Сексуальная эксклюзивность, или Почему от измен так больно: предисловие автора

Иногда, когда ко мне приходит новый клиент, я задумываюсь: смогу ли я его понять?

Смогу ли быть с ним рядом в те тяжелые моменты, когда он перестает слышать, видеть и пребывать в рациональном мире взрослых людей?

Достаточно ли я чувствительна и эмпатична?

Удастся ли мне подобрать правильные слова, которые он услышит не только головой, но и сердцем?

Так бывает очень часто. Но я никогда не задумываюсь о своей способности понять другого, когда человек приходит ко мне с этой историей – историей измены. Потому что понимаю – у меня всегда найдется и сочувствие к боли, и сопереживание обиде, и понимание невозможности жить по-прежнему в мире, рассыпавшемся на осколки из-за превращения диады в триаду.

• Потому что, узнав об измене, взрослый мужчина превращается в ребенка и готов рушить и свою, и чужую жизнь.

• Потому что, узнав об измене, взрослая женщина ведет себя как безумная: не слышит, не понимает, плачет и не может себя «собрать».

• Потому что, столкнувшись с изменой, пара взрослых людей начинает припоминать взаимные обиды и превращается в «Мистера и миссис Смит», готовых убить друг друга.

В отношении к измене нет равнодушных – практически всех «цепляет» эта тема. Почему? Просто у каждого из нас был опыт, когда нам предпочитали кого-то: младшего брата или сестру, одноклассника или «сына маминой подруги», другого сотрудника или коллегу, другую девушку или мужчину…

Но в теме измен речь идет о предпочтении особого рода.

О предпочтении другого человека в качестве сексуального партнера.

О предпочтении другого в самой интимной, самой сокровенной сфере нашей жизни.

Об интимном, эмоциональном и любовном предпочтении.

Не важно – один или много раз, с единственным Другим или со многими – измена приносит боль. И эта боль делает человека, которому изменили, уязвимым, заставляет метаться в поисках ответов, горевать, страдать и задумываться о смысле жизни.

И все это – несмотря на то что последнее время в мире очень многое изменилось. Вместо термина «супружеская терапия» мы используем более широкое понятие «парные отношения». Появились альтернативные формы семейно-брачных отношений: коммуны, открытые браки, полиамория… Кажется, откуда взялся такой анахронизм, как верность? У нас почти не осталось личного пространства, видеокамеры запечатлевают каждый наш шаг, мы сами без конца фиксируем нашу жизнь и выставляем напоказ в соцсетях. Мы можем легко говорить на самые разные, в том числе интимные, темы.

Но даже открытость темы сексуальности, свобода в обсуждениях и предпочтениях не делает нас неуязвимыми, а наоборот, подчеркивает нашу хрупкость. Потому что каждая измена, помимо боли, злости, ярости и отчаяния, несет в себе послание своему партнеру: «Я тебе доверял/доверяла. Ты важен для меня. Ты ценен. И именно поэтому из-за твоего поступка мне так плохо».

Это – книга-размышление. Сюда вошли некоторые мои инстаграмные посты, статьи об отношениях, идеи из книг по семейной терапии. План написать книгу родился давно, я даже сделала оглавление – но все время находились другие, более важные дела. И все-таки мне удалось найти мотивацию, но для этого пришлось поехать в город любви, город, где я училась гештальт-терапии, где мои прекрасные коллеги Бриджит Мартель и Гонзаг Маскелье вели много лет семинары по работе с сексуальными проблемами, в число которых входит измена. Похоже, именно в Париже мне удалось «поймать» вдохновение и быстро доработать все то, о чем я много лет рассказывала на специализациях по семейной, сексуальной и супружеской терапии.

Все описанные мной кейсы представляют микс из нескольких клиентских случаев, чтобы сохранить конфиденциальность и сделать неузнаваемыми тех, кто доверил мне свои непростые жизненные истории. Все совпадения случайны.

О чем-то в этой книге я сказала вскользь, о чем-то долго размышляла. Но самое главное, что «включило» меня в ее написание, что поддерживало на этом пути – это понимание – важно смотреть не только на факт измены, но и на живых, страдающих людей, которые оказались в ловушке «рокового треугольника».

Важно сохранять сочувствие и человечность ко всем сторонам непростой love story.

Важно не присоединяться ни к кому в праведном чувстве гнева или в желании наказать, потому что измен столько, сколько звезд на небе, и все они очень разные.

• Это и сверхновые с резким возрастанием яркости, с медленным затуханием вспышки.

• Это и двойные звезды, которые вращаются вокруг общего центра.

• Это и красные гиганты, создающие сильный звездный ветер и проявляющие переменность.

Поэтому не стоит свысока смотреть на пары с изменой.

Не стоит думать, что с ними что-то не так.

Они переживают тяжелейший кризис в отношениях.

Они принимают мучительные решения.

Они радуются и страдают, сходятся и расходятся.

Но, как и у звезд, у всех свой срок жизни – и у людей, и у отношений, и у измен.

Эта книга посвящена разным аспектам измены: мотивам дистанцировавшегося партнера, переживаниям оставленного, роли детских травм в формировании любовных треугольников, мифологии измен. Она будет полезна тем, кто пережил измену, и тем, кто думает «со мной это никогда не случится», тем, кто жил в семье с «гулящим папой» или «любвеобильной мамой», тем, кто думает, что «мужчине можно» или «мы все полигамны».

Измены сложно описывать, потому что не существует нейтральной терминологии – она вся носит отрицательную окраску.

Поэтому я часто буду использовать термин «раненый», «покинутый», «брошенный партнер» в отношении того, кому изменили.

Изменившего партнера я иногда буду называть «уходившим», «отстраняющимся», «дистанцирующимся», «двойственным», «амбивалентным».

Того, к кому уходили, я изредка называю «третьей стороной» или «мотиватором», потому что очень сложно найти адекватную эмоционально-нейтральную замену термину «любовник» или «любовница». Хотя в корне этого слова «любовь», оно имеет коннотации «подлая разлучница», «соблазнитель», «разрушительница» и негативно нагружено в сознании носителей русского языка.

Писать об изменах непросто – ведь уже все сказано писателями и поэтами, философами и психологами, судмедэкспертами и психиатрами.

Но я все же попробую.

Потому что измен столько, сколько звезд на небе, а там еще много таинственного, загадочного и непостижимого.

И иногда так важно вернуться на землю с безжизненной звезды под названием «Измена», попробовать безопасно проплыть узкий фарватер боли и обиды, выйти в бушующее море ярости, злости, презрения и отвращения, причалить к бухте надежды и попробовать вернуться на остров любви.

Наталья Олифирович,

семейный психолог,

кандидат психологических наук, доцент,

держатель Европейского сертификата психотерапевта,

Европейского сертификата гештальт-терапевта и супервизора

Минск – Париж – Минск,

23.07.2024

Загрузка...