атомизма, или атомистики. Эти идеи Демокрита стали основой грандиозной трансэпохальной естественно-научной программы, разработка которой интенсивно продолжается и сегодня.

Атом по-гречески означает «неделимый». Атомы – это неделимые, а потому неизменные, вечные сущности, составляющие основу бытия. Один из античных комментаторов Демокрита говорит следующее: «Демокрит полагал, что вечные атомы по своей природе суть маленькие сущности, бесконечно многие по числу. Кроме них он предполагает сущим еще другое – место, бесконечно большое по величине. Называет это место следующими именами: „пустой“, „ничем“, „беспредельным“… Он полагает, что сущности настолько малы, что недоступны восприятию наших органов чувств. У них разнообразные формы и разнообразные фигуры, и они различны по величине. И вот из них, как из элементов, возникают вследствие их соединения видимые и ощущаемые массы. Вследствие несходства и прочих указанных различий они пребывают в беспорядочном движении и носятся в пустоте, носясь же, встречаются и переплетаются друг с другом, так что приходят в соприкосновение и располагаются рядом». Интересно, что через 2000 лет это описание почти дословно повторяет Ньютон.

Идея бесконечного количества миров во Вселенной связана с именем Джордано Бруно. Однако она явилась лишь возрождением идей Левкиппа и Демокрита, которые утверждали, что во Вселенной одновременно существует множество различных и одинаковых миров. Они расположены на различных расстояниях друг от друга, находятся на различных стадиях развития, некоторые безжизненны и лишены влаги.

Духовные явления философ пытался объяснить, также исходя из единой атомистической основы мироздания. Душа, по Демокриту, состоит из атомов, причем из наиболее «подвижных», шарообразных, из которых состоит, кстати, и огонь. Но человек – это не только душа и тело, и, проводя аналогию между устройством человеческого организма и космосом, Демокрит впервые употребил термин «микрокосм». Внешне мы знаем человека, однако должны понять то, что в нем не ясно. В поиске ответа на этот вопрос и есть смысл жизни любого философа.

Одним из первых в Древней Греции Демокрит создал логическое учение, суть которого заключается в том, что критериями истины являются «совершенное ощущение», «совершенный разум», чувственная практика. Выступая против чистого дедуктивного метода, он стал основоположником индуктивной логики. Часто пользовался он и методом аналогии.

Целью жизни философ из Абдер считал хорошее расположение духа, безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен действию страстей и страха, а наивысшей добродетелью – безмятежную мудрость. Что ж, поучительно…

* * *

– Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет.


– Богат тот, кто беден желаниями.


– Бывает болезнь дома и имущества, точно так же как и болезнь тела.


– Бедность и богатство суть слова для обозначения нужды и изобилия. Следовательно, кто нуждается, тот не богат, а кто не нуждается, тот не беден.


– Добро не в том, чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого.


– Должно препятствовать совершению несправедливого поступка. Если же мы этого сделать не в состоянии, то, по крайней мере, не должны содействовать несправедливости.


– Дурные люди дают клятвы богам, когда попадают в безвыходное положение. Когда же они от него избавляются, все равно клятв не исполняют.


– Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.


– Желать чрезмерного подобает ребенку, но не мужу.


– Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и что бы он ни делал, он не должен стремиться свыше своих сил и своей природы.


– Жизнь без праздников – это длинный путь без заезжего двора.


– Жить дурно, неразумно, невоздержанно значит не плохо жить, но медленно умирать.


– Законы – дурная выдумка. Законы создаются людьми, а от природы – атомы и пустота.


– Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потерял и дочь.


– Кто сам не любит никого, того, мне кажется, тоже никто не любит.


– Многие совершающие постыднейшие поступки говорят прекрасные речи.


– Мудрец – мера всех вещей. При помощи чувств он – мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума – мера умопостигаемых вещей.


– Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество – весь мир.


– Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими удовольствиями. Некоторые же царствуют над городами и в то же время являются рабами женщин.


– Мужество делает ничтожными удары судьбы.


– Надо стремиться к умению мыслить, а не к многознанию.


– Найти одно научное доказательство для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством.


– Напрасный труд увещевать человека, полагающего, что он умен.


– Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства.


– Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.


– Не стремись все знать, чтобы не оказаться во всем невеждой.


– Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.


– Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.


– Откровенная речь – свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.


– Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.


– Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни избыток, ни недостаток.


– Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.


– Подобно тому, как существует болезнь тела, существует также и болезнь образа жизни.


– Разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа.


– Слово – тень дела.


– Смелость – начало дела, но случай – хозяин конца.


– Счастье – это хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия и невозмутимость.


– Те, кому доставляют удовольствие несчастья ближних, не понимают, что перемены судьбы могут коснуться всех.


– Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой.


– Увидев человека, говорившего много невежественных вещей, Демокрит сказал: «Он не говорить не умеет, он не умеет молчать».


– Удовольствие и страдание служат критериями решений относительно того, к чему следует стремиться и чего избегать.


– Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.


– Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.


– Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают.

Загрузка...