Замки используются в Иране, как минимум, со II тысячелетия до н. э. Самый древний замòк из обнаруженных в Персии (XIII в. до н. э.) найден внутри знаменитого зиккурата Чока-Занбиль (провинция Хузестан).
На фарси слово «замòк» звучит как «гофль». И хотя в Персии традиционно присутствовали самые разные виды замкòв, включая деревянные засовы, чаще всего встречался «гофле-авиз» (навесной замòк). С его помощью закрывали сундуки и коробки, использовали в домах. Известный иранский скульптор Парвиз Танаволи всю жизнь занимается изучением старинных персидских замкòв и собрал обширную коллекцию. По его мнению, иранцы внесли значительный вклад в разработку конструкции навесного замка, приблизив ее к современной.
Самые древние иранские навесные замки относятся к эпохе Сасанидов (224 г. до н. э. – ок. 654 г. н.э.) и обнаружены на побережье Каспия. С тех пор такие замки делались из различных металлов. К примеру, известен стальной замок XV в. (период Тимуридов) и серебряный замок с тончайшей чеканкой XVIII в.
С приходом ислама, особенно в IX-X вв., появилась традиция изготавливать необычные навесные замки разных форм: обычно в виде животных (лошадей, львов, козлов, баранов, верблюдов, кроликов), рыб и птиц. Чаще всего они делались из бронзы или из меди. К ремесленникам, мастерам замочного дела, относились с большим почетом.
В те времена люди верили в особую силу замкòв. В те времена, когда на траурных религиозных церемониях (например, во время Ашуры) самоистязания в Иране еще были дозволены, получила распространение традиция «гофль-аджин»: прокалывая дырочки в коже на теле, люди увешивали себя замками, тем самым демонстрируя свою скорбь и пренебрежение к боли. Конечно, сегодня подобное не встречается. А еще было принято вешать замки на специальные решетки в мечетях и мавзолеях святых. На замочках писали свои молитвы или пожелания. Считалось, что тогда Бог поможет «разомкнуть замòк» – то есть, решить проблему или исполнить желание.
Беременные женщины верили, что, чтобы не случилось выкидыша, следует подпоясываться маленьким пояском и вешать на него замочек. Маленьким детям также часто вешали замочки на нитке или цепочке – чтобы предохранить от дурного глаза.
К середине XVI в. иранские мастера достигли вершин мастерства в создании навесных замков. Один из них изготовил 12 стальных замочков с ключами – и каждый из них (вместе с ключиком) мог поместиться в скорлупе фисташки. Но были в истории Ирана и замки-гиганты. Авторы X в. рассказывают о замкè со следующими параметрами: 300 см в ширину и 170 см в диаметре, который «не могли обхватить даже два человека разом».
Сегодня «гофль-сази» (изготовление замков) уже практически исчезло как ремесло – подобное ныне происходит и с «самовар-сази» (изготовлением самоваров), хотя самовары порой еще делают вручную и можно найти соответствующие лавки в базарных рядах. Товары массового производства вытеснили ручной труд. Но красота старинных замкòв все еще с нами.