То, что мне предстоит сказать, вызвано скорее настоятельной потребностью, чем склонностью к апологетике: во-первых, это разъяснение моей личной позиции, как того, кто в течение многих лет жизни в литературе подчинялся ее духовным и другим ограничениям, не имея возможности подняться выше постулатов мистических школ.
Некоторые могут подумать, что в настоящее время мои действия в отношении известных методов гадания неуместны. Далее, на тот случай, если замечания в критической литературе даже в немногом не совпадут с моим мнением, несколько слов о Мисс Смит: наша главная задача состояла в том, чтобы при освещении этой доктрины мы основывались не на собственные домыслы, а согласовывались с Высшим источником. И это единственное, в чем могут возникнуть сомнения в данном случае, не только к работе Мисс Смит, к способностям которой я отношусь с должным уважением, но и в плане тех, кто усомнится в истинности ее посвящения.
Им и любому другому я напомнил бы историю высочайшего Брата Христиана Розенкрейца8, созерцавшего Химическую Женитьбу9 в Тайном Храме Трансмутации, которая внезапно обрывается перед священным порогом, в тот момент, когда он опасается, проснувшись утром следующего дня, оказаться привратником. Подобное происходит даже чаще, чем это можно было бы предположить, когда те, кто сегодня занимает самые скромные места в Храме, вчера за самыми высокими завесами причастия были достойны лицезреть Короля Небес. Этот простой механизм выделяет Адептов и Старших Мастеров из когорты Неофитов, как servi servorum mysterii (служителей службы мистерий10).
Итак, на пути познания, который мало чем отличается от пути Посвящений, с внешней стороны ворот, среди развалин и осколков, так называемых, тайных искусств, мы встречаемся с картами Таро, в реальном существовании которых нельзя сомневаться; и все же эти карты принадлежат к иной культуре, о чем свидетельствует присутствующая в них необычайно высокая символика, которая интерпретируется, скорее, согласуясь с Законами Тонкого Мира, чем с предположениями и интуицией того, кто использует их для гадания. Известно, что Мудрость у Бога становится глупостью у людей, и нельзя даже предположить, во что именно глупость этого мира способна превратить Божественную Мудрость; так же, как ни учителя в обычных школах, ни профессора в университетах не могут предугадать, как будут истолкованы те знания, которые они дают.
Предмет моего рассмотрения, действительно, находясь в руках гадателей на картах, является атрибутом их ремесла; и я не собираюсь убеждать своих читателей в том, что этот факт не может вызвать никаких негативных последствий, но, с другой стороны, не существовало более удачного способа продлить жизнь этой системе; Доктрина в прошлом была заключена в определенные формы карт, созданные руками тех, кто, видимо, презрительно относился к людям, считая их неспособными смотреть на вещи глазами философа, и недооценивал их возможности, позволяющие проникнуть в суть Таро и воспринять его откровение. Наступило время, когда истина должна восторжествовать, что я и предлагаю раз и навсегда сделать, и попытку чего я и предпринял в данной работе, возможно, порой немного отвлекаясь от темы.
Как поэзия – самая превосходная форма выражения всего, что прекрасно, так символика – самое богоугодное средство для выражения наиболее глубоких истин Святилища Тайных Знаний, которые не могут быть высказаны во всей своей полноте обычными словами. Я не беспокоюсь о том, что нарушаю Догмат молчания11, так как недавно я получил из Высшего источника санкцию на обнародование того, о чем разрешено сказать.
Небольшой нижеследующий трактат разделен на три части, в первой из которых я уделил внимание истории Таро и некоторым вопросам, которые вытекают из этой темы и соотносятся с ней. Я хочу при этом заметить, что не собираюсь вносить никакого вклада в историю карточных игр, которая, хоть и известна мне, но в данном контексте не представляет интереса; это необходимый анализ оккультной традиции, распространенной и изучаемый в некоторых эзотерических школах, истоки которой, скорее всего, находятся во Франции, которая в течение последних пятидесяти лет является центром всей фантасмагории, разворачивающейся вокруг карт Таро под предлогом исторического подхода к ним.
Во второй части я рассматриваю символику с позиции некоторых ее наиболее высоких аспектов, что также послужит основной задаче создания полного и исправленного Таро, представленного отдельно в виде колоды с картами, выполненными в цвете; в трактате к черно-белому изображению этих карт прилагается подробное описание. Карты были созданы высокопрофессиональной художницей с соблюдением точного соответствия рисунка и значения под моим непосредственным руководством.
Что касается искусства прорицания, которому посвящена заключительная часть, то в ней, сопоставив все имеющиеся в письменных источниках гадательные системы и значения, я выдвинул на первое место конкретный расклад для гадания, который ранее не был опубликован – и именно это я считаю своим личным вкладом в историю Таро; этот расклад может быть признан, наряду со своей универсальностью, самым простым и способным заменить все другие громоздкие и запутанные формы расположения карт из разных внушительных инструкций.
О поэзии с позиции патологии можно сказать – «бред безбожника и звездочета», обычный человек объявит гения безумцем, и между этими крайностями стоят десять тысяч аналогичных измышлений, сделанных теми, кто, обладая частью первопричины, моделирует и делает из нее все, что угодно. Я не вижу патологии в оккультных посвящениях, и не собираюсь проявлять неблагодарность в отношении их содержания, и пусть ни у кого не возникают сомнения – я не собирался пытаться их реформировать. Кроме того, патология, если бы она и существовала, была бы скорее эмпирической, чем означающей диагноз, и она не имеет критериев отсчета в данном вопросе.
Следующее, оккультизм – это не мистицизм, и он очень редко гармонично сочетается с деловыми способностями в обычной жизни или с реальными событиями в личной жизни. Я уверен в том, что для Высшего искусства нет ничего более бесполезного, чем грубая критика тех, кто утверждают, что идея ошибочна, но они не в состоянии разглядеть ее, так как она просто завуалирована. Я также знаю, как освежает ум после длительного контакта с сомнительной доктриной или трудного исследования встреча с очевидным мошенничеством или, по крайней мере, полным бредом в области Этого искусства. Но, среди аспектов истории, как это просматривается сквозь линзу оккультизма, не все так уж успешно завуалировано, и предлагает настоящие сюрпризы, способные погасить конфликт на уровне логики. Благодаря этому Frater Sapiens dominabitur astris12 выдвигает требование к Братьям Розового Креста – сохранить выдержку среди тумана безумия при рассмотрении Таро с позиции Высших законов символизма.
Истинное Таро – это символизм; оно не говорит ни на каком другом языке и не выражается никакими иными знаками. Учитывая внутреннее содержание его эмблем, символы Таро действительно являются своего рода алфавитом, способным составлять разнообразные комбинации, и содержат истинный смысл всего. На высшем уровне понимания – это ключ к Мистериям в их первозданной форме, которая никогда не была обнародована. Во всех ранее изданных работах о Таро были искажения и отпечатались следы прежних ошибочных расшифровок символов. Причина этого заключается в том, что содержание и значение Мистерий было изложено всего двумя или тремя авторами, с трудами которых не многие имели возможность ознакомиться, да и те были связаны возложенными на себя обетами на запрет разглашения тайн посвящений. Озвучивалась только поверхностная часть значений, и, к сожалению, искусство пророчеств или внутренней (партикулярной) интерпретации карт – l’art de tirer les cartes13 – должно было быть сохранено для Сынов Доктрины.
Допуская вероятность того, что, несмотря на наличие Секретной Традиции вокруг Таро, в один прекрасный момент под победный гром фанфар некая часть Младших Арканов Мистерий станет достоянием публики, я должен предупредить тех, кто проявляет особое любопытство, что расшифровка символики содержит только третью часть14 земли и моря, и третью часть звезд небесных. В этом кроется главная причина отсутствия публичного ответа на вопрос о происхождении и о развитии Таро, оставляя очень многое недосказанным после любого частичного обнародования. Благодаря этому, стражам разнообразных храмов инициаций, которые старательно блюдут тайны своих орденов, нет никаких причин для беспокойства.
В моем предисловии к «Таро Богемцев»15, которое, благодаря счастливому стечению обстоятельств недавно было переиздано после длительного перерыва, я говорил только о том, что в то время было позволено и необходимо. Данная работа сделана более основательно – как я и обещал – непосредственно ради того, чтобы оправдать введение исправленного набора карт, раскрыв при этом истинное предназначение Таро, без всякой завуалированности, насколько это позволено во внешних кругах. Касательно символики последовательности Старших Арканов – их основное и наивысшее значение является более глубоким, чем может сказать обычный язык картины или иероглифа. Он будет понятен тем, кто посвящен в некоторую часть Секретной Традиции. Словесное описание значений, приданных в данном труде Главным Козырным картам, разработаны с целью уничтожить бред и обман их позднего атрибутирования; кроме того, дать те значения, которые направят людей, имеющих дар прозрения, на верный путь; и, в рамках моих возможностей, позаботиться, чтобы их истинное значение в дальнейшем не искажалось.
Как это не прискорбно, но, несмотря на то, что меня могут обвинить в гордыне, я не могу обойти некоторые вопросы. Вращаясь в пространстве между бредовыми идеями тех, кто не знаком с Традицией, но усматривает там нечто, называемое ими тайной наукой и философией, и фантазией тех, кто, соприкоснувшись с некоторыми аспектами Традиции, считает это законным основанием рассеять пыль в глазах мира, я ощущаю, что настало время открыть то, что можно открыть, чтобы, наконец, пагубный эффект от шарлатанства и невежества был сведен к минимуму.
Нам предстоит убедиться в том, что история Таро в основном имеет непрезентабельный вид: выделив и изъяв все домысливания и продукты воображения, мы убедимся, что до четырнадцатого века фактически никакой истории и не существовало. Ошибкой и самообманом является ложная идея о происхождении Таро из Египта, Индии или Китая, вдохновенно изложенная устами первых толкователей, и подхваченная более поздними авторами оккультных изданий, которые не просто воспроизвели первое лжесвидетельство, а из лучших интеллектуальных побуждений внесли еще больше искажений, добавив новых проблем в толкование. Ввиду того, что ассортимент идей, доступных для вариаций, как правило, ограничен, им приходилось прибегать к своей изобретательности. По крайней мере, одна такая блестящая возможность была пропущена, поскольку никем пока не была использована – идея о том, что Таро, возможно, было обязательной дисциплиной и даже, возможно, было изобретено как секретный символический язык сект Альбигойцев16. Я рекомендую присмотреться к этой идее продолжателям дела Габриэля Розетти17, также, как к еще одному «Новому Свету Возрождения» г. Гарольда Бейли18, или, хотя бы, как к тонкой свече, которая вполне могла бы сгодиться в темноте для эксплуатации рьяному и всеядному уму многоуважаемой госпожи Купер-Оклей19. Надо только вообразить, что в роли доказательств могут выступить несуществующие водяные знаки в карте Папы или Иерофанта, связав ее с таинственным Альбигойским патриархом, признаки которого и углядел г. Бейли в водяных знаках на бумаге20, посчитав их достаточно веским аргументом в свою пользу. Вообразите только на миг, что карта Верховной Жрицы представляет самою Альбигойскую церковь; и подумайте о Башне, пораженной Молнией, как об олицетворении мечты о разрушении Папского Рима, города на семи холмах, рухнувшего вместе с понтификом, его троном и его временной властью, расколотых гневом Божьим. Доказательства обнаружатся настолько многочисленными и убедительными, что заставляют обманываться в их значении и тех, кто выдумал их, и тех, кто к этому прислушался. Но существуют еще более значительные моменты, хотя я едва смею покуситься на это.
Когда настал момент для карт Таро – стать объектом первого научного исследования, археолог Курт де Гебелин21 воспроизвел некоторые из наиболее значимых эмблем из старинной рукописи – если, конечно, то, что он использовал можно так назвать, и его гравированные пластины послужили основой для большого числа колод, которые были впоследствии выпущены. Фигуры на них очень примитивны и заметно отличаются и от Таро Эттейлы22