Как сообщает Иосиф Флавий, еще Александр Македонский при основании Александрии дал иудеям равные права с македонцами (т.е. завоевателями). Ряд привилегий в Римской империи иудеи получили от Цезаря, эти привилегии были подтверждены Августом. Они были освобождены от подати, им была разрешена посылка дани в Иерусалимский храм (в то время как вообще вывоз золота воспрещался), их собрания контролировались самоуправлением, они имели юридическую автономию (в то время как римское право считалось одним из основных средств унификации империи). Фактически это была экстерриториальность. Только иудейские общины носили название «народа» (laos) и, наоборот, никогда не назывались, как другие национальные общины «сообществом» (synodos).
Тетрахи из идумейской династии правили частями Палестины и Сирии до 102г. Хотя полагают, что Иудея тогда была превращена в римскую провинцию и управлялась римскими прокураторами из Кесарии. Управление Иерусалимом находилось в руках первосвященника и Синедриона.
Беда Достопочтенный: «О счете времен. 3979г. Тиберий, пасынок Августа, то есть сын его жены Ливии, рождённый от её предыдущего мужа, правил 23 года. В 12-й год своего правления он назначил прокуратором Иудеи Пилата. Тетрарх Ирод, который удерживал власть над иудеями в течение 24 лет, основал в честь Тиберия и его матери Ливии Тивериаду и Ливиаду.
3984г. …Агриппа по прозвищу Ирод, сын Аристовула, сына царя Ирода, обвинитель тетрарха Ирода, отправившись в Рим, был брошен Тиберием в оковы, но приобрёл там дружбу очень многих людей, в том числе Гая, сына Германика.
3993г. Гай по прозвищу Калигула правил три года, десять месяцев и восемь дней. Освободив из оков Ирода Агриппу, своего друга, он сделал его царём Иудеи, и тот оставался на троне семь лет, то есть вплоть до 4-го года Клавдия; когда он был поражён ангелом, ему на троне наследовал его сын Агриппа, который занимал эту должность 26 лет, то есть до самого истребления иудеев. Тетрарх Ирод, добиваясь дружбы Гая, по принуждению Иродиады прибыл в Рим, но обвинённый Агриппой, лишился тетрархии и, бежав в Испанию, погиб вместе с горем Иродиады».
Произвол римских прокураторов и нарушение древних прав вызвал осенью 66г. восстание, вскоре превратившееся в настоящую войну. Небольшой римский гарнизон, стоявший в Иерусалиме, был уничтожен, отряды Агриппы II изгнаны из города. Война шла в городах, горах и море. Даже в Риме действовали иудейские мятежники, изгнанные из него императором Клавдием. Во время Иудейской войны иудейские суда занимались пиратством, нанося римлянам значительный урон. Среди трофеев, выставленных во время триумфа Веспасиана в Риме, было «множество кораблей»; на одной из монет в его честь победы легенда – «Victoria Navalis» (Морская победа). Летом 68г. к стенам Иерусалима подступил римский экспедиционный корпус под предводительством Веспасиана. В начале июля 69г. Веспасиан был провозглашен римским императором. Весной 70 года римляне под командованием его сына, Тита, начали решительное наступление. Яростное сопротивление заставило Тита отказаться от штурма стен и попытаться взять город измором. Осада Иерусалима и бои за город продолжались пять месяцев. Римские легионы наглухо блокировали город. В нем возник сильный голод и от которго погибло 115.880 человек. В 70г. город и храм были до основания разрушены римлянами. Уцелели лишь три башни и часть западной стены, чтобы десятый легион мог там устроить укрепленный лагерь. Вообще легион размещался в Сирии (Кирра), а затем его лагерь был в Айле (Эйлат). Никаких новых укреплений в городе римляне не возводили. После взятия Иерусалима, война ещё продолжалась, последней пала Массада.
Взяв город, Тит отправился в Рим, где отпраздновал великолепный триумф. После Иудейской войны появилось латинское выражение – «иудейская дерзость» (De insolentia iudaeorum).
Беда Достопочтенный: «О счете времен. 4021г. Нерон, 13 лет, 7 месяцев, 28 дней… Феста в должности наместника Иудеи сменил Альбин, Альбина – Флор. Не перенеся его распущенности, жадности и прочих пороков, иудеи восстали против римлян; Веспасиан, отправленный против них в качестве начальника войска, захватывает большинство городов Иудеи.
4031г. Веспасиан, 9 лет, 11 месяцев, 22 дня. Он был провозглашён в Иудее императором своим войском и, поручив ведение войны своему сыну Титу, через Александрию отправился в Рим; во второй его год Тит уничтожил Иудейское царство и до основания разрушил Храм, через 989 лет после его основания. Эта война продолжалась 4 года: два – при жизни Нерона и ещё два – после его смерти».
Иосиф Флавий: «На втором году царствования Веспасиана, в З-й день месяца гарпея, Иерусалим был завоеван. Пять раз он был прежде покорен, причем один раз также разрушен. Раз он был взят царем египетским Асохеем, затем Антиохом, после Помпеем, а за ним Сосием сообща с Иродом.
Во всех этих случаях город был каждый раз пощажен; но еще до них он был завоеван вавилонским царем и им же разрушен спустя 1468 лет и шесть месяцев после его основания (2056г.д.н.э.)».
Сам Тит во взятии Иерусалима видел первоклассный военный подвиг. В своей надписи он гордится этим военным подвигом: «Я покорил народ иудейский и разрушил город Иерусалим; до сих пор все полководцы, цари и народы либо безрезультатно осаждали его, либо даже вовсе не решались на него напасть».
Арка Тита
У Иосифа Флавия находим, что город не был полностью разрушен: «Тогда Тит приказал весь город и храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими, Фазаель, Гиппик, Мариамма и западная часть обводной стены должны были остаться: последняя – для образования лагеря оставленному гарнизону, а первые три – чтобы служить свидетельством для потомства, как величествен и сильно укреплен был город, который пал перед мужеством римлян. Остальные стены города разрушители так сравняли с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы. Таков был конец этого великолепного, всемирно известного города, постигший его вследствие безумия мятежников».
Говоря о том, что Тит разрушил половину города, Евсевий пишет: «когда при правлении Адриана разгорелось второе восстание евреев, была захвачена и уничтожена вторая половина Иерусалима». Хотя считается что «Хроника» была написана до 323г., в целом виде она сохранилась только в армянском переводе (найден в 1792г.), а Praeparatio evangelica издан в первый раз Вигери в 1628г.
Но какой город был разрушен не ясно. В 132—35г. Бар-Кохба, поднял восстание против римлян и три года воевал, опираясь на мощные стены Иерусалима. После его разгрома римляне убили более 580 тыс. человек. Оставшееся население они депортировали. Город был перестроен. В Палестине имеются археологические находки, связанные с восстанием.
Как согласуется опора на мощные стены, хотя ранее город и стены были разрушены, историки не говорят. Но, судя по описаниям, имели место две различных страны с двумя разными войнами. Тем более, что Плиний указывал на город Енгаду как второй Иерусалим.
«Естественная история. Книга 5.70.73. Ab occidente litora Esseni fugiunt usque qua nocent, gens sola et in toto orbe praeter ceteras mira, sine ulla femina… infra hos Engada oppidum fuit, secundum ab Hierosolymis fertilitate palmetorumque nemoribus, nunc alterum bustum. inde Masada castellum in rupe, et ipsum haut procul Asphaltite. et hactenus Iudaea est.
На западной стороне, Esseni бежавшие… и под ними был город Engada, второй Иерусалим, пальмовые рощи плодородные, теперь сожжен. Оттуда, Масада крепость на скале, сама по себе также не далеко от Asphaltite. И до сих пор является Иудеей».
Сенека с возмущением замечал: «Обычаи этого преступного народа получили такое влияние, что приняты почти во всех странах: побежденные заставили победителей принять их законы». Действительно, еврейские историки считают, что их агитация как ничто другое, способствовало разрушению римского традиционного уклада.
Рутилий Намациан в поэме «De reditu suo» (416г.), пишет:
За город выйдя, тотчас мы вступили в тенистую рощу,
Между деревьев ее видим пленительный пруд.
Рыбок веселые стаи водились в пучинах прозрачных:
Ярко на солнце блестя, бойко развились они.
Но наслажденье природой внезапно прервал арендатор,
Более злобный к гостям, чем людоед Антифат.
Был он иудеем, ворчливым и злым: никогда с человеком
Вместе не сядет за стол эта проклятая тварь!
Счет представляет он нам за помятые травы и лозы:
Каждую каплю воды в крупную сумму зачел.
Мы проклинаем в ответ непотребный народ иудеев,
Что над собою творит гнусный, бесстыдный обряд,
Глупых теорий источник, с холодной субботой на сердце —
Сердце ж еще холодней самой религии их.
Каждый седьмой они день пребывают в позорном безделье —
Вялый, ленивый их Бог в этом им деле пример.
Прочие выдумки их – лишь рабов легковерных утеха:
Умный ребенок – и тот им бы поверить не мог.
Пусть бы несущее ужас оружье Помпея и Тита
Не покоряло совсем нам Иудейской страны!
Вырвав из почвы, заразу по белому свету пустили —
И победитель с тех пор стонет под игом раба.
Что удивительно это написано после восстания Бар-Кохбы при Адриане. По смыслу поэмы получается, что Иудейскую страну покоряли только Помпей и Тит. Рутилий (Claudius Rutilius Namatianus) не просто поэт, он префект Рима при императоре Гонории и знал положение дел в стране.
Между тем после покорения Иерусалима Титом неоднократно проходили восстания евреев. И это были не просто мелкие стычки, а настоящие войны с массовыми жертвами. Еще во время Иудейской войны, в 73г. Ионатан Ткач, бежавший в Кирену, поднял бунт в результате подавления которого, Валерий Катулл казнил около 3 тысяч богатых иудеев и конфисковал их имущество.
В 115г. евреи подняли восстание в Кирене. Римские войска, высланные против них, были разбиты. Киренцы подвергли опустошительным набегам территорию Египта. Для подавления восстания был направлен один из лучших римских полководцев легат Марций Турбон с большими морскими и сухопутными силами, включавшими конницу. В 117г. после ряда длительных и ожесточенных сражений, потеряв 20 тысяч убитыми, римляне подавили восстание.
Евсевий в «Церковной истории» пишет: «На восемнадцатом году правления императора вновь разразился бунт евреев, который привёл к гибели множества из них. В Александрии, других частях Египта и в Киренаике напали евреи на их греческих соседей, будто охватил их ужасный злой дух. На следующий год, после того, как их восстание приобрело огромные размеры, начали они большую войну… В ходе их первого столкновения с греками победа осталась за ними. Последние же бежали в Александрию, захватили живьём евреев, живших в городе, и предали их смерти. Евреи же Киренаики, хотя и лишились их поддержки, продолжали под руководством Луки грабить египетскую землю и разорять её области. Против них отправил император Марка Турбона с пехотой и флотом, а также и с конницей. Последний вёл против них затяжную жестокую войну с многочленными сражениями и убил десятки тысяч из числа евреев Кирены, а также из числа евреев Египта, которые поддержали своего царя Луку. Император также опасался, что евреи Месопотамии могут напасть на своих соседей, а потому приказал Люцию Квиету вытравить их из этой провинции. Последний приготовился к войне и перебил там многих из них. Поскольку он привёл таким образом к исправлению положения, назначил его император наместником в Иудее». В армянском и латинском переводе Евсевия говорится о восстановлении разрушенной иудеями Александрии.
В 118г., когда император Траян был вовлечён в войну с парфянами, произошло новое восстание. Оно охватило ряд провинций: Киренаику, Египет, Кипр, Месопотамию, где были значительные иудейские государства (Адиабена, Кумагена). Как пишет Моммзен, целью было «изгнание, как римлян, так и эллинов и, кажется, имелось в виду основание особого иудейского государства». Судя по размаху волнений, это было бы государство, объединяющее всю восточную часть Средиземноморья. Историки пишут о жестокостях, которыми сопровождалось восстание. Э. Гиббон: «В Кирене они умертвили 220 тысяч греков, на Кипре – 240 тысяч, в Египте – огромное число жителей. Многие из этих несчастных жертв были распилены надвое…. Победоносные иудеи пожирали мясо несчастных, лизали их кровь и опоясывали их внутренностями свою талию».
Дион Кассий (Эпитомия,68,32,1/3): «В тот самый час евреи Кирены сделали своим главой некоего Андрея и начали уничтожать римлян и греков: ели их мясо, кишками их опоясывались как ремнями, мазали себя их кровью, облачались в их кожу, а многих разрубали надвое с головы до ног. Некоторых из них они бросали на растерзание диким зверям, а других заставляли вести поединки друг с другом (наподобие гладиаторов). Таким образом, погибли в общей сложности 220 тысяч человек. Подобные же дела делали они в Египте и на Кипре, где возглавлял их человек по имени Артемион. Там погибло 240 тысяч человек. Потому запрещено было евреям ступать на землю острова, и если кто-либо из них попадал туда не по своей воле, в бурю, то его казнили. Многие полководцы сражались с евреями и победили их, среди них был и Люций, посланный Траяном».
Орозий пишет, что, взяв город Саламис в Кипре, они истребили всех жителей, а город уничтожили.
Евросий: «После этого восстали евреи с непостижимым пылом одновременно в различных странах, будто охватило их безумие. По всей ливийской земле они вели жестокие войны против местных жителей. Страна эта была полностью разорена вследствие гибели её земледельцев, и если бы впоследствии император Адриан не основал в ней колонии, чьи жители были собранные из разных мест, то осталась бы она в полном запустении, поскольку её жители погибли. Во всём Египте, в Кирене и Табае (Фивы) их кровавое восстание привело к панике. Однако, в Александрии состоялось сражение, в ходе которого они были побеждены. По приказу императора, война против восставших велась также и в Месопотамии. Многие тысячи из них были уничтожены в ходе жестокой резни. Они также разрушили Саламин, город Кипра, после того, как убили всех его жителей».
Восстание было подавлено, но для этого были использованы войска, предназначавшиеся для войны с парфянами. Траян был вынужден войну прекратить.
Второе восстание произошло в 130—33г. в Палестине при императоре Адриане. Некоторые историки считают, что оба восстания планировались как одно единое, но этот план не удалось осуществить. Существует предположение, что путешествие Акибы бен-Иосифа, духовного лидера будущего восстания, было предприняты с целью заинтересовать иудеев в будущей борьбе. Он посетил Парфию, Азию, Каппадокию и Фригию.
Седер Олам утверждает, что между войной в Ливии и восстанием Бар-Кохбы прошло 16 лет. Сохранившаяся на армянском летопись Евсевия и летопись Иеронима упоминают о войне с иудеями в первом году царствования Адриана. Спартиан, биограф Адриана, сообщает, что император стремился сохранить мир в пределах империи, и, по-видимому, разрешил восстановить Храм.
Во главе восставших стояли священник Элеазар и Симон по прозвищу Бар Кохба (Сын Звезды). По дошедшим данным, войско Бар-Кохбы состояло из 200 тысяч тяжеловооруженных воинов, 30 тысяч легковооруженных лучников и 20 тысяч всадников. Римляне не смогли выдержать первого натиска восставших, и были вынуждены уступать им почти без боя одно место за другим. В их руки перешло около 50 крепостей и 985 неукреплённых городов и местечек. Эти 50 укреплений находились в Сирии, и можно точно установить их местонахождение. Повстанцы овладели Иерусалимом и сделали центром Бетар, находившийся по соседству.
На борьбу с повстанцами был брошен один из размещенных в Сирии легионов – 3 (Gallica) легион. Легион отправился в Палестину в 132г. под командованием легата Сирии Публиция Марцелла. На помощь из Египта отправили 22 легион (ХХII Deiotariana), он был уничтожен. Кроме него были направлены дополнительные части – подразделения египетского легиона II (Traiana) и легион III (Cyrenaica) из Аравии. Но подкрепления из соседних провинций, очевидно, были не в состоянии победить повстанцев, и были переброшены войска из более дальних стран: подразделения легиона Macedonica и легиона Claudia из Нижней Мезии, а также X (Gemina) легиона из Верхней Паннонии. Адриан после поражения Публия Марцелла должен был призвать из Британии величайшего полководца того времени, Юлия Севера и использовать военный флот. По некоторым источникам, Адриан также участвовал в этой войне. Его войска вступили в Палестину с северной стороны, и здесь они взяли населенные и хорошо укрепленные города Кабул, Сихин и Магдалу (Цебуай). Долина Бикат Яданим, исходный пункт восстания, стала ареной кровопролитного сражения. Римляне дали 54 сражения, пока, наконец, не остался только Бетар; последний был захвачен благодаря измене. Согласно Диону Кассию, на полях сражения погибло 580000 человек, не считая тех, которые умерли от голода и эпидемий, и мирных жителей убитых карателями. Некоторым мятежникам удалось бежать в Малую Азию и в Армению.
Дион Кассий пишет: «Много ужасного причинили евреи римлянам: ведь в гневе их племя страшно», потери римской армии в войне против евреев были столь ощутимы, что Адриан опустил в выступлении в Сенате стандартную фразу: «Надеюсь, вы, и дети ваши находятся в добром здравии. Что касается моих легионов и лично меня, то мы также в добром здравии». Адриан, в отличие от Веспасиана и Тита, не был удостоен триумфа. Провинция стала называться Сирией Филистимлян. Также считается, что до 194г. провинция Сирия была единой. Септимий Север в 194г. разделил Сирию на две провинции – Келесирию, под которой понимали северную Сирию, и провинцию Сирия-Финикия; последняя доходила на севере до Апамеи и Лаодикеи, на востоке – до Дамаска и включала Пальмиру. Главным городом Сирии-Финикии был Тир.
Вероятно, в это время Адриан решил создать на развалинах Иерусалима колонию Элиа-Капитолина (Aelia Capitolina), и на месте старого святилища воздвигнуть храм, посвященный Юпитеру Капитолийскому. Появление в этом городе евреям было запрещено вплоть до правления Константина.
Евсевий Памфил сообщает: «Так вот, иудеи восстали вновь, и восстание их всё разрасталось. Руф, правитель Иудеи, с войском, присланным ему в помощь императором, безжалостно, пользуясь их безумием, преследовал и уничтожал их десятками тысяч: мужчин, женщин, детей – всех заодно; всю страну их, по закону войны, поработил. Вождем иудеев был тогда человек по имени Варкохеба, что значит, – убийца и разбойник; он, ссылаясь на это имя, внушил рабам, будто он светило, спустившееся с неба, дабы чудом даровать им, замученным, свет. На восемнадцатом году правления Адриана война была в разгаре; осада Бетферы (это был очень укрепленный городок недалеко от Иерусалима) затянулась; мятежники гибли от голода и жажды, и дошли до последней крайности. Виноватый в этом безумец понес достойное наказание; а по законодательному решению и распоряжению Адриана, всему народу запрещено было с того времени ногой ступать на землю в окрестностях Иерусалима; не разрешалось даже издали взглянуть на родные места. Это пишет Аристон из Пеллы. Так пришел в запустение город иудеев; никого не оставалось из старых жителей, и его заселил чужой народ; здесь возник потом римский город с другим именем: его назвали Элией в честь императора Элия Адриана…»
Беда Достопочтенный: «О счете времен. 4069г. Траян, 19 лет, 6 месяцев и 15 дней….
Иудеи, поднявшие мятежи по различным землям, были разбиты и понесли достойную кару.
4090г. Адриан, сын двоюродной сестры Траяна, 21 год.…Вновь восставших иудеев он усмирил, предав жесточайшему избиению, и запретил им даже вступать в Иерусалим, который он восстановил в ещё лучшем виде, выстроив его стены, и велел назвать по своему имени Элией…».
После этого времени все упоминания города должны были касаться имени Aelia Capitolina, но, тем не менее, имя Иерусалим продолжает употребляться. Скорее всего, это были два различных города. К тому же римляне обычно давали новые названия похожие по звучанию на прежние, или по именам правящих императоров, сохраняя в обиходе старые. Исходя из этого, имя города должно было быть Кадеш.
Элия Капитолина, как и другие римские колонии, была построена по образцу римского военного лагеря (квадрат, внутри которого идут пересекающиеся под прямым углом улицы). С тех пор город не подвергался принципиальной перепланировке, так что общая схема и размеры нынешнего Старого города совпадают с теми, что сложились при Адриане.
Оросий и Евсевий говорят о «бунте евреев и самаритян» в Палестине в 194г. При Константине Великом в Палестине произошло новое возмущение евреев, желавших восстановить Храм. Новое восстание против римлян произошло при императоре Констанции в 351г., когда, евреи Ципора, Тивериады, Лиды взялись за оружие и напали на римских солдат. В самом начале восстания им удалось овладеть Сепфорисом (Diocaesarea), и окрестными пунктами, они начали разрушать соседние деревни, убивая христиан и самаритян. Во время подавления восстания в 352г. был разрушен город Бет-Шеарим. Кроме других тяжких мер, Констанций возобновил закон, запрещавший евреям вступать в Элию.
И после таких войн в Римской империи были иудеи-чиновники, иудеи-всадники, иудеи-легаты, иудеи-сенаторы, иудеи-преторы. В то же время иудеям принадлежали многие экономические преимущества, например, монополия в торговле папирусом, право брать на откуп сбор некоторых денежных пошлин. Сохранили они за собой и права и привилегии Августа. Префект Рима эти войны за войну с Иудеей не считал. И они и не были войной с Иудеей.
После войны 67—70г. Веспасиан, и Тит на монетах, выбитых в честь победы, разместили надпись «Ivdaea Capta» (Порабощённая Иудея) и «Ivdaea Devicta» (Покорённая Иудея). Монеты чеканились в Риме, Галии, Антиохии, Иберии. Во время восстания 130—33г. римляне не считали противника Иудеей. Среди монет, посвященных победе над повстанцами 130—33г., монет с однозначной надписью «Ivdaea Capta» нет.
Веспасиан. Сестерций. Ivdea Capta
Не считали себя жителями Иудеи и повстанцы. Сохранились письма и распоряжения Бар-Кохбы к живущему в полупустынных районах населению, которое вызвало гнев тем, что в нарушение его приказа не поставило провиант. Он обращается к нему с такими словами: «Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших». Талмуд упоминает «монеты Козби». Была сделана попытка открыть на монетах прозвище и отнести их к эпохе Бар-Кохбы. По монетам следует, что Бар-Кохба назывался Симоном. Имя Симона происходит только с шекелей второго года – Симон, царь Израиля, Второй год избавления Израиля. Страна за которую он воевал называлась не Иудея, а Израиль. В войну эта страна превратилась в пустыню.
Шекель. Год освобождения Израиля
А в это время иудеи в Сирии и Египте сохраняли спокойствие и даже отчеканили особые монеты, на которых были выбиты в честь посещения римским императором Иудеи слова «Adventvi Avg. Ivdaeae» (Приезд Августа. Иудея), а также «IVDEA S.C.».
Монеты «Adventvi Avg. Ivdaeae»