В литературе Гераклит изображается нелюдимым мыслителем с аристократическим образом мыслей. Диоген Лаэртский пишет в своем труде «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»: «Был он высокоумен и надменен превыше всякого… Возненавидев людей, он удалился и жил в горах, кормясь быльем и травами». Но эти расхожие мнения не согласуются с основными идеями Гераклита, которые предвосхитили многие будущие философские концепции, и прежде всего диалектику Гегеля.
Потомок утративших свою власть правителей Афин и Эфеса, Гераклит родился в 544 до н. э. Биографы с единодушием отмечают, что Гераклит ни у кого не учился. В отличие от философов он открыто пренебрегает занятиями математикой и естествознанием, высокомерно отзывается о знаменитых греческих поэтах и философах: Пифагора называет «предводителем мошенников» и обвиняет в плагиате, а Гомер и Архилох, по его мнению, «заслуживают того, чтобы их выгнали с состязаний и высекли». Отличался надменным и желчным характером, и, говорят, плакал при виде того, как неразумно живут люди, за что греки прозвали его «плачущим философом». Недовольный эфесскими порядками, Гераклит удалился в храм Артемиды (одно из знаменитых «семи чудес света», впоследствии сожженное Геростратом), а затем в горы, став отшельником. Предание гласит: заболев, Гераклит отказался лечиться у врачей, язвительно заметив, что они причиняют то же «благо», что и болезни, и умер, зарывшись в песок.
Гераклит. Художник И. Морельсе
Гераклит написал несколько философских поэм, полных образов и метафор, но сохранилось сто тридцать небольших фрагментов его книги «О природе», состоявшей из трех частей – о природе, о государстве и о боге. Чрезвычайно оригинальная по содержанию и образная по языку, сжатая, изложенная, возможно, в афористической форме, однако во многом трудная для понимания, за что в философском мире за ним прочно укоренилось прозвище «Темный». «То, что я понял, – прекрасно, чего не понял, думаю, тоже, но чтобы разум не утонул здесь, нужен прямо-таки делосский ныряльщик», – отзывался о его сочинении Сократ. А безвестный автор эпиграммы предостерегает: «Не торопись раскрутить до стерженька свиток Гераклита Эфесского… Мрак и тьма беспросветная, но если тебя ведет просвещенный, книга станет светлее ясного солнца».
Но книга Гераклита высоко ценилась поздними античными писателями и часто цитировалась ими. Его учение – это первая в истории человечества философия в чистом виде, без всяких примесей в те времена еще очень примитивных знаний о природе. Возможно, поэтому она вызывает искреннее восхищение и спустя двадцать пять столетий. Гегель утверждал, что нет ни одного положения Гераклита, которое он не принял бы в свою философию.
Гераклит наблюдал и постигал непрерывную изменчивость в общественной жизни и в природе. Оценка результатов этой изменчивости была у него отрицательной, мрачной, но огромную роль изменчивости и борьбы в человеческой и природной жизни Гераклит понял очень глубоко. Основное положение его философии передает Платон в своем диалоге «Кратил»: «Где-то говорит Гераклит, что все движется, и ничто не покоится и, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что невозможно дважды войти в ту же самую реку». Движение, по Гераклиту, – наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления.
Тезис об универсальности движения относится одинаково и к вечным вещам, которые движутся вечным движением, и к вещам возникающим, которые движутся временным движением. Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение.
Гераклит говорил: «Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно, непрерывно обновляется». Концепция Гераклита – это универсальность изменения, его всеобщности. Мысль о всеобщности движения и изменения тесно связана у философа с диалектическим пониманием самого процесса движения. Будучи универсальным, то есть охватывая все явления, движение имеет единую основу. Это единство запечатлено строгой закономерностью; вдумчивое исследование обнаруживает в нем господствующую над ним необходимость: «Этот мировой порядок, – говорит Гераклит, – тождественный для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим». В этом своем утверждении Гераклит по существу материалист, ведь основная характеристика гераклитовского бытия – его подвижность.
Но именно огонь – наиболее подвижное, изменчивое из всех наблюдаемых в природе явлений. Однако у Гераклита огонь – не просто поэтический образ. Именно его признает он первоначалом всего сущего, общей субстанцией всех существующих вещей. Эти представления Гераклита, пожалуй, согласуются с данными современной космологии, утверждающей, что Вселенная образуется из огнеобразного сгустка плазмы.
В сохранившихся фрагментах Гераклита имеется ряд прекрасных по стилю отрывков, в которых говорится, что процесс изменения, происходящий в природе, предполагает сосуществование противоположностей. И не только. Он выражает свою мысль сильнее: предполагается не только одновременное существование противоположностей, но повсюду происходит их борьба. И «должно знать, что война всеобща, что правда есть раздор и что все возникает через борьбу и по необходимости». «Война есть отец всего, царь всего, – утверждает Гераклит, – она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными».
Откуда возникла у Гераклита мысль о войне и борьбе как о начале, порождающем все в жизни? Возможно, эту мысль он перенес на всю природу из наблюдений над жизнью современного ему греческого (и не только греческого) общества. Ведь зрелый период деятельности философа относится ко времени, когда персидский мир надвигался на Грецию, когда в ионийских городах Малой Азии возникло восстание против персидского завоевания, когда пал в неравной борьбе против персов Милет и когда все Ионийское побережье подчинилось власти персидского царя Дария.
И все это могло внушить проницательному уму Гераклита мысль о громадном значении, которое для человеческого общества имеет борьба. А отсюда уже естественная попытка распространить эту мысль на понимание природы в целом… Мысль Гераклита предельно ясна: общий закон природы осуществляется посредством своей противоположности – уникального и случайного. Противоречие – это характерная форма проявления высшего единства Природы. Противоречие движет миром. Эта гениальная диалектическая мысль Гераклита на разные лады повторяется и комментируется позднейшими античными философами.
Он – яростный противник греческой демократии, которая решает свои проблемы не разумом, а числом голосов: люди «поют мелодии толпы, того не ведая, что многие – дурны, немногие – хороши». «Один мне – тьма, если он наилучший» (предание гласит, что эти слова были высечены на гробнице Гераклита). Основное положение политического мировоззрения Гераклита – власть надлежит передать в руки умнейших. Однако правители обязаны руководствоваться общими законами: «Своеволие надо гасить пуще пожара, народ должен биться за попираемый закон, как за (свои) стены». А человеческие законы должны быть составлены в соответствии с «божественными» законами Природы. Здесь не место ходячим предрассудкам насчет равенства и справедливости: «Для бога все прекрасно и справедливо, люди же одно признали несправедливым, другое – справедливым».
Недовольный демократическими порядками, Гераклит отказался от немногих привилегий в пользу младшего брата и удалился от общественной жизни. Но это скорее был шаг не политический, а духовный. Гераклит желчно говорит о своих земляках: «Эфесцы заслуживают, чтобы у них все взрослые перевешали друг друга и оставили бы город для несовершеннолетних», – за то, что они изгнали наилучшего своего мужа Гермодора, друга философа. И в свое время припомнил это эфесцам: в ответ на их просьбу составить для города свод законов он в свойственной ему ядовитой манере предложил принять для начала закон, предписывающий исполнить сказанное выше.
Гераклит Эфесский – один из первых античных философов, который заговорил о познании. Он предупреждает: «Природа… любит скрываться» и оттеняет трудности, стоящие перед человеком на пути к познанию, и значит, необходимы огромные для того усилия. А для философского постижения истинной природы вещей требуется обладание большими познаниями: «Ибо очень много должны знать мужи философы». Однако мудрость не совпадает с многознанием или эрудицией: «Многознание не научает уму» и возражает против слепого накопления знаний, не признанных светом постигающей философской мысли. По Гераклиту, познание осуществляется через чувства, но последние не могут дать истинного знания, которое обретается только мышлением. Для Гераклита чувства и разум в познании тесно связаны: «Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить». Он подчеркивает: «Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души». Так же, причем довольно выразительно, философ возражает против безотчетного следования традиции, против некритического заимствования чужих взглядов: «Не должно поступать как дети родителей, то есть, выражаясь попросту: так, как мы переняли», а потому не следует что-либо перенимать некритически, догматически.
Гераклит Эфесский остается самым загадочным и остроумным мыслителем античности. Его диалектическое учение послужило источником множества разнообразных философских течений: Гераклита признавали своим наставником софисты и стоики, Гегель и Ницше. Но только очень немногие философы умели мыслить столь же независимо и решительно, как Гераклит, и жить в безупречном согласии с собственной философией.
– Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно обновляется.
– Все течет, ничего не стоит на месте.
– Даже прекраснейшая из обезьян безобразна.
– Ум – бог каждого.
– Мышление – великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.
– Те, кто, слушая, не понимают, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: «присутствуя, они отсутствуют».
– Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющим и закономерно угасающим.
– Мудрость заключается только в одном: признать разум как то, что управляет всем при помощи всего.
– Не лучше было бы людям, если бы исполнилось все, чего они желают.
– Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, то мы должны были бы называть счастливыми быков, когда те находят горох для еды.
– Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний.
– Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, обращаясь друг с другом, становятся дикими.
– Мнения людские – детские забавы.
– Наглость надо гасить попроворней, чем пожар.
– Доверять неразумным ощущениям – свойство грубых душ.
– За закон народ должен биться, как за городскую стену.
– Вечность есть играющее дитя, которое расставляет шашки: царство над миром принадлежит ребенку.
– Враждующее соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу.
– Все – едино! Делимое – неделимое, рожденное – нерожденное, смертное – бессмертное, логос – вечность; отец – сын, бог – справедливость; не мне, но логосу внимая, мудро признать, что все – едино.
– Необходимо следовать всеобщему. Но, хотя логос всеобщ, большинство людей живет так, как если бы имело собственное понимание.
– Путь вверх и вниз – один и тот же.
– Они не понимают, как расходящееся само с собой согласуется: возвращающаяся (к себе) гармония, как у лука и лиры.
– На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды.
– Ослы золоту предпочли бы солому.
– Всякое животное направляется к корму бичом (необходимости).
– Павших на войне боги почитают и люди.
– Людей ждет после смерти то, чего они не ожидают и не предполагают.
– То, что самый испытанный мудрец знает и соблюдает, есть только мнение.
– И однако, Правда настигнет лжецов и лжесвидетелей.
– Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу – преходящим вещам; толпа же насыщается подобно скоту.
– Свиньи грязи радуются, птицы в пыли или в золе купаются.
– Многознание не научает быть умным, иначе бы оно научило Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.
– С сердцем бороться трудно: всякое желание покупается ценою психеи.
– Неразумный человек способен увлечься любым учением.
– Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это.
– На огонь обменивается все, и огонь – на все, как на золото – товары и на товары – золото.
– Невежество лучше скрывать, но это затруднительно при распущенности и за чашею вина.
– Я исследовал самого себя.
– Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить.
– Болезнь приятным делает здоровье, зло – добро, голод – насыщение, усталость – отдых.
– Мышление – великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.