Серьезное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой.
А жизнь это серьезно?
О да, жизнь это серьезно! Но не очень…
К.С. Льюис «Алиса в стране чудес»
Очень долгое время люди полагали что единственный способ мышления это внутренний диалог который ведет каждый из нас сам с собой, в своей голове. Но как тогда быть с теми кто никогда не слышал человеческую речь? Исследования в этой области говорят что отсутствие аудио-информации и невозможность поделиться ей голосом приводит к огромному значению обучения таких людей специальному языку (Алфавит Брайля, язык жестов). В противном случае формирование психики будет крайне медленным или вовсе невозможным (Богданова Т.Г. «Исследование мышления лиц с нарушениями слуха: проблемы и перспективы» Известия Волгоградского Государственного Педагогического Университета 2009 г.).
Что это означает для родившегося ребенка? Он зависим от работы своей сенсорной системы просто критическим образом. Если сенсоры не передают достаточный объем информации о мире, либо не формируется взаимодействие с себе подобными (слух, речь, осязание), либо не формируется сам мир (осязание, зрение, слух, абоняние). В итоге мы это то ЧЕМ мы чувствуем. Однако сделав такой вывод сразу получаем парадокс – в предыдущей главе мы остановились на мысли что младенец в начале жизни это в большей мере то ЧТО он чувствует. Эмоция ближе к мысли чем сигнал тела. Однако мысль не возникает если нет сигналов. Как же быть?
Вспомним что до рождения сенсорная система не способна помочь ребенку узнать что-то о внешней среде. Однако он спит, мозг входит в фазу быстрого сна уже на 28 неделе, а это нам говорит что в его внутреннем мире что-то происходит. Он уже в состоянии двигать конечностями, но это крайне малый объем информации, кроме того он уже слышит звуки вовне своего пристанища. В целом мы можем предположить, и многие с нами согласятся, что этого вполне достаточно для ярких снов БДГ фазы. Учитывая что мышление не развито а сенсоры работают деятельность мозга будет примитивна, но она вполне подойдет для ответа на поставленный вопрос. Итак мы изначально формируемся как продукт внешней среды, мы по сути отлаженный сигнал. Но тогда от чего отраженный?
С открытием УЗИ мировая медицина получила возможность увидеть плод в разных стадиях развития и начались проблемы. Биологи и психологи вновь получили пищу для баталий за звание истинного знания. Дело в том что маленькие дети находясь в чреве матери способны изобразить на лице массу эмоций. Это и улыбки и обиженные гримасы, и равнодушная отрешенность. Вам это показалось – стандартный ответ биологов, но мы продолжим изучать вопрос и узнаем что при стрессе матери плод так же ускорит свое сердцебиение. Это воздействие гормонов ответят нам снова. Кажется материализм побеждает вновь. Но неожиданно на сцену выходит пренатальная психология.
В двадцатом веке после бурных скандалов и запретов классического психоанализа армии психоаналитиков все таки удалось разобрать внутренний мир пуританского обывателя закрытого сотней комплексов и подобраться к переживаниям детства. Потребовалось в конце концов перейти в новое тысячелетие и говорить о результатах исследований стало возможно почти открыто в научной среде, а не только в кругу коллег. Профессор Брехман из университета Хайфа в Израиле задается тем же вопросом относительно эмоциональности плода и делится обзором психоаналитического материала на этот счет (Брехман Г.И. «Жиночий Ликар» 2011 №2 стр 10-15). Оказывается десятки специалистов уже давно имеют массу свидетельств наличия материала никак не относящегося к жизни клиентов после рождения, напротив корень их проблем лежит в области абстрактных переживаний перевести которые в область сознательного вообще технически невозможно, потому что самого сознания в момент их появления еще не существовало (в привычном взрослым людям смысле).
Если нам никак не удавалось выяснить что либо определенное об индивидуальности младенца и плода до рождения из-за отсутствия возможности поговорить с этими «объектами» реальности, то оставалось одно решение. Нам нужно было лишь вспомнить что младенцы и еще ранее плод это мы сами. Как ни удивительно все эти заслуженные взрослые люди из научной среды когда то были неприлично маленькими и несмышлеными. И самое поразительное что данные о своих эмоциях в период до появления на свет они предоставляют самостоятельно в процессе психологической терапии. В определенный момент времени углубляясь в воспоминания прошлого пациенты подходят к грани своего рождения (эту точку в терапии не заметить невозможно, она занимает значение равнозначное работе с фигурами родителей) и следуя далее сталкиваются с продолжением эмоциональной жизни. Нет никакого прекращения рефлексии, нет черной бездны полной безмолвия. Напротив многие конфликты и проблемы формирования взрослой личности лежат в периоде его пребывания в чреве матери. Часто это может описываться как работа с бессознательным, либо вполне конкретными ситуациями о жизни матери до рождения пациента. Некоторые скептики могут заметить, – конечно, эти сведения были получены пациентом после рождения, от родных, когда он был вполне разумен. И мы вынуждены напомнить, пациент пришел к нам уже сформированной личностью, именно такой какой его сделали данные события. Он мог узнать что-то после, создать психологические защиты от бессознательных эмоций, но именно проблема наличия этих эмоций привела его в кабинет специалиста.
Итак двигаясь по просторам памяти к моменту рождения мы установили наличие эмоциональной жизни еще до встречи с окружающим миром, что несомненно повлияло на то каким человеком мы стали сегодня. Что это означает для нашего размышления о начале жизни – мысль или сигнал? Все-таки мысль. Первичной и необходимой для возникновения жизни является именно мысль, облеченная в форму эмоции, несомненно воздействием материального мира через формирующиеся сенсорные системы организма. В жизни родителей беременность это лишь эпизод, чрезвычайно важный, но не способный оказать влияние на какое либо формирование их личностей, для ребенка же это краеугольный камень его дальнейшего пребывания в мире.
Теперь осознав тот факт что еще до первого «выхода в свет» каждый человек уже мыслит и чувствует давайте рассмотрим как он это делает. Примерно первые восемь месяцев малыши не отделяют себя от окружающего мира. Это очень интересная особенность первичного Либидо. Уточню Либидо мы здесь понимаем как общую психическую энергию в качествах определения К.Г. Юнга (C.G.Jung Zwei schriften Uber analytische psychologie Collected works Volume 7). Эта жизненная сила еще не фиксирована ни на чем, даже на собственном теле ребенка и может перепрыгивать с объекта на объект. Такая способность в начале делает младенцев невероятными эмпатами которые считывают эмоции и делятся ими невероятно легко и непринужденно. Конечно речь не о способности к сопереживанию как у взрослых, нет, скорее о ликвидности неосознанных чистых эмоций. Вы всегда можете провести простой эксперимент рассматривая фотографии маленьких улыбающихся детей. Изменилось ли ваше эмоциональное состояние? Эффект усиливается кратно если это реальные дети наблюдаемые очно. Младенцы живут во всем мире, а взрослые в своих домах. И этот мир еще незнакомый вызывает у них бурные психические реакции. Часто делается попытка запретить им чувствовать определяя «гуление» и крик, а так же смех, как обыкновенный рефлекс, превращая ребенка тем самым в подобие пупса на батарейках. Ярые приверженцы материализма борются с детьми так же яростно как и со взрослыми, отсекая все что не укладывается в системы измерений. Младенцы же продолжаю «гулить» и улыбаться получая от этого удовольствие и радуя родителей. В конце концов они вырастут и это младенческое поведение оставит отпечаток на их личности как и период беременности повлиял на их желании плакать или смеяться увидев действительность.
Мир и ребенок едины довольно долго. Момент их прощания друг с другом практически совпадает с первыми произнесенными осознанными словами. Короткие наборы звуков сменяются на конкретные определения собранные из символов-звуков языка и маленькое существо изменяется. Теперь Я это действительно мое тело, вокруг тоже есть такие же тела в которых живут другие Я, а мир это просто все вокруг. Вторая граница достигается незаметно, под радостный возглас родителей. Теперь их маленький ребенок такой же как они, он не просто оформился как материальное тело но и согласился с правилами человеческой жизни.
Подытоживая то что мы узнали обозначим: первая граница это наше появление на свет, мы соглашаемся с существованием материального мира. Вторая граница это наше первое осознанное слово – с этого момента мы говорим, что будет существовать по правилам человеческого общества.