Все, что вы хотели знать об Иране, но боялись спросить
Иран – арабская страна?
Нет, арабы составляют не более 2% населения Ирана. Как и Россия, Иран является многонациональным государством – в разных его частях проживают разные народы. При этом собственно персов в стране проживает 48 млн. человек (при общем населении Ирана около 83 млн. чел.). «Азери» – так называют иранских азербайджанцев. В рубрику «Другие» включены такие национальности, как таты, армяне, евреи, ассирийцы, грузины и др.
Стоит отметить, что языковое разнообразие страны даже больше этнического. Так, например, предполагается, что иранские курды говорят на курдском языке. Однако сам язык курдов в Иране подразделяется на множество групп и диалектов, и различия порой разительные. Также жители Шираза, Исфахана, Йезда и Кермана чаще всего являются персами по национальности – но диалекты фарси в этих городах и провинциях звучат по-разному.
Прибавим сюда также разнообразие принятых в Иране религий – в основном, это шиизм, суннизм, иудаизм, христианство и зороастризм – и становится ясно, почему культура страны столь многослойна и многообразна.
Запрещены ли в Иране изображения живых существ? Запрещены ли в Иране скульптурные изображения человеческого тела и скульптура в целом?
Нет, не запрещены. В исламском мире существует 5 основных философских школ (или религиозно-юридических толков) – мазхабов: ханбалитский, шафиитский, ханафитский, маликитский и джафаритский. Последователей первых 4 школ называют суннитами. Последователей пятого мазхаба – шиитами, и большинство иранцев следует именно джафаритскому мазхабу (шиизму).
Согласно джафаритскому (или шиитскому) толку фотография, рисование портретов и скульптура не запрещены. При этом, разумеется, не позволяется рисовать обнаженных мужчин или женщин.
Когда вы слышите, что Ислам запрещает изображать людей – вы слышите голос других мазхабов, а не джафаритского, и значит, это не касается Ирана. В Иране не существует запрета на изображение живых существ.
Иранки носят никаб (т. е. закрывают свое лицо)?
Нет. Подобное встречается только в небольших арабских селениях на юге Ирана (например, на острове Кешм). Но и там никаб носят, в основном, пожилые женщины. Там же существует любопытная традиция закрывать лица (скорее, от жаркого солнца, чем от любопытных взглядов) особым родом масок, которые иранцы несколько веков назад подсмотрели у… португальцев.
Имеют ли иранки право водить машину?
Да. Многие девушки получают права в том же возрасте, что и юноши. А некоторые даже начинают заниматься профессиональным автоспортом – например, автослаломом. В автослаломе могут принимать участие обычные городские автомобили: каждый из водителей проходит «полосу препятствий» отдельно и побеждает тот, кому удастся сделать это быстрее всех.
В целом, говоря об автогонках, следует отметить Лале Седдинг – профессора университета и чемпионку Ирана по автоспорту среди женщин. Лале занимает первое место среди гонщиц Ближнего Востока и официально признана третьей среди гонщиц всего мира. Лале нередко называют «маленьким Шумахером».
Могут ли иранские девушки поступать в университеты?
Да. Около 60% студентов иранских вузов – девушки, то есть их даже больше, чем юношей. Социальные реформы позволили девушкам Ирана получать образование в разных отраслях, а затем работать по профессии и подниматься вверх по карьерной лестнице. Уже никого нельзя удивить, что высокую должность в полиции, судебной системе или политике может занимать именно женщина.
Но у этого социального достижения есть и обратная сторона медали. Достаточно часто девушки поступают в высшие учебные заведения, чтобы повысить свои шансы на рынке невест: в Иране считается престижным, если жена имеет узкое профильное образование. Поэтому в 2012 годы вышел закон, который запрещает девушкам поступать на определенные факультеты. Государству просто не выгодно готовить профильных специалистов, которые не придут на предприятие после окончания вуза. Официальная версия гласит, что эти профессии не востребованы и количество рабочих мест ограничено.
Могут ли иранки работать полный день и занимать руководящие должности?
Да. Женщины могут быть членами Парламента, министрами, работать в Городском совете и т. д.
В Иране есть состоятельные бизнесвумен, самостоятельно создавшие свой капитал. Есть известные спортсменки, а женщина-профессор в университете или известный ученый уже давно никого не удивляет.
Имеют ли иранки право голосовать?
Да, разумеется! Право на всеобщее и равное голосование закреплено в Конституции Исламской Республики Иран и женщины неизменно голосуют наравне с мужчинами.
Если у туристки в Иране вдруг выпадет локон волос из-под платка, ее тут же расстреляют?
Нет, ей только улыбнутся. Хиджаб для иностранца – дань уважения традициям страны и не более того. Иран – не мечеть, где мусульманкам полагается тщательно скрывать каждый волос. Слегка накинутого на волосы платка будет достаточно. В крупных городах даже иранки не слишком тщательно соблюдают хиджаб.
Иранские мужчины носят длинные белые рубахи (дишдаши)?
Нет. Их носят только арабы – жители небольших арабских селений на юге Ирана (например, на острове Кешм).
Иранские мужчины носят тюрбаны и длинные бороды?
Нет. Только представители духовенства – это их «униформа», предписанная традицией. Впрочем, духовные лица помоложе одевают тюрбан только во время выполнения своих религиозных обязанностей.
В Иране нет ничего, кроме пустынь?
В Иране есть все. Гандом-Берьян – самое жаркое место на планете, расположено на юго-востоке Ирана. Но в то же время, можно от души покататься на лыжах на горнолыжном курорте Дизин, в окрестностях Тегерана. В процессе 6-10 часов автомобильного путешествия с севера на юг Ирана можно наблюдать все четыре времени года. Вас ждут и снег, и дождь, и финиковые пальмы, и пустыни, и верблюды, и мандарины, и виноград, и плодородные равнины, и горы, и леса…
Христианам и иудеям в Иране запрещают исповедовать свою религию?
И к иудеям, и к христианам в Иране относятся с уважением – у них есть свои представители в Парламенте, свои газеты, клубы, школы и храмы. Всего в Иране имеется около 30 синагог и 600 христианских церквей. Особо стоит ответить православный Свято-Николаевский собор в Тегеране и русское православное кладбище при нем.
Численность иранской христианской общины, по разным оценкам, составляет от 200 000 до 300 000 человек. Сотни христианских церквей находятся в самых разных уголках страны. В основном, конечно, храмы здесь армяно-грегорианские, поскольку армяне являются самым крупным христианским меньшинством в стране. Особенно известны и красивы собор Ванк (Исфахан) и Кафедральный собор св. Саркиса (Тегеран).
В Иране проживает 20 000 евреев – это самая крупная еврейская диаспора на Ближнем Востоке за пределами Израиля, и на их религиозную практику не налагается никаких ограничений. Кроме того, один из представителей еврейства, согласно Конституции, неизменно избирается в меджлис, несмотря на то, что общее число евреев в Иране относительно невелико.
В Иране в качестве транспортного средства используются верблюды?
Конечно, в качестве туриста можно, развлечения ради, отправиться в экскурсию на верблюде. Но вообще-то для внутригородского и междугороднего сообщения иранцы используют автомобили, автобусы, метро, поезда, самолеты и т.д.