Артур Эдвард Уэйт

Этапы пути

Артур Эдвард Уэйт родился 2 октября 1857 в Бруклине (Нью-Йорк) в семье Шарля Ф. Уэйта, капитана американского морского флота, и англичанки Эммы Ловелл. После смерти мужа (вероятно, они были женаты только два года), в 1858 году Эмма Ловелл возвратилась с сыном в Англию, где их ожидала сложившаяся из-за непонимания родственников весьма трудная ситуация. По-видимому, в поиске духовной поддержки в 1863 году мать Уэйта примкнула к Романской Церкви. В результате в юношестве Артур получил строгое католическое образование. Будучи еще ребенком, он исполнял обязанности служки в церковном приходе Святого Иосифа вблизи Лондона. В отрочестве он даже мечтал о будущем священника, но слабое здоровье и некоторая психическая неустойчивость заставили его постепенно отойти от этой идеи. Тем более, после смерти своей сестры Фредерики, произошедшей в 1874 г., Уэйт впадает в состояние глубокой депрессии. Он, сомневаясь в силе своей веры, отказывается от мысли поступления в Университет и даже обдумывает возможность самоубийства; но это не становится помехой для обращения к помощи церкви. Наоборот, он преодолевает уныние, предаваясь теологическим занятиям, а с 1877 г. начинает сотрудничать с некоторыми газетами, в которых публиковались статьи страстных защитников католической веры, обращенные с критикой к иерархам высшего духовенства.

В возрасте двадцати лет в уме Уэйта дали ростки корни религиозного вольнодумства, характерные для идей Англии того времени. Впрочем, Англия всегда была нацией протестантов, и этика этой веры отражалась в каждом культурном аспекте. Значительное влияние на его миропонимание, как об этом вспоминает сам Уэйт в книге мемуаров «Тени Света и Мысли» (Лондон, 1938 год), оказало чтение молодежных газет, и, главным образом «Юноши Англии». Это был определенный вид еженедельных изданий, типа «желтой прессы» для юношей викторианской эпохи, захвативший интерес Артура в период с юности и до возмужания. Несмотря на запреты своего опекуна и матери, которые считали подобную литературу опасным «промыванием мозгов», Уэйт продолжал увлекательное чтение романтических приключений, историй о пиратах, триллеров, полицейских расследований и т. п.

В возрасте двадцати лет Уэйт начал писать, и в июле 1878 года в периодическом издании «Лентяй» был опубликован его первый рассказ «Том Трухерт». Одновременно он много внимания уделял поэзии, печатая стихи в различных журналах; в 1877 году он напечатал за свой счет первое собрание стихов «Ода к астрономии и другие поэмы». В дальнейшем, после банкротства «Лентяя», он начал писать для других газет, но большая часть предложенных им рассказов так и не была издана, возможно, из-за своей излишней замысловатости.

С течением времени интересы Уэйта сместились в сторону народного литературного наследия, а работа над публикацией статей и набросков инициировала на продолжение собственного интеллектуального поиска. В процессе своих занятий, проходивших в основном в Британском Народном Музее, Уэйт увлекся изучением магических традиций, скрытый интерес к которым внезапно открылся благодаря «вспышке откровения». В 1878 г., прогуливаясь по Лондону, в витрине киоска Уэйт заметил обложку газеты «Медиум и рассвет», издаваемой группой спиритуалистов. Привлеченный заголовками, он купил экземпляр и, возвратившись домой, погрузился в чтение, захватившее его и открывшее двери в новое видение этого мира и мира потустороннего.


Как уже говорилось выше, душевная травма, перенесенная им в период смерти сестры, заставила Уэйта усомниться в католических постулатах, особенно это касалось теории жизни после смерти. Но у его пессимизма нашелся выход в «посвящении» в спиритуалиста. Он погрузился в специализированную литературу и, ассимилировав в себе знания некоторых эзотерических групп, начал сам выступать на заседаниях спиритуалистов и в лондонских средствах массовой информации. Уэйт сохранял необходимую сдержанность в увлечении спиритизмом, что позволяло ему критически относиться к этому вопросу, выявляя обман, с которыми он иногда сталкивался. В то же время Уэйт отклонял чисто рациональные объяснения медиумизма, считая, что на сеансах действительно происходит общение с духами. А сам медиумизм является мистическим способом приблизиться к божественному. Эти идеи, постепенно вырисовывающиеся под влиянием теософии, пропагандируемой в те годы знаменитой исследовательницей восточного оккультизма, русской по происхождению, Еленой Блаватской (основное произведение которой «Разоблаченная Исида» напечатано в 1877 г.), заставили его наладить отношения с некоторыми членами Теософского общества и главным образом с Альфредом П. Сенеттом (1840 – 1921 гг.), одним из наиболее ярких адептов английской теософии. Благодаря влиянию Сенетта, в 80-х годах Уэйт окунулся в серьезное изучение магии. Наиболее привлекательным источником знаний для него явились работы Элифаса Леви, чьи произведения, захлестнувшие английское общество, имели значительное влияние на теософское движение и английское розенкрейцерство.

Уэйт считал Леви «самым блестящим, истинным, привлекательным толкователем тайной философии запада». Но, несмотря на свою эйфорию по отношению к Леви, Уэйт сохранял критический взгляд на французский оккультизм; например, он осуждал историческую неточность и несоответствие переводов первоисточникам. В том числе в 1886 году Уэйт напечатал в журнале «Свет теософии» статью под названием «Элифас Леви и история Таро», в которой указывал на ошибки в датировке самых древних Таро. Согласно Уэйту, настоящая заслуга Леви заключалась в «попытке установления гармонии между религией и наукой» и поиске того, как «используя физические и духовные силы, обрести равновесие, в которых жизнь и бессмертие»». Прежде всего, Уэйт восхищался «красотой моральной философии» Леви и «первым в современном мире» пониманием Старших Арканов, как «суммы всей истории и тайны магического искусства». Однако, Леви не предлагал никакой ясной дороги для тех, кто стремится к Богу: «Его путь был трансцендентным, но не мистическим».

Но Уэйт достаточно быстро нашел другие пути, открывшие новые горизонты его духовных исканий. Во время работы в Британском музее он читал большое количество разнообразной литературы, впитывая массу сведений и знаний из истории и практики оккультных наук. В 80-х годах его главным увлечением была алхимия, которая в значительной степени влияла на его миропонимание: Уэйт был последователем теории Элифас Леви, утверждавшего, что «в алхимических трактатах содержалась доктрина физической и духовной эволюции, которая лежала в основе основ их философии и вытекала из ее применения (на практике в их лабораториях)». Уэйт поддерживал это мнение, добавляя, что «алхимики, будучи ещё и мистиками, обладали секретной теорией универсальной эволюции, которую считали применимой для каждого царства природы… . Применяя эту теорию к минеральному царству, они открыли способ получения серебра, и я поклоняюсь их утилитарным достижениям». Но мастерство алхимиков, в конечном счете, направлено было не на эти цели. Уэйт утверждал, что цель герметичных операций и теургических ритуалов алхимиков можно соотнести с задачей древнегреческих Мистерий: «сознательный и гармоничный союз возвышенной души с божественностью, и ее участие в жизни Бога».

Эти убеждения, которые выкристаллизовались на основе глубокого изучения алхимии, были развиты Уэйтом в его произведениях, напечатанных между 1888 и 1896 годами. Далее интересы Уэйта, как оккультиста, обратились к другим отраслям эзотерики, в которых он надеялся найти ответы на свои вопросы. Большое влияние на мироощущения Уэйта оказало его знакомство с трудами Сен-Мартена1, в которых особое внимание уделяется Таро. В 1899 году он выпускает обширную монографию, посвященную исследованию жизни и творчества Сен-Мартена. При этом Уэйт наследует от Леви идею о том, что символизм масонов, алхимиков и розенкрейцеров, церемониальная магия, спиритизм, Каббала, Таро, легенды Грааля, в общем, все традиции западного оккультизма способны вновь привести к Тайной Доктрине, которая сохранялась живой в веках внутри скрытой памяти инициаций. Как и другие лидеры оккультизма конца 18 века, Уэйт считал, что для сохранения древних традиций были «учреждены мистерии и написаны зашифрованные тексты». Следуя своей благородной идее и опираясь на внутреннее видение, он утверждал, что эти учреждения служили для того, чтобы распространять эти «вечные знания, показывающие человеку путь возвращения туда, откуда он пришел», тем самым, готовя сторонников к вступлению в «Святой Союз» Тайной Церкви, которая может быть открыта в себе в виде духовного опыта. Поиск «истинных хранителей» этой традиции станет одной из господствующих тем литературной деятельности Уэйта и направлений его будущих экзистенциальных изысканий.

«Золотая Заря»

Очень трудно будет понять жизненные приоритеты Уэйта, если не иметь хотя бы общие представления об истории и перипетиях существования «Золотой Зари».

Вкратце история создания Братства «Золотой Зари» такова: в 1886 году английский масон Роберт В. Литтл (1840 – 1878 гг.) был принят в Шотландский Орден Розы и Креста (S.R.I.A), в результате чего получил право основать аналогичное Всеобщее Братство масонов в Лондоне – Английский филиал Ордена Розы и Креста. Иерархическая структура и система степеней, установленные Литтлом, соответствовали системе, принятой в Английском обществе розенкрейцеров, и восходили к немецкому Ордену Золотого и Розового Креста (XVIII век.); это: Новичок или Неофит, Теоретик, Практик, Философ, Младший Адепт, Старший Адепт, Адепт (Свободный Адепт), Магистр Храма, Маг. Эти степени и их символика к тому времени были достаточно известны широкому кругу людей, так как еще в 1877 году были опубликованы в виде «двух таблиц, иллюстрирующих философию розенкрейцеров» в «Королевской масонской энциклопедии» Кеннета Маккензи.

В 1887 г. член S.R.I.A., Уильям Уэсткотт (1842 – 1925), получил от некоего источника, который так и не был назван, несколько шифрованных манускриптов. Один из них включал Ритуалы Магии «Священного Свода» – по мнению Уэсткотта, принадлежал авторству Элифаса Леви: текст содержал описание магического обряда инициации, этапы которого были связаны со Старшими Арканами Таро. Другие документы были написаны тайным шифром, и к ним прилагался адрес немецкого адепта розенкрейцеров Анны Шпренгель, известной в призрачном Ордене Золотой Доминанты под девизом сестры Sapiens Dominabitur Astris (Человек Звездной Доминанты). Уэсткотт, обратившись с письмом к фрейлейн Анне, получил разрешение основать в Англии храм, которому следовало дать имя Исиды-Урании, и отделение организации, впоследствии получившее название Герметический Орден «Золотой Зари» (Hermetic Order of the Golden Dawn).

Так как во главе Ордена по масонскому уставу должно было быть три человека, Уэсткотт утвердил еще двух членов S.R.I.A.: доктора Уильяма Р.Вудмана (1828 – 1891 гг.) и С.Л. Макгрегора Мазерса2 (1854 – 1918 гг.).

1 марта 1888 все трое получили посвящение в Лондоне в «Храме Исиды-Урании 3°» и начали практиковать технику посвящений. В своих церемониях они строго придерживались традиционных ритуалов посвящения. Теоретическая основа доктрины ордена была переполнена алхимическими и каббалистическими мотивами, а область обязательных дисциплин, изучение которых давало возможность переходить на более высокую степень (градус), включала эзотерику (тайноведение), приемы заклинаний, медитацию и искусство предсказаний. Важная часть обучения отводилась Таро, чья тайная атрибутика и ее значение открывались по мере продвижения по степеням. Схема «Золотой Зари» основывалась на «32-х божественных каналах» Дерева Каббалы: каждой степени соответствовала одна из 10 Сефирот, то есть отдельная часть божественного, которые соединялись между собой 22 каналами, соответствующими 22 буквам еврейского алфавита, соотносящимися со Старшими Арканами Таро. В сумме они составляли 32 – число, присущее Каббалистическим Путям Мудрости. Эти Пути, иногда называемые нервами, идущими от Божественного Мозга, являют собой секретную систему, через которую открывается тайна творения. Пути аналогичны 32 степеням Масонства, которые поднимают кандидата до положения Принца Королевского Свода.

Соотношения между сефиротами и степенями выглядели так: 1. КЕТЕР [Корона]



Соотношения между буквами-путями и Арканами Таро были такими: 1. ALEPH [бык]



Иерархическая структура «Золотой Зари», таким образом, была идентична S.R.I.A., но отличалась тем, что назначения высших иерархов в ней происходили выборным путем, начиная со степени Императора до глав отдельных лож. Десять степеней (градусов) были разделены на три ордена: Орден «Золотой Зари», или Внешний Орден, включающий четыре степени, от Новичка до Философа; Орден Алой Розы и Альфа Креста (O.R.R. или А.С.), включающий три степени Адептов; и Первый Орден, или Внутренний Орден, который относился к высшим степеням Магистра Храма и Мага, принадлежащим Главам Ордена, и Императора – титулом, соотносящимся с «Короной» дерева Сефирот.


Дерево Каббалы

Согласно доктрине, практиковавшейся во французских и английских оккультных школах, Вселенная и Бог отражаются в Дереве Сефирот, символизируемых Деревом Познания Добра и Зла в Небесном Эдеме. В Золотой Заре через это проявлялась идея: человеческая душа может возвратиться в Эдем, совершая путь по ветвям Дерева, которые идентифицировались с Арканами Таро. Первородный Змей символизирует силу, препятствующую в достижении Высшей Короны, которую необходимо побороть, чтобы продолжить длинный путь восхождения.


«Золотая Заря» никогда не была особенно многочисленной, но она объединяла известных деятелей оккультизма и мира искусств: это были личный астроном графа ди Скоци Уильям Пейк; ученый Уильям Крукс; буддист и мистик Алан Беннетт; «Великий Зверь» Алистер Кроули; ирландский поэт Уильям Б. Йетс; алхимик Уильям Ят; знаменитые актрисы Сара Бернар, Флоренс Фарр; сестра философа Анри Бергсона, Мина, жены писателя Оскара Уайта, Костанция Мари, и теолога Матерса; французский оккультист д-р Папюс; ирландская революционерка Мод Ганэ; писатели Алгернон Блэквуд, Брэм Стокер и Артур Макен.

В январе 1891 Уэйт был допущен в «Золотую Зарю» как Новичок, получив имя «Сакраментум Реджис» («Sacramentum Regis»), а в апреле 1892 года он удостоился степени Философа. Несмотря на то, что уже в том же году он стоял на пороге посвящения в O.R.R. и A.C., его восхождение по иерархической лестнице было приостановлено. Вероятно, это произошло из-за отсутствия у Уэйта средств на очередной взнос, необходимый для перехода в следующую степень. В 1893 году он был отстранен от Ордена, но в феврале 1896 года, очевидно, благодаря помощи многочисленных друзей, был снова допущен до голосования, и в марте 1899 года получил степень Младшего Адепта. К этому времени Уэйт был уже женат на Аде Лэйкман, Лукасте (1883 или 1884 г.), которая впоследствии родила ему дочь Сибиллу.

Пребывание в Ордене для Уэйта нельзя назвать безоблачным, причиной чего были, то ли его критика позиции Братства в отношении мистики, то ли скандалы, в то время потрясавшие «Золотую Зарю». Уэйт писал: «До меня стали доходить слухи, из которых я, на основании тогдашних своих убеждений, сделал вывод, что мне лучше держаться в стороне от всего происходящего. Дело было не в морали – учитывая, что речь шла о Братьях и Сестрах; и в этом отношении можно с полным правом утверждать, что за весь рассматриваемый период в рядах «Золотой Зари» не возникало и намека на скандал. Однако сами действия представлялись весьма сомнительными с юридической точки зрения, и – если меня правильно информировали, а я уверен, что это так, – руководителям Ордена не следовало бы принимать в них участие».

Действительно, в течение нескольких лет вокруг «Золотой Зари» складывалось негативное мнение, частично за счет авторитарного давления со стороны Матерса, который в 1891 сменил Вудмана на должности Императора. Первые проблемы Матерсом были разрешены путем удаления особо раздраженных сторонников прежнего руководителя. Наиболее острый конфликт возник в феврале 1900 г., в тот период, когда Матерс находился в Париже в организации Движения Исиды, где он вел переговоры с неким Тео Оросом и его женой, которая позиционировала себя как реинкарнация Мадам Блаватской. Супруги основали братство, названное ими Союз Теократии, посвятив его культу тайного мессианства, целью которого стала подготовка человеческого сознания к возвращению Христа и Девы Марии. Матерс проникся доверием к этим мошенникам и выдал им свидетельство, в котором удостоверял их принадлежность к Лондонскому Храму «Золотой Зари», в то время как некоторые члены Ордена, раскусившие Оросов, были настроены крайне негативно, считая самоуправство Матерса несовместимым с идеями «Золотой Зари».

В этот же период группа адептов, во главе которой находились Уэйт и Ф. Фарр, была весьма обеспокоена слухами о скандалах на сексуальной почве, связанных с неким юношей и Алистером Кроули. В Париж было отправлено письмо, в котором выражалось крайнее недовольство ведением дел в Ордене, но Матерс, предположив, что речь идет о мятеже, возглавляемом Уэсткоттом, прислал очень жесткий ответ. Кроме того, он заявил, что никогда не существовало личных или письменных сношений между Анной Шпренгель и другими Главами Ордена «Золотой Зари», и что все это является подлогом Уэсткотта, дискредитирующим его авторитет. Это положило начало расколу в Ордене.

Лондонская группа учредила комитет, которому было поручено расследование инцидента, но Уэсткотт отказался дать объяснения, в то время как Матерс настраивал мятежников к безоговорочному подчинению своей власти, как Императора, и с этой целью в роли своего временного заместителя назначил Кроули. Последний отправился в Лондон и занял помещение Храма, но два дня спустя, когда он, в ритуальной одежде – шотландском костюме и черной маске, был вновь уже официально представлен, Уэйт вытолкнул его вон и вызвал полицию. Так к предыдущим проблемам добавился спор о законности власти в Ордене, который так и не был решен из-за процессуальных проблем.


Эдемский Сад

На диаграмме Адам и Ева до их изгнания из Рая. В символике каббалы женщина сверху – духовная субстанция сознания, называемая нешамах (neshamah). В терминах Апокалипсиса – она «облаченная в Солнце». Внизу в образе Евы – часть ума, называемая нефеш (nephesh) – инстинкты или бессознательное, то, что является корнем всех человеческих страстей, символами которых выступают изображенные внизу семь драконьих голов. В центре поддерживаемый Евой Адам – ум, названный рух (ruach), то есть эго, которое находится еще в стадии развития; он символизирует человеческую расу, как избранника на дороге пробуждения.


Изгнание из Эдема после падения

В этой диаграмме Дракон распростер свою власть над Евой, и она устремляется вниз, притягиваемая жаждой познания. Ничто уже не удерживает Адама, который становится добычей страстей и физических желаний. Но осознающие силы Дракона способны дать паре самосознание. В действительности Дракон символ и изначального зла, которое предстоит победить, но для тех, кто достигает внутреннего равновесия, он же символ «пробуждающей» силы, способной вернуть в Эдемский Сад древнюю Славу: мистический брак с Богом и бессмертие души.


В апреле 1900 года сторонники ложи «Исиды-Урании» выпустили новую конституцию и избрали Распорядителем, с возможностью ежегодного продления этой должности, Уэйта. Но это не принесло мира между адептами; начались разногласия непосредственно из-за мистических ритуалов, которые могли получить развитие в Храме, а затем в сентябре 1901 года обострился скандал вокруг Оросов, окончательно разделивший адептов, в следствие чего многие из них отошли от братства. Тем временем Лондонцы исключили Матерса и всех его сторонников из Ордена, и последние решили сформировать собственный Храм «Альфа и Омега».

К этому времени Уэйт полностью разочаровался в ритуалах «Золотой Зари», которые не устраивали его как формой, так и содержанием, и он принял решение переработать их и направить Орден на путь мистики, а не магии. В своем неустанном поиске источников тайных обрядов Уэйт обращался к масонству, став, буквально, «коллекционером» Посвящений. В этом предприятии его поддерживал член «Золотой Зари» египтолог Маркус Уэсли Блэкден. Уэйт писал: «Настал день, когда мы с Блэкденом всерьез задумались о масонстве и предположили, что, быть может, связав в единую систему самые распространенные и господствующие в различных традициях обряды, удастся глубже проникнуть в смысл и символизм Ритуала. … Разумеется, важную роль в этих робких размышлениях играло предположение, что, буде наша попытка увенчается успехом, это может оказаться полезным для ордена «Золотой Зари»». Хотя Уэйт и был достаточно сведущ в масонской символике и мистериальных церемониях по литературным источникам, он надеялся получить знания из первых рук. По его собственным словам, он «предчувствовал, что вскоре с большой вероятностью состоится встреча с обладателями высоких степеней, если не из иерархии Ремесла и Свода, то, по крайней мере, с теми, кто разделял наши убеждения, для кого символика была открытой книгой, а ритуал – вратами в царство благодати».


Уэйт в облачении Императора Братства Розы и Креста3


19 сентября 1901 года Уэйт прошел посвящение в ложе Ранимида № 2430 в Рэйсбери (Букингемшир). 10 февраля 1902 г. Уэйт и Блэкден были посвящены в тайны Ремесла в ложе Сент-Мэрилебоуна №1305. Правда, это посвящение не принесло Уэйту духовного озарения: «Для меня это был занимательный опыт в нескольких отношениях – главным образом, постольку, поскольку это было до такой степени тривиально, что я и сам мог бы рассказать Достопочтенному Мастеру всё, что он мне поведал. Это посвящение для меня было не более чем средством на пути к цели: я с нетерпением ожидал следующих степеней».

Пройдя масонское посвящение, Уэйт сразу же направил свои поиски к высшими степеням различных Орденов, дабы получить доступ к новым мистериям Посвящения.

10 апреля 1902 г. его и Блэкдена по рекомендации Палмера-Томаса и поручительству Уэсткотта возвели в степень Ревнителя Английского общества розенкрейцеров. Затем, 1 мая 1902 г., оба были посвящены в тайны Святого Царственного Свода в Столичном отделении № 1507, после чего, спустя всего неделю, на церемонии в Общине короля Эдуарда VII их провозгласили Рыцарями Храма. На этом они временно остановились, и Уэйт стал готовиться к путешествию в Швейцарию и к долгожданному посвящению в тайны Исправленного Шотландского обряда, в степень Благословенного Рыцаря Святого Града. В процессе общения с Блицем, адептом этого Ордена, Уэйт пришел к выводу, что Исправленный Шотландский обряд сохранил в своих ритуалах дух той тайной традиции, которая «не только сообщает нам, что Душа «приходит издалёка» и возвращается туда, откуда пришла, но и «очерчивает Путь Восхождения».

К тому времени Уэйт уже много лет разрабатывал теорию, согласно которой все эзотерические доктрины, будь то алхимия, еврейская каббала, легенды о Святом Граале, розенкрейцерство, христианский мистицизм или масонство, суть сокровенные способы непосредственного познания Бога. В работах Уэйта нельзя найти четкой формулировки этой идеи, но некоторые ее аспекты разбросаны в разных местах, например в «Тайная Традиция в масонстве» говорится: «Тайная Традиция включает в себя, во-первых, летопись утраты, постигшей человечество, а во-вторых – хроники возвращения утраченного. …Хранители этой традиции втайне поддерживали ее с помощью института мистерий и тайных книг», или «Тайная Традиция есть древнее знание о том, как средствами внутренней жизни человеку вернуться туда, откуда он вышел». В ней присутствуют знания об «а) эпохальной сущности этой утраты; б) несомненности грядущего возвращения; в) того, что утраченное все же сохраняется где-то в этом мире, хотя и глубоко скрыто, и, реже; г) того, что суть утраченного в скрытой форме пребывает рядом с нами, совсем близко». Для масонства «эти утрата и возвращение наиболее важны… средний этап этого – отверженность, побуждающая к поискам». Уэйт считал, что правильное понимание этой традиции в той форме, в какой ее сохранило масонство, позволит ему самостоятельно разрабатывать ритуалы, способные привести кандидата к духовному просветлению.

Чтобы свести собранные материалы в единую систему, 2 декабря 1902 г. Уэйт с помощью Блэкдена и Палмера-Томаса учредил в доме последнего «Тайный совет обрядов»: «Я предложил составить втроем Тайный совет обрядов, каковое предложение было принято с радостью; после чего мы договорились хранить существование этого Совета в строжайшей тайне. Мы создадим настоящий оккультный орден Неизвестных Философов – сокрытый от всего мира», – писал Уэйт в своем дневнике. «Неизвестными Философами» именовались древние мудрецы Братства Розенкрейцеров, которые хранили в тайне свои имена, свое местонахождение, дела и даже могилы. Но именно им, по преданию, были доступны самые Высшие знания и теургия – и, по-видимому, Уэйт ощущал в себе некую преемственную связь с Неизвестными философами средневековья.

Именно это служило мотивацией для получения доступа к тайнам Исправленного обряда, сохранившего Тайную Доктрину более полно, чем прочие обряды масонства. Но одновременно с подготовкой к путешествию в Женеву он продолжал коллекционировать другие ритуалы и обдумывать стратегию, которая позволила бы ему к 1903-му году взять под контроль орден «Золотой Зари», охваченный смутой.

В Женеве в феврале 1903 г. Уэйт получил анкеты соискателя, текст клятвы и ряд «испытательных вопросов»; в ответах на вопросы он высказал свое убеждение в том, что «за масонством стоит некое иное масонство, тайны которого не сообщаются членам лож обычным путем, но в нужное время становятся известны нужному человеку. Однако он должен войти через дверь и пройти предварительные степени, чтобы достичь этих неизреченных целей». 28 февраля 1903 г. Уэйту присвоили две степени: Оруженосца-Послушника и Благословенного Рыцаря Святого Града, – хотя по правилам между посвящениями в эти степени должен был пройти год.

В этот период Уэйт также посетил Шотландию, чтобы пройти посвящение в Древний Великий обряд 47о, где, как он писал в своем дневнике, «приобрел ритуалы Древнего Великого обряда от 4-й до 44-й степени и … к тому же, неожиданно для себя, оказался посвященным ордена Шотландского Храма … был посвящен в самые разнородные масонские обряды, в соперничающие между собой степени Царственного Верховного рыцаря Мальты, Красного Креста Рима и Константина, и даже в степень Царственного Верховного Морехода».

В 1904 году, во время очередного кризиса Ордена, Уэйт собрал собственную группу, назвав новую организацию «Исправленный Орден Золотой Зари». Этот Орден просуществовал до 1914 года, в котором Уэйт принял решение его расформировать и создать «Братство Розового4 Креста» (FRC – Fellowship of the Rosy Cross). Это название отсылает к Розенкрейцерам и их Братству Розы и Креста, в недрах которого, по-видимому, Уэйт искал знание той Тайной Доктрины, которая согласовывалась с его идеями, и поиск которой стал целью его жизни.

На протяжении всего этого периода Уэйт усиленно занимался литературной и исследовательской деятельностью, основной темой которой являлась история розенкрейцерства и масонства. Уэйт написал ряд статей для собственного журнала «Хорликс Мэгэзин» о происхождении масонства и о некоторых особо загадочных высших масонских степенях. Они были опубликованы также в «Мистических исследованиях» (1906 г.). Далее последовала статья «Место масонства в посвятительных обрядах» для Английского общества розенкрейцеров и серия статей об истории и символике Тамплиеров, представленных в 1908 – 1910 гг. в общине Санта Мария, основанной Уэйтом в 1906 г.

В июле 1911 г. было опубликовано, по словам самого автора, «красивейшее из всех посвященных масонству изданий, когда-либо выходивших в свет во всех странах и на всех языках», ставшее «первым вкладом в масонскую литературу» Уэйта. «Обряд Метки (англ. the Mark) вернул масонству утраченную идею мессианства, а Царственный Свод возвратил ему идею Троицы». К этому времени относится и публикация работы, наиболее интересующей нас в контексте этой книги – «Иллюстрированный Ключ к Таро». Знаменателен тот факт, что работа над «исправленными» картами Таро приходится как раз на период усиленной разработки этой идеи, естественно нашедшей свое воплощение в «Иллюстрированном Ключе».

Первое собрание Братства Розового Креста (FRC) состоялось 9 июля 1915 г. в отеле «Де Кейсер» на набережной Виктории. На последовавшей в тот же день церемонии освящения Храма Salvator Mundi (Спаситель Мира) Братства Розы и Креста присутствовало 10 братьев и 1 сестра. Для вступления в Братство Розы и Креста не требовалось масонское посвящение, но на практике большинство его членов обладали не только ремесленными, но и высшими масонскими степенями. Кроме того, к новому ордену стали активно присоединяться сомасоны и сестры из теософских кругов.

Уэйт и еще десять членов приняли посвящение в члены Братства Розового Креста, а Уэйт был произведён в Императоры. Иерархическая структура Братства была основана на Дереве Жизни, как и «Золотая Заря». Кроме того, FRC был разделен на четыре ордена, символизирующие четыре мира, позволяющие членам Братства при происхождении степеней получать также Посвящения высшего мира.

Ритуалы Посвящения основывались на обрядах, ранее разработанных Уэйтом в «Исправленной Золотой Заре», а также были частично позаимствованы из опыта многочисленных мистерий масонских Посвящений автора. Все ссылки на язычество и египетские мистерии, ранее присутствующие в церемониях Ордена, были удалены, а ритуальная магия очищена, и в своем символизме полностью подчинилась христианским традициям розенкрейцеров. Таким образом, «Братство Розового Креста» выступило как религиозный Орден, чьей целью стало объединение сторонников «таинства аналогии между явлением в физической жизни и новым проявлением, или восстановление мистической жизни с её тайными процессами … принадлежащими Святилищу и предназначенные самому Святилищу».

Нужно отметить, что в том же году, когда была основана FRC, Уэйт сдал в печать его самое значительное произведение о мистике – «Путь Божественного Союза» («The way of of Divine Union»), посвященное западному символизму, отражающему путешествия человеческой души к Божественному Центру. В этом труде он возвеличивал мистический опыт, помещая его на вершину любого магического явления, делясь своим опытом в исследовании внутреннего «Я» человека. Вдохновляясь философией Сен-Мартена, Уэйт превозносил «Единение с Богом», как способ, поддающийся управлению и наиболее приемлемый для реализации того чувства любви, которое превосходит физические границы и устанавливает союз с божественностью». Тайны «Единения с Богом» были описаны Уэйтом, безусловно, на языке, мало понятным простым людям, о чем можно судить даже по небольшим приводимым здесь цитатам. Но внутри FRC они были восприняты, как откровение, делающее церемонии Ордена значительными и волнующими. В 1916 г. Форт Ньютон писал: «Предостерегая нас от темных переулков, ведущих в тупики, и ложных маяков, манящих на скалы, брат Уэйт возвышает свой голос против тех, кто открыл оккультный ящик Пандоры на алтаре масонства. Посвятив много лет изучению оккультизма, магии, примет, талисманов и тому подобного, он сумел провести четкую границу между оккультизмом и мистицизмом – и тем самым поступил мудро».

В 1914 году Уэйт покидает ряды Английского общества розенкрейцеров, потерпев в нем поражение на выборах Священника, а затем постепенно отказывается от работы в розенкрейцерских организациях. Кроме того, он рассорился с Блэкденом, не сошедшись с ним во взглядах на деятельность Храма Исиды-Урании ордена «Золотой Зари».

В 1920 г. Уэйт переехал из Лондона в Рэмсгейт (Кент) и вышел из состава всех организаций, кроме масонской ложи Ранимида, в работе которой он на протяжении предыдущих десяти лет принимал деятельное участие, и членом которой оставался до конца своих дней. К этому времени Братство Розы и Креста полностью пришло в упадок. В 1924 г. умерла Лукаста, жена Уэйта, и он вторично женился на Мэри Бродбент Шофилд, состоявшей в ордене Уэйта под девизом «Una Salis» (лат. «Единственное спасение»).

Последние годы жизни Уэйт провел в Бишопсбурне (Кент); там же он скончался в 1942 году и был похоронен на местном церковном кладбище. Многочисленные некрологи, напечатанные в газетах, восхваляли труды и жизнь Уэйта. Некоторые мистики считают примечательным, что могилу Уэйта и ныне покрывает густой ковер белладонны – растения, одновременно лекарственного, но галлюциногенного и ядовитого.

Таро Уэйта

Артур Эдвард Уэйт оставил после себя огромное литературное наследие, которое включает 56 собственных книг: монографий на тему различных эзотерических направлений, исследования по истории масонства и других тайных обществ, работ, посвященных мистикам и магам прошлого. Он описал четыре десятка ритуалов по двум Орденам, которыми руководил; в течение всей жизни он вел дневники с подробными записями и заметками для будущих произведений, часть из которых так и не была написана. Среди работ Уэйта есть много поэтических и мистических произведений, которые пока не известны широкому читателю. Кроме того, Уэйт перевел на английский язык около 40 произведений разных авторов, в том числе сочинения Элифаса Леви и Папюса, а также подготовил переиздания целого ряда мистических и алхимических трудов (в частности, работы Томаса Вогана). Без сомнения, самая известная его работа – это «Иллюстрированный Ключ к Таро», вызывающая непреходящий интерес не только у специалистов, но и у обычной публики, создание которой относится к периоду «Золотой Зари».

Как было сказано выше, символизм Таро играл для членов «Золотой Зари» большую роль, так как числовая последовательность Старших Арканов, соотнесенная с буквами еврейского алфавита, ассоциировалась с каналами Дерева Каббалы и служила некими «Метками» или маркерами степеней Посвящения. До создания собственной системы Таро в Ордене пользовались в основном колодой и инструкцией к ней, составленной Элифасом Леви. В 1856 г. в своей работе «Догма и ритуал» («Учение и ритуал высшей магии») Элифас Леви впервые связывает каббалу и Таро, ассоциируя Старшие арканы Таро с буквами иврита, а значит, и с путями Каббалистического дерева Сефирот.

Именно этой схемой воспользовался С. Л. Макгрегор Матерс при создании своей колоды Таро специально для «Золотой Зари». В 1887 году Матерс начинает описывать эзотерические атрибуты Таро в своем манускрипте «Liber Т» («Книга Т»). В 1888 году он издает небольшую книжку «Таро: краткое руководство по толкованию карт», в которой, опираясь на колоду марсельского типа, приводит соотношения Козырей и букв еврейского алфавита, заимствованные у Леви. Одновременно он разрабатывает отличную от этой систему, получившую завершение в «Книге Т», предназначенной только для членов Ордена. Рисунки к новой колоде сделала супруга Матерса. Ученики должны были собственноручно копировать карты и хранить копию колоды в тайне, используя ее только лично, и не позволять распространиться за пределы «Золотой Зари». Правда, по прошествии некоторого времени «Книга Т» была опубликована и известна как Таро «Золотой Зари» и «Liber T».

Макгрегор Матерс, изменил колоду Таро в соответствии со своими представлениями. Он не только полностью поменял символику, но и переставил карты местами: Сила переместилась на номер VIII, а Правосудие (Справедливость) – на номер XI. Дурака он поставил не в конце последовательности Козырей, а в начале. Таким образом, Дураку стала соответствовать не буква шин, как во французской системе, и не тау, как в американской, а алеф. Кроме того, Матерс изменил порядок Младших Арканов: в начале у него идут Тузы, затем Карты Двора, потом в сложной астрологической последовательности Номерные карты.

Уайта не удовлетворяли ни традиционные варианты Таро, ни «исправленные» Матерсом. Поэтому в период основания Исправленного ритуала «Золотой Зари» он решил создать «исправленную» колоду Таро, через символику которой надеялся проводить свои идеи, о которых говорилось выше. В 1909 г. Уэйт закончил работу над книгой «Ключ к Таро» и заказал сопроводительную колоду к этой книге художнице Памеле Колман Смит, состоявшей в его реорганизованном ордене «Золотой Зари». Уэйт не без основания доверил работу над изобразительным рядом карт молодой художнице.

Памела Колман Смит (1878 – 1951 гг.) родилась в Англии в семье американцев. В юные годы она жила то в Лондоне, то в Нью-Йорке и на Ямайке. Колман Смит примкнула к «Золотой Заре» в 1901 году, тогда начали проявляться ее медиумические способности; она зарисовывала видения, которые посещали ее под влиянием музыки, и Уэйт, по-видимому, именно благодаря этому обратил внимание на художницу. Во время раскола в Ордене 1903 года Смит перешла на сторону Уэйтовской группировки, как говорил тот же Уэйт, потому что «ей нравились его церемонии, хотя она не претендовала на понимание их внутреннего содержания». Несмотря на это, Уэйт предполагал, что художница, без сомнения обладающая богатым воображением и экстрасенсорными способностями, под его непосредственным руководством сможет создать прекрасно выполненную и, что наиболее важно, символически правильную колоду, пригодную не только для гадания, но и для поставленной им Высшей цели. Недаром в своем «Ключе» Уэйт уделил несколько позитивных строк Памеле Колман Смит, тем самым, запечатлев ее имя в анналах истории.

Уэйт направлял Колман Смит к созданию изображений, соответствующих той интерпретации Старших Арканов, которые содержали бы в себе высшие аспекты значений. Вместо принятых ранее в «Золотой Заре» египетских мотивов, Уэйт предпочел обратиться к художественным образам Ренессанса, которые ранее вдохновляли прерафаэлитов и символистов. Если сравнить рисунки карт с некоторыми экземплярами 16 века, то они, буквально, кажутся скопированными с оригиналов, например, с Таро «Sola Busca»5, которые Уэйт, безусловно, видел в энциклопедиях по истории карт.

С другой стороны, Уэйт опирался также на описания Таро в манускриптах Уэсткотта и «Liber Т» Матерса, хотя это и не является столь очевидным.

Кроме того, в Уэйтовском Таро много символов, связанных с Артуровским циклом6 и литературой Розенкрейцеров, как будто оно предназначалось для Высокой Церкви и Святого Грааля7. Недаром в статье под названием «Отражение Священных мистерий Грааля в талисманах Таро» (1909 г.) Уэйт проводит ассоциацию между атрибутами, которые часто присутствуют в легендах о Святом Граале, и четырьмя мастями Младших Арканов (чашами, жезлами, мечами и магическими фигурами, пентаклями).

Новая колода, выполненная Колман-Смит под руководством Уэйта и опубликованная в издательстве «Райдер & Компани», известна ныне под названием «Таро Райдера-Уэйта».

Еще одной заслугой Уэйта в данной области стала популяризация расклада «Кельтский крест», включенного им в программу обучения членов Первого Ордена «Золотой Зари», который дает явное понимание того, что «Крест», как и некоторые другие формы раскладов, могут быть использованы как инструмент магии.

Естественным для мистика выводом, сделанным Уэйтом, было и утверждение, что Таро не только является атрибутом гадания, но, для тех, кто практикует работу с ними, участвует в завершающем этапе эволюции человека на пути к совершенству. Действительно, Таро развивают потенциальные способности человека к ясновидению и яснослышанию, а, кроме того, могут стать неким компасом на духовном пути.

После публикации «Иллюстрированного Ключа к Таро» Уэйту еще не раз представлялся случай высказать свои мысли о Таро. В этой связи следует упомянуть его обращение к членам FRC, содержащее доклад «Таро Розового Креста» о связи Старших Арканов и путей Древа Каббалы. В заключительной части статьи «Старшие Символы Таро», изданной в 1938 году в его книге мемуаров «Тени Жизни и Мысли», основной акцент сделан на том, что «необходимо понимать, что сущность оккультизма зависит от интуиции и личного воображения». Уэйт признавал, что получил свою «инициацию только от Бога и как результат личного поиска».

Благодаря высокой эзотеричности колоды Уэйта и её многоуровневой символике, а также удобному для использования руководству, это Таро пользуется большим спросом у оккультистов и мистиков на протяжении уже ста лет!


Иллюстрированный Ключ к Таро – общепринятое название работы.

Иллюстрированный (в подлиннике «THE PICTORIAL») – скорее переводится как «пиктографический», то есть состоящий из рисованных пиктограмм, что коррелируется с понятием Пантакль, символ. Пантакль – механизм, открывающий энергетический канал слышания или непосредственный путь к Хранилищу Божественных Знаний. Пантакль, как правило, представляет собой геометрическую фигуру, в которую внесены символические знаки или рисунки, являющиеся архетипами или сюжетами, отражающими формы мысли (мыслеформы).

Ключ – это не шифр. Ключ предполагает наличие двери, за которой находится нечто недоступное для тех, кто не может открыть замок за отсутствием ключа. В этом контексте – Ключ представляет собой некий инструмент, позволяющий проникнуть в хранилище, в данном случае, тайных знаний. Этот инструмент – мыслеформа, заключенная в текст, приложенный к пиктограммам, который играет роль «призыва», наподобие заклинания, молитвы или мантры. (Подробнее об этом можно узнать из книг Учения Третьего Луча, изданных в издательстве «Авваллон»).

Идея Уэйта в том и состояла, что целеустремленный человек, владеющий Ключом, сам способен открыть дверь Аркана Таро и, пройдя за ЗАВЕСУ, стать Посвященным в Тайную Доктрину.

Загрузка...