Глава 7 Соборы

Имеется еще один свод европейских (латинских и греческих) средневековых текстов связанных с Иерусалимом. В это время проходили Вселенские Соборы. В которых принимали участие делегаты, как из Сирии, так и из других областей. Их многочисленные «Деяния» указывают на локализацию города.

В качестве Вселенских Православная Церковь признает семь Соборов: I Вселенский собор – Никейский 325г., II Вселенский собор – Константинопольский 381г., III Вселенский собор – Ефесский 431г., IV Вселенский собор – Халкидонский 451г., V Вселенский собор – Константинопольский 2-й 553г., VI Вселенский собор – Константинопольский 3-й 680—81г., VII Вселенский собор – Никейский 2-й. 787г. Имеется, однако, имеется и другая датировка этих Соборов, тем более, что часть текстов утрачена.


Первый Никейский собор проходил в 325г. при императоре Константине.

Беда Достопочтенный «О счете времен».

«4236 г. Проб, 6 лет и 4 месяца.…

Во второй год его правления, как мы читаем в хрониках Евсевия, исполнился 335-й год Антиохийской эры, 402-й год Тирийской, 324-й год Лаодикейской, 588-й год Эдесской и 388-й год Аскалонской эры; в этом году, согласно евреям, начался 86-й юбилей, что означает 4250 лет.

4290г. …На Никейском соборе изложена католическая вера в 636-м году после Александра, в 19-й день греческого месяца десий, то есть 22 июня, в консульство Паулина и Юлиана, и т.д.».

По Матвею Властарю 1335г. Никейский собор прошел после 6251г.с.м (743г.) или в 877г. по Г.В.Носовскому.

На Никейском соборе Кесарию Палестинскую представлял епископ Евсефий Памфил. Указан епископ Макарий Иерусалимский.

Эккехард из Ауры: «Всеобщая Хроника …Позднее Константин убил также очень многих своих друзей… Он построил также город своего имени – Константинополь, который прежде назывался Византий, решив сделать его столицей Римской империи и главой всего Востока. Он построил также мост через Дунай и велел обучить своих людей всем добрым искусствам, особенно же грамоте. Сам он много времени уделял чтению, письму и размышлениям. Его мать, благочестивая Елена, убеждённая видением свыше, отправилась в Иерусалим и выкупила у местных жителей то место, где был распят Христос. Приобрести его было довольно трудно, ибо старинными гонителями там было построено святилище Венеры, чтобы в случае, если кто-нибудь захочет поклониться Христу, казалось, будто он поклоняется Венере. По этой причине это место не посещалось, и было почти в полном забвении. Но Елена, придя, нашла указанное ей свыше место и, убрав мусор, обнаружила там святой крест при епископе этого места Макарии».

В седьмом правиле собора указано: «Так как утвердилось уже обыкновение и древние предание, чтобы оказывать почесть епископу Элии, то пусть имеет он почетное достоинство, а митрополия сохранит свои, принадлежащие ей права». Неясно, как могли ссылаться на древние права Элии в 325г., если только в 326г. Элия официально был признан христианским городом. Только в 425г. император Феодосий упразднил должность еврейского патриарха в Палестине, и титул патриарха перешел к епископу иерусалимскому.

Вообще, епископ Элии Капитолины еще в начале четвертого века является суффраганом» митрополита Кесарии Палестинской. Не было никаких попыток Иерусалимской церкви в Палестине ссылаться на свое исключительное местопребывание, выводить из него какое-то бы ни было старшинство.

Руфин Аквилейский сообщает о постановлениях Никейского Собора 325г.: «Церковная история. Книга 1. Никейские каноны. 8. И чтобы у епископа Иерусалима оставалось издавна данное ему преимущественное право, тем не менее, пусть остается и статус митрополита своей провинции», то есть речь идет о наличии митрополии Иерусалима во всей провинции, а не митрополии Кесарии Палестинской. Вероятно это две разных области, Элии Капитолины и Иерусалима. Тем более позднее, на Соборе в Тире (Финикии), в 335г. упомянут не митрополит, а «Максим, епископ Иерусалимский».

Время написания текста могло быть и после 860г., так как в нем упомянуты павликане, которые названы фотинианами (сторонниками Фотия): «21. И чтобы павликиане, которые также фотиниане, были крещены заново». Патриарха Фотия осуждали на Соборе в 869—70г., поддержали на Соборе в 861г., 867г., 879—80г.

Подтверждает смешение Первого Никейского Собора с другими Соборами в Никее и его датировку по Матвею Властарю после 6251г.с.м. (743г.) Матвей Эдесский. В «Хронографии» он пишет: «8. В год 551 по армянскому календарю (1102—03г.) великие беспорядки и ужасные волнения в вопросе веры охватили город, ибо десять христианских народов впали в заблуждение относительно празднования Святой Пасхи.…

9. … Все это имело место во времена правления Василия, в год 455 (1006г.). Поэтому это лишь второй случай, описанный в этой книге, когда греки впали в заблуждение…».

Известно два императора Василия. Василевс Август Василий II правил в 963—1025г. и указанное введение пасхалий на Никейском Соборе могло быть при нем. Ранее правил Василевс Август Василий I (867—86г.). При нем в 867г., 879—80г. проходили Соборы, поддержавшие патриарха Фотия. Патриарх Фотий действовал в 858—86г., но он указан в Никоновской летописи под 6499г. (999г.) при Владимире.


В 325г. проходил Антиохийский Собор против арианства, его председателем был епископ Кордубский. О нем стало известно в 1905г. Об этом Соборе не упоминает ни один церковный историк; аутентичность послания, и факт Собора остаются спорными. Решения Собора сохранились в сирийской версии соборного послания, обращенного к Александру, епископу «Нового Рима». Собор подтвердил осуждение Ария Александрийским Собором 321г.

Скорее всего, Первый Никейский Собор прошел в Антиохии-Никее, столице империи, так как на нем разбирались вопросы, связанные с Сирией. А новые Соборы прошли в Никее Вифинской, так как в Константинополе сильны были позиции патриарха Фотия. Сведения о них затем могли смешаться в один. Всего в 264—565г. в Антиохии прошло 28 соборов.


Первый Константинопольский Собор проходил при императоре Феодосии в 381г. На соборе присутствовали епископы из римских владений. Указан Кирилл епископ Иерусалимский, но мог быть и из Элии. В Малой Азии в Памфилии были Троил, епископ геонский (или гонский, егеанский) и Туесиан, епископ кассонский. В Ликаонии Евстафий канский.

Собор, как и Константинопольский собор 690—91г. осудил как еретиков павлианистов, монтанистов, ариан, македониан, новатиан (катаров), фригов и других происходящих из Галатии.

Евсевий Памфил писал: «Церковная история. 5.18. Аполлоний, церковный писатель, тоже написал книгу с изобличением так называемой фригийской ереси, бывшей еще тогда во Фригии в полной силе. Он написал особую книгу, где слово за словом показывает лживость их „пророчеств“ и не щадит главарей ереси в рассказе об их жизни. Послушай, как он сам говорит о Монтане: (2) „Что это за новый учитель, показывают его дела и учение. Именно он учил расторгать брак, устанавливал правила для постов; Пепузу и Тимий (маленькие фригииские города) называл Иерусалимом и хотел устраивать там собрания людей, отовсюду сошедшихся; он поставил сборщиков денег, прикрывал взятки именем приношении, платил жалование своим проповедникам, чтобы обжорство содействовало проповеди его учеников“. (3) Это вот о Монтане».

Эримй Созомен Саламинский: «Церковная История. 6. 24.О святом Амвросие, как он возведен был на епископство и расположил мирян к благочестию; также о фригийских новацианах и о Пасхе.

…Получив весть об избрании Амвросия, царь Валентиниан… В это время, фригийские новациане, вопреки прежнему обычаю, начали совершать праздник Пасхи вместе с Иудеями. Начальник их ереси Новат не допускал к общению даже покаявшихся в своих согрешениях, и только в этом состояло его нововведение. Но помянутый праздник как сам он, так и приверженцы его отправляли согласно с римскою Церковью, после весеннего равноденствия. Напротив, в теперешнее царствование некоторые из новацианских епископов во Фригии, собравшись во фригийском селении Пазе, откуда вытекают источники реки Сангары, не захотели и в этом иметь общения с иноверцами и постановили особый закон – праздник опресноков совершать после, а Пасху – с Иудеями. Впрочем, на этом Соборе не присутствовал ни Агелий, новацианский епископ в Константинополе, ни предстоятель из Никеи, ни из Никомидии, ни из значительного фригийского города Козаика, хотя этих епископов новациане называют, так сказать, владыками и главами в отношении ко всему, что делается в их ереси и Церкви. Каким же образом, по этой причине, пришли они в разногласие и, произвольно отделившись от прочих, начали собираться особо, скажу в свое время».

Матфей Властарь, иеромонах из Солуни 1335г. указал: «Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах.

Об евномианах.

Евномиан же, крестящихся единократным погружением, и монтанистов, именуемых фригами, савеллиан, держащихся мнения о сыноотчестве и им подобных, так как они нисколько не лучше некрещенных язычников, если они, возлюбив истину, обращаются к кафолической Церкви, правило (7-е 2 вс. соб.) повелевает немедленно крестить: ибо они или вовсе не крестились, или, хотя и крестились, но знаменовались не по уставам Православной Церкви; почему у божественных отцов и почитаются не просвещенными.

О Монтане Фригийском.

Монтанисты, получившие название от некоего Монтана, назывались и фригийцами или потому, что начальник их ереси был фригиец, или потому, что эта ересь первоначально появилась из Фригии. Этот самый Монтан называл себя утешителем, а двух женщин – Прискиллу и Максимиллу, которых водил за собою, называл пророчицами.

О пепузианах.

Монтанисты назывались и пепузианами, потому что считали божественным местом Пепузу, селение во Фригии, и именовали ее Иерусалимом. Они приказывали расторгать браки, учили воздерживаться от некоторых снедей, извращали Пасху, святую Троицу соединяли и сливали в одно лицо, – и кровь прободенного младенца, смешав с мукою и сделав из этого хлеб, приносили и от него причащались.

Гражданские законы.

Монтанисты преимущественно не должны иметь внутри Константинополя ни одного из называемых у них патриархов, или клириков; также должно быть возбранено им и упражняться в воинском искусстве внутри этого города, или устроять общественные трапезы, или покупать раба».

Бывший языческий жрец Монтан из Фригии, обратившись в христианство (около 156г.), не захотел войти в слагавшиеся в то время церковные рамки. Движение распространилось из Малой Азии до Фракии; отголоски его достигли Карфагена, Рима и Южной Галлии. Так как монтанисты оставляли неприкосновенными основные христианские догматы и восставали против церкви только в отношении дисциплины и нравов, заявляя себя здесь крайними ригористами, – то многие важные церковные предстоятели (Ириней Лионский, Элевфер Римский) смотрели сначала на это движение снисходительно, а впоследствии Монтанова, или катафригийская, ересь была осуждена Первым вселенским собором в Никее 325г. Религиозные идеи известны главным образом из книг обратившегося в него Тертуллиана.

Блаженный Иероним Стридонский об этом писал: «О знаменитых мужах. Глава 53. Тертуллиан. Тертуллиан, пресвитер, считающийся сейчас главным латинским автором после Виктора и Аполлония, уроженец города Карфагена в африканской провинции, сын проконсула или центуриона, был человеком с сильным и энергичным характером. Он жил во времена правления императоров Севера и Антонина Каракаллы и создал множество трудов, которые мы не будем упоминать, т.к. они широко известны… Тертуллиан был пресвитером церкви до середины жизни, а затем, гонимый завистливыми и злобными священниками Римской церкви, обратился к учению Монтана и упоминал новое пророчество во многих своих книгах…».

О Тертуллиане пишут: «Тертуллиан (Квинт-Септимий-Флоренс) – знаменитый богослов; получил юридическое образование и считался отличным юристом. Когда принял христианство и под влиянием, каких мотивов – неизвестно, но к нему, вероятно, вполне применимо его же изречение: fiunt non nascuntur christiani, что явствует из его сочинения „De cultu feminarum“. Был пресвитером, вероятно, в Карфагене; в полном расцвете сил уклонился от католичества и впал в монтанизм (около 202г.), которому оставался, верен до конца жизни. Монтанизм как нельзя более соответствовал его страстному характеру и строгому образу мыслей. Деятельность его совпала с правлением Септимия Севера и Каракаллы. Скудные биографические сведения о нем находятся в его сочинениях, а также у Иеронима и Евсевия. Сочинения Тертуллиана чрезвычайно важны для истории церкви и интересны в философском отношении».

Споров мнение об Иерусалиме в Азии ни у кого в 2—4в. не вызывало. И еще в 14 веке была секта пепузиан которые утверждали, что Иерусалим – это Пепуза. Что касается городов во Фригии, то имелась Темена в Фригии в Кибирии на границе с Писидией и Tymena в Ликии.

Temenothyrae Flaviopolis (ΤΗΜЄΝΟΘΥΡЄΥCΙ, ΤΗΜЄΝΟΘΥΡЄΩΝ) (Ushak), станция на старой Царской Дороге от Смирны до Востока, расположена около источников Hippurius в горной местности.

Themisonium (ΘЄΜΙCΩΝЄΩΝ), станция на дороге от Laodiceia на юг к Cibyra. Этот город был основан Селевкидами в 251—46г.д.н.э. в долине рек Indus и Cazanes.


Ефесский собор проходил при императорах Флавии Феодосии и Флавии Валентиане в 431г. Но в соборных актах имеется «Послание Кирилла к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви.

Что они прельщаются и в своем сердце носят яд зловерия, можно видеть из следующего. К мученику, диакону Вуфе, который заботливо принимает участие в делах церковных, они написали два послания: одно сочинено Фотием, или кем другим, против моего письма к монашествующим; а другое, составляющее небольшую тетрадь, имеет странное заглавие, в таких словах: «против тех, которые в учении о соединении естеств или уничижают божество Единородного, или боготворят человечество»… Дано в III иды августа, в царствование Феодосия XIII и Валентиниана III».

В соборе принял участие Ювеналийй, епископ Иерусалимский, но в других текстах, без обновления, он был обозначен не как епископ Иерусалима, а Элии.

«Послание Кирилла епископа александрийского к Иоанну антиохийскому.

Святый римский собор дал о них прямой суд, о чем он уже писал и к твоему благочестью. Его постановлению обязаны повиноваться все, которые находятся в общении с западными церквами. Копии с него посланы к боголюбивейшему Руфу, епископу фессалоникийскому, и к другим благочестивым епископам македонским, которые всегда согласны с его суждениями. О том же самом они писали и к Ювеналию, благочестивейшему епископу элиейскому».

На соборе присутствовали «Несторий, епископ сiонский, из Азии» (епископ Сiона), именуемый также епископ «спонтенский» и «Родон, епископ города Палеополя в Азии», Нектарий синейский (в Синее). Тимофей, епископ города Термиса и Евдокиады, был епископом не городов в Ликии, а города Термы на Геллеспонте.

Собор осудил ряд ересей. «Определение святого и вселенского собора против нечестивых мессалиан, которые называются также евхитами и ентузиастами.

Пришедшие к нам благочестивейшие и благоговейнейшие епископы, Валериан и Амфилохий предложили рассмотреть в общем собрании о мессалианах, т. е. евхитах или ентузиастах, которые встречаются в Памфилии, или каким-нибудь другим именем называющихся сквернейших еретиках. Но когда мы рассматривали, благоговейнейший и благочестивейший епископ Валериан принес соборную запись о них, составленную в великом Константинополе при блаженной памяти Сисинии: здесь она была прочитана и всеми одобрена, потому что хорошо составлена и содержит справедливое суждение. И угодно было всем нам, и благочестивейшим епископам Валериану и Амфилохию, и всем благочестивейшим епископам провинций Памфилии и Ликаонии, чтобы все содержащееся в соборной записи имело силу и никаким образом не было нарушено; чтоб утверждено было и все то, что сделано в Александрии, так чтобы все, находящиеся по всей провинции, еретики мессалиане или ентузиасты, или подозреваемые в этой ереси, члены ли клира или миряне, согласились, и если которые письменно уже анафематствовали, подобно тому, как прописано в вышеупомянутой соборной записи, если будут члены клира, да пребывают в клире, если миряне, да будут допущены к общению».

Сторонники других мнений провели свой собор в Антиохии, среди них имеется «Александр, митрополит iеропольский». Часть епископов могла на эти соборы не прибыть.


Халкидонский собор проходил при императорах Флавии Валентиниане и Маркиане в 451г.

На соборе присутствовали епископы из римских владений, часть не смогла прибыть на Собор. Среди прибывших упомянуты епископы Евгений каннский из Памфилии (Ликаонии). Арамий, епископ города Синная, в митрополии Лаодикеи Фригии. Маара, епископ кодроилский (кодрский) в Памфилии. Феосевий, епископ илийский. Василий, епископ палеопольский. Эпирский епископ Валериан финикийский.

В соборе принял участие Ювеналийй, епископ Иерусалимский, но в императорских указах он обозначен как епископ Элии.

«Список с высочайшей грамоты, посланной священнейшим и благочестивейшим государем нашим Маркианом, постоянным августом, к архимандритам и прочим монахам, обитающим в Элии и около нее.

Наше величество, прочитав прошения, которые вы прислали к благочестивейшей и священнейшей государыне супруге нашего смирения, самым делом убедилось, что вы не моление о помиловании прислали, а под видом просьбы обнаружили ваше нечестивое намерение, противное и божеским законам и римскому государству. Тогда как надлежало соблюдать спокойствие, подчиняться священникам и заимствоваться от них учением, вы, по чрезмерной самоуверенности, вздумали присвоить себе звание учителей, не желая учиться от правоучащих, и неразумно убедивши самих себя, что все должны относительно знания веры следовать более вам, нежели книгам святых апостолов и пророков и постановлениям блаженной памяти отцов. Как будто будете виновны меньше прежнего, если затемните ваши преступления ложными показаниями, – вы не показали в просьбах ничего истинного, утверждая, что вы или монастыри не были виновниками ни поджогов, ни убийств, ни других неуместных поступков, а что упомянутые злодеяния были делом жителей города и некоторых чужестранцев. Но никакое из преступлений не скрылось от нашего благочестия; потому что известия о событиях и донесения о каждом из них показали, как город Элия взят был, будто неприятелями, вами, которые должны обитать в монастырях и пребывать только в подобных местах; или – как нечестиво совершено было убийство почтенной памяти диакона, и как его тело, после смерти, лишенное обыкновенного погребения, влачимое, бесчувственно было поругано; как дома были зажигаемы, ворота города запирались, будто в независимом государстве, стены города оберегались, и, когда насильственно отворена была темница, доставлено было учинившим злодеяния прощение преступлений и случай к опасному побегу. Когда зло более и более усиливаюсь, вы показали, что предшествующие события очень незначительны в сравнении с последующими, так как вознамерились чрез посланного убить святейшего епископа Иувеналия и других почтенных иереев. Когда же посланный обманулся в надежде, то он совершил, не имеющее отношения к его собственному и пославших его безумию, поразив мечем священной памяти епископа Севериана и не пощадив бывших с ним. Каким образом совершены эти и гнуснейшие этих преступления, и кто были действующие, стало известно из того, что было заявлено в различных судах и доведено до нашего высочайшего слуха, и что в точности обнаруживает ваш образ мыслей, по которому вы с готовностью решались на весьма многие преступления, не потому, чтобы хотели защищать или охранять божественную веру, по потому, что старались доставить себе, к пагубе городов, предстоятельские и священнические должности, которых вы показали себя совершенно чуждыми. Наше благочестие удивляется, ради чего вы анафематствуете Евтихия, – хорошо поступая в этом случае, – а Феодосию, во всем дерзкому, вы отдаете самих себя, тогда как он мыслит согласно с Евтихием, который, поревновав безумию Валентина и Аполлинария против православной веры, привел в смятение святейшие церкви и сделался виновником разорения и жестокой гибели для городов, а для вас стал вождем в столь непозволительных и беззаконных делах. Вы получите достойные наказания от Господа всех и Спасителя Христа за нечестие и за все преступления, которым вы дали начало; потому что сила Божия не попустит пройти без наказания беззаконным преступлениям против святой веры, святых церквей и преподобных мужей, бедственно погибших. Наше смирение ничего подобного не повелело делать против монахов, а только овладеть городом Элиею, чтобы на будущее время охранять его для спокойствия жителей. Ваша дерзость, действуя противно монашеским заповедям, начала войну против общего благосостояния, и, собрав толпу разбойников и привыкших к другим беззакониям, и подняв оружие на живущих по закону, стала виною убийств, грабежей и других бедствий для жителей страны, так что наше величество было приведено в гнев этими преступлениями, но по врожденному милосердию повелело освободить от наказания виновников убийств и пожаров; хотя и надлежало усилиться гневу против вас, оставлявших монастыри, в которых постоянно пребывать повелевают вам обеты, и дерзнувших на то, что достойно крайнего наказания: потому что вы беретесь учить, вместо того, чтобы учиться, не зная божественных слов, ясно научающих, что ученик не выше учителя, слуга не выше господина своего. …Православную веру, какою приняли мы, такою и стараемся навсегда сохранять, как и святый собор, недавно собиравшийся в Халкидоне, научает, веруя, утверждая символ и мудрствуя согласно с теми святыми отцами и с ефесским собором, на котором председательствовали почтенной памяти Целестин и Кирилл, осудившие заблуждение Нестория. И наша милость повелела не делать никому ни малейшего принуждения к тому, чтобы подписывался или соглашался, если он того не желает; потому что мы никого не хотим увлекать на путь истины угрозами или насилием. Вы же напротив, кроме того, что дерзнули уже сделать с помощью меча и других жестокостей, а также оскорблений и позора честных и благородных женщин, не поколебались сделать многим принуждение, чтобы они согласились с вашими превратными учениями, и анафематствовали бы восклицаниями и подписями этот святейший собор, и святейшего патриарха апостольского престола великого Рима Льва, и других святых отцев. … Так как вы обвинили самарийцев, будто они дерзали делать жестокости и беззакония против святейших церквей и совершали убийства и некоторые другие преступления: то знайте, что мы повелели, по производстве тщательного исследования знаменитым военачальником Дорофеем, возвратить похищенное святейшим церквам и тем, которые потеряли, а найденных виновников этого подвергнуть законному наказанию, так как наказание за это нимало не касается вас, которые, зная, как верует наше величество, и побуждаемые нашим благочестием, не должны отделяться от святой и православной веры, а пребывать в монастырях, и упражняться в молитвах к Вышнему, делая всегда согласное с обетами, не предпринимая совершенно никакого возмущения, не соглашаясь безрассудно с тем, что говорят дурные учители к погибели душ, и не отделяясь, ради их нечестивых собраний, от православной веры и церквей Божиих. Никак не дерзайте составлять тайные сходбища, зная древние законоположения священной памяти императоров, бывших в прежние времена, которые, утвердив святое и кафолическое исповедание, повелели подвергать величайшим наказаниям дерзающих составлять тайные сходбища. Уверенные, что вы раскаетесь в прежнем, мы не отвергли человеколюбия, когда святейший епископ Иувеналий употребил многие прошения, которыми он умолял нас начертать эту высочайшую грамоту к вам. А узнавши из прошений, что ваши молитвенные дома подвергаются беспорядкам от воинов, которым приказано охранять город Элию, и от множества лошадей и людей, и негодуя на это, мы повелели знаменитому военачальнику Дорофею избавить вас от этого беспокойства, хотя мы и прежде этого не дозволяли обижать монастыри, или стеснять ваши гостиницы».

«Список с императорской грамоты, написанной к Вассе, игумении монастыря в Элии, от благочестивейшей и христолюбивой августы Пульхерии».

«Шестое правило 318-ти святых отцов. – Церковь римская всегда имела преимущество. Пусть же и Египет сохраняет то, чтобы александрийский епископ имел власть над всеми, потому что и римскому епископу это обычно. Подобным образом и в Антиохии и в других областях да сохраняются преимущества церквей. Да будет известно и то, что если кто без соизволения митрополита сделается епископом, такому – великий собор определил – не должно быть епископом. Если же общее всех соизволение будет основательно и согласно с церковным правилом, а двое или трое, по собственному любопрению, будут прекословить, то пусть имеет силу мнение большинства. Так как утвердилось обыкновение и есть древнее предание, чтобы чтить и епископа, пребывающего в Элии, то пусть он имеет подобающую честь, а митрополия сохранит собственное достоинство».

Путаница есть и у других. Саввиниан, епископ Термиса, Евдокиады и Иовии, был епископом города Термы на Геллеспонте. Авксентий, епископ термиский, и Иннокентий, епископ евдоксийский, упомянуты при императоре Льве I среди епископов Памфилии. Имелся Зинодот термисский (митрополии Телмисы и острова Макры), Елпидий обители Фермиской (города Ферм), Фирмин фермиский в Каппадокии первой. Термис в Ликии назван Телмисом. Имеются епископы Теотекн тирский (тирайский, тирасский) и Апрагмоний тирский, епископом Тира в Палестине на Соборе был Фотий.


Второй Константинопольский собор проходил в 27 год царствования Флавия Юстиниана 553г. Юстиниан назван императором алеманским, готским, французким (франкским), верхнегерманским (германским), антикитским, аланским, вандальским, африканским.

На соборе присутствовали епископы из ромейских владений. Среди них указан Дамиан, епископ Созусы (Созитаны) занимавший место Евстохия, епископа Иерусалимского (также архиепископа и патриарха). Но кроме него это место занимали также Стефан, епископ Рафеотанны и Георгий, епископ Тивериады. (Созуса – Оруза палестинская или Созена в Египте).

В Малой Азии были Феона, епископ киссонский (города Кусса, кусситский) около Лимиры в Ликии и Фроним, епископ синнайский или города Синайя (Синаита) в области Фригии здоровой.

Пелагией названа область в Македонии и Пафлагонии. Области Селевкии в Исаврии, Гангр, Апамеи названы сирийскими.


Третий Константинопольский собор (Трулльский) проходил в 27 год царствования Флавия Константина, Ираклия и Тиверия в 680—81г. Затем там же прошел собор при императоре римлян Флавии Юстиниане в 690—91г.

На соборе присутствовали епископы из ромейских владений. Элия в это время уже не была в составе империи. Указаны: Феодор, местоблюститель Иерусалимского престола, Георгий, местоблюститель Иерусалимского престола, Анастасий, епископ святого города Иерусалима и Иоанн, епископ города Сiона, города в асийской провинции.

В Малой Азии Синная названа Синадой в Фригии, Канна – Кинной в первой Галатии, указаны города Кадосей в Вифинии, Када в Пакатиане.

Собор 690г. осудил все раннее бывшие ереси, включая фригов и пепузиан, но фотиниан (осужденных в 325г. в Никее) он не осудил.

В решениях записанных после текстов Собор 690г. осудил как еретиков павлианистов, монтанистов, ариан, македониан, новатиан (катаров), фригов и других происходящих из Галатии. Признал права Константинопольские за Новым Юстинианополем.


Второй Никейский Собор проходил в Никее в Вифинии, при императоре римлян Льве Исавре или при Ирине и Константине в 787г. На нем присутствовали епископы из ромейских владений. Среди них, епископ ливонский, сугдейский, сарский (сорский), лундский, сивейский, валентийский, пертский.

В текстах приводятся послания Федора, патриарха Иерусалимского, но имелся ли в оригинале Иерусалим или, как и в других случаях Элия, неясно.

В епископах из Азии, указаны Стефан, епископ Синайский и «Феогнид, местоблюститель города Сiона» или «осiйский», «Феогоний, диакон и местоблюститель сiонскiй», «Феогний, пресвитер и представитель сiонскiй». В латинском варианте также назван «Феогоний, пресвитер и представитель Филиппа, епископа сiйского». Отметим, что недалеко от Анкиры размещали епископа Синнайского. Имелся и «Стратегий, инок святого Сiона», церкви, в отличие от города. То есть город Сiон в 787г. именовался также Осiя и находился на территории империи. Отношения к Элии он не имел.

Селевкия писидийская названа Селевкией идiйской. Епископа Термесса нет.


Из местностей относящихся к Иерусалиму в актах Соборов указаны епископы: епископ Синайский (города Синайя (Синаита) в области Фригии здоровой, Синная, в митрополии Лаодикеи Фригии); кассонский, киссонский (города Кусса, кусситский) около Лимиры в Ликии; каннский из Памфилии (Ликаонии); тирский (тирайский, тирасский); кодроилский (кодрский) в Памфилии; геонский (гонский, егеанский) (Памфилия); илийский; палеопольский (города Палеополя в Асии); канский в Ликаонии.

Синная названа Синадой в Фригии, Канна – Кинной в первой Галатии, имелся город Кадосей в Вифинии. Селевкия писидийская названа Селевкией идiйской. То есть могло быть наименование области Писидия – Идия. Город Сида в соседней Памфилии – также неоднократно именовался Идой. Палестина и Сирия неоднократно включались в общее понятие Израиля.

Отдельно в Малой Азии обозначены епископы города Сiона в асийской провинции (Сiона, сiонскiй из Азии, сiйский, осiйский).


Вообще, Сион в указанном значении относили только к Иерусалиму. Даниил Эфесский (1493г.). «Рассказ и путешествие Даниила митрополита Ефесского»: «…Слово Сион имеет много значений: Сионом именуют пророки и самый Иерусалим и его окрестности, Сионом называется и вся церковь верующих, Сионом и самый храм…».

Но город Сион находился в 4—8в. в провинции Асия, а не в Палестине. Мнение о нахождении Сиона в ромейских землях сохранялось еще в 13в.

Якут. «Алфавитный реестр стран» (1220г.): «Уришалим или Уришалам – еврейское имя Бейт-ал-Макдиса. Евреи произносят «Уришальм». Ал-Аша сказал: «Из-за денег я объездил страны света, Оман, Химс, Уришалим; Я побыл во дворце негуса, в земле Набатейцев и в земле Персов» (варианты названия этого города: Урисалим, Уришалум, Уришаллам, Урасалим).

Сихьяун. По словам Абу-Амра, приведенным у ал-Азхерия, Сихьяун тоже, что Рум. Другие же говорят: это Иерусалим. Ал-Аша, восхваляя Язида и Абд-ал-Месиха, сыновей ад-Дайяна, а, по словам других, восхваляя ас-Сейида и ал-Акиба, епископов Неджрана, говорит: «И если когда-либо соберется против вас Сион, то ведь сокрушающий жернов войны – в ваших руках».

По-моему мнению Сихьяун – известное место в Иерусалиме, квартал, в котором находится церковь Сихьяуна (Сионская)».


При императорах Флавии Аркадии и Гонории на поместном Константинопольском соборе Палестину представлял епископ Кесарии. Епископа Иерусалима там не было. В 341г. проходил поместный Антиохийский собор, но на нем из области Палестины был только епископ гадарский, хотя были епископы представлявшие Финикию, Аравию, Месопотамию, Келесирию, Киликию, Исаврию.

Известно двадцать четыре Собора в Палестине, начиная с созванного в 49 году Апостольского и заканчивая Иерусалимским Собором 1672 года. Не ясно проходили ли они все в Иерусалиме или Элии.

Иерусалимский Апостольский Собор 49г. Результатом явилось составление послания, обращенного к христианам Антиохии, Сирии и Киликии. Мог проводиться и в провинции граничащей с Киликией.

Иерусалимский Собор 190г. состоял из палестинских епископов: Иерусалимского Нарцисса, Кесарийского Феофила, Тирского Кассия, Птолемаидского Клара и других десяти с целью определить дату празднования Пасхи. О решениях поместного Собора 190 года определенных сведений не сохранилось. Не ясно был это епископ Иерусалимский или Элии.

Кесарийский Собор 195г. был созван, с целью определить дату празднования Пасхи, епископом Кесарийским Феофилом, под председательством которого он, и прошел, в нем приняли участие еще двенадцать епископов. Вообще это вопрос I Вселенского Собора и поместные соборы не должны были отстоять от него на 130 лет.

Кесарийский Собор 325—28г. был созван Кесарийским митрополитом Евсевием по личной просьбе александрийского пресвитера Ария. Точная дата этого Собора неизвестна. Епископа Иерусалима на нем нет.

Кесарийский Собор 334г. был созван по приказу императора Константина Великого и прошел под председательством митрополита Кесарийского Евсевия. Епископа Иерусалима нет.

Иерусалимский Собор 335г. был созван по случаю открытия и освящения возведенных на Святых Местах храмов. В Иерусалим прибыл представитель Тирского Собора епископ Маркиан с клириками и народом. Согласно Евсевию: «из разных мест пришли жители Македонии, Мисии, Панионии, Персии, Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Финикии, Аравии, Египта, Ливии, Фив, а также всей Месопотамии… столь великий Собор собрал в Иерусалиме Константин Великий, после первого, прошедшего в городе Вифинии».

Иерусалимский Собор 346г. при Максиме II. Присутствовали епископы из Сирии и Палестины, и митрополит Иерусалима. Но указан епископ Элии. Правами митрополии на тот период обладала исключительно Кесарийская кафедра

Иерусалимский Собор 346г. созван митрополитами Кесарийским Акакием и Скифипольским Патрофилом, на нем смещен епископ Святого города.

Кесарийский Собор 393г. был созван с целью рассмотрения вопроса о каноничности занимания Антиохийского престола патриархом Флавианом.

Иерусалимский Собор 415г. был созван 30 июля 415г. Иерусалимским патриархом Иоанном II. Диоспольский Собор 415г. был созван митрополитом Кесарийским Евлогием в Диосполе Палестинском с 20 по 23 декабря 415г., в нем приняли участие 14 палестинских епископов. Соборы собраны с целью рассмотрения обвинения выдвинутого против Пелагия.

Иерусалимский Собор 453г. был созван Иерусалимским патриархом Ювеналием. Однако в документах везде указана Элия.

Иерусалимский Собор 512г. был созван Иерусалимским патриархом Илией I воспротивившимся попытке императоров Зиновия и Анастасия унифицировать монофизитство с православием. Проходил в городе Элия.

Иерусалимский Собор 513г., на нем основными представителями были монахи.

Иерусалимский Собор 518г. был созван Иерусалимским патриархом Иоанном III. Собрались 13 епископов, тысячи монахов. Деяния этого Собора были зачтены на пятом заседании Константинопольского Собора 536г.

Иерусалимский Собор 536г. был созван Иерусалимским патриархом Петром I. В Иерусалим прибыли епископы Кесарийский, Скифопольский, Тивериадский, Сарифейский, Гавский, Рафийский, Иоппский, Августопольский, Авильский, Азотский, Созуский, Арадский, Елевферупольский, Иерохунтский, Ареопольский, Доарский, Харакмовский, Минитский, Пелеонский, Витилийский, Иотавский, Элуский, Газский, Петрский, Никопольский, Гадарский, Эленопольский, Диокесарийский, Ваканский, Аскалонский, Фенуский, Ариндильский, Неапольский, Сикомазонский, Паремвольский, Ливиский, Максимианопольский, Севастийский, Ямнийский, Эксальский, Айлайский, Ипотинский, Капитолийский, Амафундский, Анфидонский. Проходил в городе Элия.

Иерусалимский Собор 634г. был созван Софронием из Дамаска.

Иерусалимский Собор 764г. был созван Антиохийским патриархом Феодором I, на нем патриарх Иерусалимский Феодор, патриархи Александрийский и Антиохийский осудили иконоборческую ересь и подтвердили деяния шести Вселенских Соборов. В это время эти кафедры находились в составе Халифата.

Иерусалимский Собор 836г. был созван патриархом Василием, присутствовали патриарх Александрийский, Антиохийский, огромное количество монахов. Результатом Собора стала выработка послания императору Феофилу, которое вошло в состав Православных Соборных Текстов. В то время эти кафедры находились в составе Халифата и не имели прав указывать или обращаться к ромейскому императору.

Помимо хронологических неувязок, у большинства Соборов нет списка мест или указан епископ Элии.

Следующий Иерусалимский Собор прошел лишь в 1443г. А затем Соборы были в 1522г., 1579г., 1672г. Все они шли в городе Элии. Следует отметить, что покоривший Палестину, Сирию и Египет османский султан Селим I (1512—20г.) признал и официальным документом (хатти-шериф) закрепил за православной Сионской Церковью право полного владения Святыми Местами, оставил за ней принадлежащую ей собственность, а также даровал православным христианам полную свободу совершения их религиозных обрядов. Поэтому город Эль-Кудс (турецкий Kudsi Scherif) стал считаться городом Иерусалимом (турецкий Soliman).

Загрузка...