Икона является, как и слово, «одним из средств познания Бога, одним из путей к объединению с Ним». VII Вселенский собор определил значение икон как напоминательное: иконы побуждают молящихся «к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним». По сюжетам иконы можно разделить на:
Иконы Святой Троицы – символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.
Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.
Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.
Иконы святых и сил бесплотных.
Иконы праздников и событий священной истории.
Символические и аллегорические композиции.
Иконопись – создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.
Все находящиеся иконы в храме имеют свое значение, находятся на своем месте.
Следует знать, что каждая икона висит на своем месте не случайно. В центре обязательно находится так называемый Деисусный ряд, в котором находятся многочисленные святые, мученики. В его центре – икона Христа Вседержителя. Сверху – праздничные изображения, среди которых – сюжеты из Нового Завета. В центре иконостаса находятся Царские врата, за которыми – алтарь. По бокам – образы с ликами Христа и Богоматери. Также есть еще и нижний ярус, который заполнен иконами святых, а также изображениями праздников, которые здесь более чтимы. Говоря о том, что означают иконы в церкви, можно отметить их важность в различных обрядах, в напоминании о Господе для верующих. Некоторые имеют особый статус как исцеляющие от недугов, исполняющие мирские желания. К ним обращаются также с благодарностью за помощь. Считается поэтому, что иконы в церкви являются посредниками.
Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды – на голове и плечах.
Существует несколько типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.
Оранта – Молящийся – один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению – «Нерушимая Стена». В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование – «Знамение». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение – это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия. На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в полный рост, как, к примеру, на Ярославской Оранте (Великой Панагии – от греч. Havayla – Всесвятая) и Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной иконе.
От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративноприкладному искусству. Развитием иконографии «Знамения» стали композиции таких икон, как «Неупиваемая Чаша».
Елеуса – Милостивая, Милующая, Умиление – один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона предвещает крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона. В византийской стенной росписи также можно встретить ростовые изображения Богородицы, близкие типу Елеусы. Разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип «Взыграние Младенца», особенностью которого является касание ручкой Младенца лика Богородицы, одной из главных святынь Дивеевского монастыря является икона «Умиление» – на ней Богородица изображена без Младенца. Икона была главной святыней Троицкого собора монастыря, перед ней молился и скончался Серафим Саровский, отчего её также называют «Серафимово Умиление». Он называл её «Всех радостей Радость». Сейчас образ находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха.
Одигитрия – Указующая Путь, Путеводительница – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса. Основной смысл этого образа – явление в мир «Небесного Царя и Судии» и поклонение царственному Младенцу. Самая первая Одигитрия (Влахернская икона), выполненная евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Икона стала охранительницей Константинополя. Ее не раз выносили на городские стены во время нападения врагов. Кроме того, во вторник каждой недели с иконой совершался крестный ход по всему городу.
Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных, Корсунская-Торопецкая.
Панахранта – Всенепорочная, Пречистая, Всемилостивая, Всецарица – один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. Известные иконы этого типа Кипрская, Киево-Печерская, Ярославская (Печерская), Псково-Покровская, «Державная», «Всецарица».
Агиосоритисса – Святорачица, Халкопратийская – один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три четверти с молитвенным жестом рук. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением за род человеческий, отсюда ещё одно именование – Заступница. Один из видов икон, представляющих Богородицу Агиосоритиссу в русской иконописи получил название Боголюбская (по имени князя Андрея Боголюбского), которому по легенде явилась Богоматерь со свитком в правой руке и с левой рукой, простёртой на молитву к видимому на возду хе Христу. Подлинная икона, находящаяся во Владимире, считается чудотворной. На таких иконах «восстанавливается» деисусная композиция, к части которой восходит икона Агиосоритиссы: Богородица представлена стоящей в рост, в молитвенном обращении к Своему Сыну, изображаемому в небесном сегменте в верхнем углу. К ногам Божией Матери припадает святой Андрей Боголюбский, а также часто и дополнительно избранные персонажи, число и состав которых чрезвычайно различен в разных изводах. На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии, указывающей Путь припадающим.
Помимо икон Богородицы к Её иконографии относят иконы Богородичных праздников.
В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований Её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты.
Существуют чудотворные иконы. Иконописное изображение может почитаться как источник чудотворений различного характера (чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре). Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия, действующая через икону. В Православной церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом. В основном это иконы Богородицы.
В православной традиции, по преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, который, написав икону Богородицы, принёс её Деве Марии и та сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут».
Основанием для почитания того или иного образа чудотворным является удостоверенные духовными властями случаи чудесной помощи по молитвам перед иконой. В период преобразований Петра I был издан ряд указов по борьбе со стихийным почитанием чудотворных икон. Указом 21 февраля 1722 года было установлено отобрать чудотворные иконы из частных домов в соборные церкви и монастыри. Этот указ определил дальнейшую судьбу чудотворных икон и разделил почитание икон на разрешенное и недозволенное: поклонение старым, давно известным и почитаемым чудотворным иконам, находившимся в храмах и монастырях, разрешалось и считалось нормальным, а почитание ранее неизвестных икон, особенно возникавшее в частных домах, пресекалось и запрещалось.
Одной из распространённых форм чудес, связанных с иконами является их мироточение – появление маслянистой влаги (так называемое миро) на поверхности иконы. Оно представляет собой светлое, маслянистого вида вещество, испускающее благоухание (в отдельных случаях сообщается о появлении жидкости тёмного или красного цвета – т. н. кровотечение иконы). Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу (в данном случае мироточение иногда называют «елеоточением» или «росоточением»).
Икона Богородицы, происходящая из Введенского Владычного монастыря города Серпухова, известна с 1878 года и почитается в Русской церкви как чудотворная.
Особое отношение в иконописи к женскому образу, а именно к Божьей Матери. Ее иконы очень почитаемы верующими, зачастую имеют чудотворную силу. Каждая из них имеет свое значение. Любые такие иконы очень оригинальны.
Казанская икона Божьей Матери. Ее нашли 8 июля 1579 года на пепелище сгоревшего дома в Казани. Эта икона считается исцеляющей.
Иверская икона Божией Матери. Впервые о ней стало известно приблизительно в IX веке, когда произошло чудо, и из нее полилась кровь. После этого она была найдена на Афоне через 200 лет. Молитва перед этой иконой помогает во время тяжелых обстоятельств, для исцеления или увеличения плодородия почвы.
Тихвинская икона Божьей Матери. Считается, что ее написал евангелист Лука. Сейчас хранится в России. Эта икона очень почитаема среди матерей. Она помогает в молитве о детях, об их исцелении. Также молятся ей женщины, которые хотят стать матерями.
Владимирская икона Божьей Матери. Одна из самых древних, датируется приблизительно XI веком. На сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее. Обращаются с молитвой к этой иконе во время войн, для укрепления веры. Также она помогает во время болезней (как душевных, так и телесных). Считается, что эта икона является хранительницей дома и защитницей в житейских делах.
Существуют еще и другие изображения Божьей Матери, которым молятся. Каждая икона – это особая защита и помощь этого женского образа в христианстве.