Сознание большинства людей, говорил он, не позволяет им видеть то, что могло бы их огорчить
– Терри Пратчетт «Джонни и мертвецы»
Здравствуй дорогой читатель. Должен признаться что это не обычная «популярная» психологическая книга. По крайней мере ее цель не поделиться исключительно клиентскими случаями и примерами итогов работы с психотерапевтом или психологом. Как вы сможете понять из дальнейшего текста сам факт нашего общения через набор символов это необычайное чудо, мало изученное и осознанное современной наукой.
Буквально в паре абзацев я обязан представиться, чтобы мы на правах знакомства продолжили диалог обо всем этом. Мой жизненный путь весьма извилист: от профессионального журналиста до психоаналитика через управление продажами в нескольких Банках.
В студенчестве процедура интервью привлекла мое внимание техническими нюансами. Затем в период работы на теле-канале за камерой и персонажем удалось увидеть живых людей. А уже в продажах стало невероятно интересно пробовать на людей повлиять.
Итогом всех карьерных передвижений оказался главный вопрос и к себе и к окружающим – а что такое человек в принципе? Что он представляет собой внутренне, информационно, если угодно. Кто мы – биологические автоматы или непознаваемый парадокс? Есть ли у нас свобода воли на самом деле или обстоятельства и исходный код всегда важнее? Чего мы хотим от своей жизни на самом деле, достаточно ли нам для счастья уютного гнездышка с родным человеком рядом или это попытка защититься от бесконечности? Пусть это будет эксперимент. Исключительно силой рассуждений, отсекая фальшивое и многозначное попробуем выйти за границы привычного мышления. И кстати этот эксперимент уже начался.
Сейчас вы читаете. Ваш взгляд бегает слева-направо и обратно примерно по 15-25 знакам в секунду в поисках смысла. Первое значение прочитанной фразы находится в памяти за мгновение. Но подойдет ли оно здесь? Ваш взгляд пробегает еще несколько слов и снова мозг на долю секунды останавливает его, затем находит значение новой части текста, сравнивает его с предыдущей. Теперь вы владеете контекстом. Вы можете сделать вывод. И принять решение – я был прав, это значение подходит. Приятно, не правда ли? Добавляет сил и повышает мотивацию продолжать деятельность.
В книгах мы находим информацию чтобы понимать больше книг, чтобы поддерживать свое Эго, знать больше. С другой стороны в течение жизни мы копим опыт чтобы жить было легче, чтобы жизнь приносила удовольствие, а сами мы становились мудрее. Однако если для того чтобы начать читать достаточно выучить алфавит и накопить запас слов, то для того чтобы жить нам необходимо гораздо больше. Нам нужен смысл, а он может быть только когда мы не одни в этом мире.
У меня есть для вас предложение – давайте в этой главе вернемся к самому началу. Когда началась наша жизнь? В момент зачатия или рождения? Как работает наше сознание и можно ли считать младенцев разумными существами?
По мнению великого немецкого мыслителя Иммануила Канта сознание есть условие существования мира познаваемых вещей, это несомненно одно из условий мироздания (И. Кант «Критика чистого разума» ООО «Издательство АСТ», 2018). Вывести определение сознания можно только из взаимосвязи целого и частного по мнению философа. То есть обладая сознанием мы априори должны иметь некий барьер в общении с миром.
Чувствуете как сразу напомнило Буддизм и растворение своего Я в общей энергии мира? Тишина в голове, отсутствие мыслей есть по большому счету условие отсутствия страданий. В своем аналитическом исследовании «Концепция буддийской нирваны» Ф.И. Щербатский приходит к выводу что корректное понимание буддизма с позиций западной научной мысли затруднено – В своем отчаянии некоторые ученые приходили к выводу, что религиозная и философская система в Индии иная, нежели в Европе, что она не укладывается в изложенные логические построения…(«Концепция буддийской нирваны» Ф.И. Щербатский). И неожиданно схожая логика в определении сознания у классика строгой немецкой философской школы. Это некая аномалия, протест Канта, или озарение? Более того философ допускает существование за пределами сознания неких «вещей в себе», в принципе не познаваемых разумом, чем не мистицизм? Прикрыться сложно даже если вспомнить философов Древней Греции, мир идей Платона, атомы Сократа. Однако не будем уходить в разбор научного или около научного материала и вернемся к первой вспышке – большому взрыву сознания.
Находясь еще в чреве матери плод на поздних стадиях беременности уже обладает мозгом, и органы плода активны, функционируют. Можно ли сказать что плод разумен и в нем протекает мыслительный процесс? Недавно команда Сида Куидье (Sid Kouidier) из Высшей нормальной школы в Париже используя эксперимент с фотографией выяснила что как минимум в пятимесячном возрасте младенцы уже определяют знакомые образы на картинках что свидетельствует о наличии у них вполне «взрослого» образного мышления. Но что же с периодом до рождения? Большую часть своей внутриутробной жизни ребенок проводит в состоянии сна, при этом имея физическую связь с нервной системой матери. Есть обширный ряд свидетельств беременных женщин, еще не знающих о своем положении, которые имеют одну и ту же деталь – всем им снятся маленькие дети или младенцы. В этом случае сомневаться в смысле не приходится. Иногда такие сны случаются еще на самых небольших сроках и сразу попадают в разряд «вещих». Образ ребенка во сне в данном случае чаще всего предстает в форме рыбы.
Однако давайте суммируем факты: младенцы обладают образным мышлением в первые месяцы после рождения (что ранее категорически отрицалось), имея непосредственную связь с нервной системой матери плод сам находясь в состоянии сна провоцирует образ ребенка в момент сна беременной (об этом говорит как раз масса «вещих» снов будущих мам, которые еще не знали о своей беременности). Какой вывод можно из этого сделать?
Еще на этапе внутриутробного развития будущий человек осознается родителем в состоянии сна, при этом осознается как отдельный вполне конкретный образ.
Несомненно мама это первый человек которого встречает каждый, но судя по изложенному выше встречаем ее мы еще задолго до своего рождения. Мы получаем первую форму как расшифрованный сигнал ДНК плода сопоставленный с образными аналогами в разуме матери и превращаемся в объект в ее сновидении. Первая граница в этот момент нами достигнута, Отныне мир фиксируется в рамках понятий – среда, объект. Эммануил Кант указал нам на достаточности этой границы для возникновения разума.
Однако получая такое ограничение своей формы и принимая правила игры в «отдельные вещи» как воспринимает мир сам ребенок? Как мы увидим далее – наше знакомство с правилами материального мира происходит вовсе не как нерушимая данность.
Возможно когда нибудь в будущем мы все таки изучим что было до нашего первого призрачного появления во сне, этом «мире-копии» материальной действительности, однако сегодня мы лишь знаем что произошло после. Отделяясь от тела матери младенец становится полноценным «объектом» реальности как бы продолжая тенденции сновидения в которых он впервые обрел форму. Нельзя не заметить в этом факте прямые аналогии с процессуальной психологией Арнольда Минделла и его идеями высказанным в ряде книг по данной тематике (Arnold Mindell Квантовый ум ISBN 978-5-6040004-6-5). Правда, есть и ряд отличий от предыдущего положения младенца. Как и у призрачных теней которые мы видим во сне наличествует масса искажений от реальных объектов. Что же изменяется?
Во-первых, теперь для него невозможно использовать образы накопленные матерью из-за нарушения связи с ее нервной системой и сознанием. Собственный организм еще продолжает формироваться, его ресурсы ограничены а память об этом мире пуста. Он не способен контролировать свое тело в полной мере, ни движение, ни физиологические процессы. Можно сказать как только мы выходим в мир, чтобы выжить, нам сразу же необходимо делать две вещи – учиться и удовлетворять потребности. Это суровый мир когда мы так беспомощны.
Младенец по прежнему проводит большую часть жизни во сне. Как подробно рассмотрены рамки этой потребности в статье Дубровской М.И. и ее коллег (Ночной сон у детей раннего возраста. РМЖ Мать и дитя. 2021), в возрасте до одного года дети проводят во сне 12-17 часов. То есть как правило реальность сна для них более значима психологически чем объективный мир. В подтверждение этой догадки можно привести результат того же исследования который сообщает что общая продолжительность быстрой фазы сна у младенцев так же суммарно выше чем у взрослых (что вполне логично учитывая более длинную продолжительность самого периода). А это та самая фаза во время которой мы видим яркие наполненные объектами, персонажами и событиями сны. Что же могут видеть в них маленькие дети не обладающие запасом образов даже для уверенного распознавания лиц на фотографиях и не владеющие своим телом для активной физической деятельности? Теперь мы можем обратить внимание на вторую особенность новорожденных.
Во-вторых, окружающий мир для них это совершенно незнакомое место. Учитывая общую приспособленность животных и их приплода к материальному миру, данный факт сам по себе должен привести любого ученого в изумление. Млекопитающие становятся самостоятельными в разные периоды от месяца у парнокопытных с развитой нервной системой до семи месяцев у шимпанзе, обладающих сложным мозгом. Человек же демонстрирует полную неприспособленность к жизненным потребностям и вынужден учиться элементарным вещам. Складывается впечатление что он просто автолюбитель выигравший право учавствовать в профессиональной гонке, и вот, когда все гонщики уже скрылись за поворотом он все еще ищет нужную передачу и боится нажать не на ту педаль. Однако современная биология переложила всю ответственность за эту комедию на Чарльза Дарвина, его «Эволюционную» теорию и молча ссылается на неё, избегая всех подобных вопросов. Приходится констатировать что данная область умышленно не изучается, а интерес к ней порицается мировым научным сообществом.
Почему спросим мы? Ответ очевиден. Для кого то этот факт никак не уживается с его гордыней венца эволюции, для других связан с необходимостью признать существование не только материализма но и психологической природы человека как вида.
Факт же останется фактом – мы приходим неизвестно откуда в этот мир, и он для нас максимально опасен и непонятен еще очень долгое время после рождения. Но что тогда видят младенцы в своих снах, ведь опереться им в конструировании копии реальности, выходит не на что? Они видят то, чего не видим мы взрослые. Они совершенно точно способны чувствовать, выражать определенные эмоции. Из этого коктейля сенсорных данных и эмоций и состоят их сны, бедные образами объектов, но бесконечно полные жизненного смысла.