Если сведения по античной и средневековой географии Иерусалима не позволяют надежно отождествить город, то может история позволит отождествить его. Современные ученые написали историю города, но она во многом не соответствует сведениям археологии и письменным источникам.
Считается, что первые упоминания об Иерусалиме отмечены в письмах царя Урсалимму к фараону Аменофису III (14в.д.н.э.). В 965—28г.д.н.э. город – столица царства Соломона. Затем столица Иудейского царства. В ассирийских надписях восьмого века до н.э. известен «Урусалимму». В 606г.д.н.э. (587г.д.н.э.) Иерусалим и его храм были разрушены до основания вавилонским царём Навуходоносором, многие жители уведены в плен, но через 70 лет – в 536г.д.н.э. часть бывших жителей по повелению персидского царя Кира вернулась с Зоровавелем. В 520- 516г.д.н.э. храм и частично город были восстановлены.
Сведения об Иерусалиме времен египетского правления Ханааном берут из архива царской переписки в Тель-эль-Амарны. Известно 382 таблички, большинство из которых происходят из развалин Ахетатона (300 км. к югу от Каира), служившего в 1340—30г.д.н.э. столицей Египта. Археологический контекст этих документов неизвестен, однако вероятно, что все они хранились в здании, называемом в настенной надписи «домом фараоновых писем». Более ранние иероглифические упоминания города относят к 18 в.д.н.э., притом что иероглифического изображения его имени нет.
Эль-Амарнские документы являются основой для хронологии и истории Древнего Востока. Хронологически Эль-Амарнские письма охватывают последние годы правления Аменхотепа III, все царствование Аменхотепа IV (Эхнатона), в общей сложности 1405—1350г.д.н.э. (1360—30г.д.н.э.).
Все Эль-Амарнские письма выполнены месопотамской клинописью на глиняных табличках. Большинство из писем написано на средневавилонском диалекте аккадского языка, который являлся lingua franca этого времени; есть также два документа на хурритском языке и по одному документу на хеттском и ассирийском языках.
Основную часть Эль-Амарнских писем (305 табличек) составляет переписка фараонов Ni-ib-mu-a-ri-ya (Mi-im-mu-ri-ya) и Na-ap-khu-ru-ri-a (Ni-ip-khu-ur-ri-ri-ya) с правителями подчиненных Египту городов. Значительное место в корпусе занимают послания царей Митанни (13 табличек), Вавилонии (11 табличек), Алашии (8 табличек) и хеттского царства (4 таблички). Среди текстов из Тель-эль-Амарны есть также литературные произведения, отрывки из словарей и глоссариев и др.
Шесть писем написаны царем Иерусалима Абди-Хебой. Его имя упоминается также в письмах царей соседних городов. Письма Абди-Хебы содержат, в основном, описание положения в стране, просьбы о помощи в борьбе против врагов фараона вообще, хапиру и их союзников, в частности.
Из найденной корреспонденции следует, что в Ханаан был одной из египетских провинций, административным центром которой была Газа. Хотя вся территория Ханаана считалась принадлежащей фараону, внутренние границы постоянно менялись в результате войн между местными правителями. Враждующие стороны стремились заручиться поддержкой фараона: многие письма представляют собой доносы, авторы которых изображают своих противников мятежниками, покушающимися на собственность фараона, а самих себя – верными защитниками его интересов.
С этнической точки зрения правящая элита указанных стран состояла из хурритов, представителей индоариев в Митанни (Катаония), и западных семитов. Имя Абди-Хеба является теофорным, хурритским. Правитель Ахшафа (в долине Акко) имел санскритское имя Индарвата. Также есть имена Артеманийя, Русмания, Бирза, Майя, Сутарна, Биери, Зитатна, Зитрийяра, Байава, Яма, Дагантакала, Видия. Это больше свидетельствовало о локализации указанных городов у границ Ассирии, в Малой Азии, чем у границы Египта, если бы не имена представителей фараона – Сута и принц Пуру.
Кроме того, неясно, почему правители южносирийских городов стали писать письма на месопотамском диалекте, ведь в 14в.д.н. э. Египет, три поколения владел южной Сирией и финикийским побережьем. Впрочем, вопросы хронологии документов до сих пор дискуссионные. Архив датируют также и 8—9в.д.н.э.
Имеются нерешенные вопросы локализации указанных в текстах мест. При принятой локализации указанных в письмах городов неясно, что могло помешать Египту, отправить требуемые воинские силы на свою границу. В текстах фараона просят прислать 50 пар лошадей и 200 пехоты, 400 людей и 30 пар лошадей, 30 пар лошадей и колесниц, 40 людей, 30 или 50 людей. Трудно представить, что Египет не мог выставить такие силы в район Синая и Иордании.
Наименования городов упоминаемых в текстах принимаются, так как их определили историки, а не так как они указаны в самих текстах. Огласовка текстов на аккадском и сирийском диалекте арамейского языка совершенно разная. Города, упомянутые в письмах, историки отождествляют с населенными пунктами Палестины: Аскалуна (Asqaluna) – Ашкелон, Буруна (Buruna) – Дженин, Азри (Azri) и Газри (Gaazri) – Гезер, Гиимти (Giimti) – Гатх, Гинтикирмил (Gintikiirmiil) – Гатх-Кармел (Ливан), Гитипадалла (Gitipadaalla) – Джетт в центре долины Шарон, Магдалим (Maagdalim, Maagli) – Башня Magdali в Египте, Лакиса (Lakisa) – Лачиш, Шунама (Shunama) – Шехем около Таанаха, Харабуват (Arabuwa) – Хеброн, Цидуна (Ciduna) – Сидон, Цурри (Curri) – Тир.
Губла (Guubla) – Гвал («граница»), к северу от Бейрута в Ливане, хотя могло быть больше одного Гвала в Сирии. Ибирта (Ibirta) – Бот-Арха или Ервада, Келте (Qeelt) – Кейлиах или Экрон, Рабиту (Rabitu, Rubute) – Раббат в Иордании или Хеброн или Вифлеем. Кевиуу (Киу) (Qiiu) – Гизза или район Хирбет Кила. Киу (Qiiu) и страна Кисса (Qiissa) – Гиза (имелось царство Киу (Кива) на границе Киликии).
Страна Амурри (Amurri) – Сирия. Страна Кинахана (Kinanama, Kinaani, Kinaahna) – Хаанан (Canaan), область в Египте или в Палестине. Страна Наахарима (Naahrima) —Митанни. Страна Сеери (Seeri) – Сеир (Edom).
Отвергнутая ранее учеными идентификация Тунипа (Tuniip, Dunip) с Баалбеком в Ливане была подтверждена археологами.
Урусалим именуется городом Urusalim, городом страны Urushalim, страной Shalim (Alimu), она же страна города Urushalim. При этом само наименование Уру -Салим означает город Салим.
Согласно переводу письма ЕА290 Urusalim название земли, город же именовался Bit-Ninib или Bit Sulmani (Дом Соломона), но тогда это может быть любой город имеющий указанный Дом. Сам текст гласит: «u inaanna appunama RU KUR urushalim. KI shumusha URU E d.NIN. URTA URU LUGALri pataraat». Никакого «Bit Sulmani» в нем нет. В тексте говорится не о самом Urusalimе, а о том, что хапиру и кельтии подошли к городу чье название – Bit-Ninib, в земле Urusalim.
Кнудсон, переводчик текстов читал dNIN. IB – «Дом Ninib», но в 1940г. Леви прочитал «Храм Sulman» и решил, что город был известен в то время как Bet-Sulmani. И он упоминаемый в аккадских источниках Shelmi, Shulmanu, Salamu. Указанное чтение применялось в письме ЕА74, где указано, что правитель Дамаска, подстрекая воинов, приказал, чтобы они собрались в Храме Sulman. Однако последующее чтение: «Соберитесь в доме Ninib. И мы будем нападать на Gubla». Сейчас читают как Bet-Ninurta.
На основании текстов историки установили границы Иерусалимского государства в 14в.д.н. э. Соседями Иерусалима являлись правители Шхема и Гезера. Его территория простиралась до долины Аялона и Цора, до владений Шувардаты (в Иудейских Горах или на севере приморской низменности) и окрестностей Кевиуу, включала Гаваон.
Совершенно непонятно на основании чего был сделан такой вывод. Если посмотреть на тексты, упоминающие Урусалим, то картина окажется не совсем такая.
Правитель Урусалима Abdi-Hiba в письме EA285 заявляет, что царем он был помещен в Урусалим, из-за врагов он не может уезжать чтобы посетить царя.
В письме EA286 Abdi-Hiba заявляет: «Почему Вы любите Habiru, и ненавидите правителей?… Ilimilku опустошил всю землю царя… Никакие страны царя не остаются. Habiru разграбляют все страны царя. Если стрельцы – здесь в этом году, то страны царя, останутся; но если стрельцы не здесь, то страны царя, потеряны».
В письме EA287 Abdi-Hiba заявляет: «…он имеет вражду к городу Kelt. Позвольте сообщить, что все страны объединились во враждебности ко мне. Так, позволит царь заботиться для его земли. Земля Azri, земля Asqaluna и города Lakisi дала им продовольствие, масло и все для потребности. Так, позволит царь обеспечивать стрельцов. Позволит он посылать стрельцов против людей, кто совершают зло против царя, моего солнца… эту землю Urusalim… рука царя дала мне. Это дело – дело Milkili и дела сыновей Labaja, которые отдали землю царя Habiru. Созерцайте, царь, мое солнце, я прав относительно людей Kasi… Pauru, представитель царя, отбывает в землю Urusalim… В этом пошлите мне гарнизон… Позвольте царь, мое солнце, узнать, что я не способен послать караван царю… царь установил мое назначение на землю Urusalim навсегда. Поэтому я не могу отказываться от стран Urusalim… Я – чиновник царя, я высоко связан к ним».
В письме EA288 Abdi-Hiba упоминает представителя царя Suta; упоминает город Zilu, страны Seeri и Gintikirmil. «…Земля царя будет потеряна… Насколько страны Seeri и даже к Gintikirmi имеется мир всем правителям, но ко мне имеется враждебность… Как судно посреди моря, уверено могущественная рука царя захватит Nahrima и Kapasi. Но теперь Habiru берут города царя…». Согласно письму служащие стали Habiru. Можно стать на время Habiru, а затем возвратится в прежний социальный статус.
В письме EA289 Abdi-Hiba упоминает Milkilim, Tagi, Labaja и его сыновей, сыновей Arzaja, упоминает Haja, сына Miare, Addaja и его дома в Hazati; египетского принца Puru, отбывавшего в его присутствие; упоминает города Rubua, Urusalem; Hazati, Gintikirmil, Gnti; людей Kilti; запрашивает гарнизон в 50 воинов. Против Урусалема выступают другие города: «дают людям Kilti все, что они желают. Требуют позволить им нарушать их союз с Урусалемом».
В письме EA290 Abdi-Hiba упоминает Milkilu и Suwardatu. «Они наняли солдат Gazri, солдат Gimti и солдат Kilti, они победили землю города Rubute. Земля царя упала далеко к Habiru; и теперь к этому городу земли Urusalim, чье название – Bit-Ninib, город царя, ушел, дальше были люди Kilti».
Кроме этого Urusalim упоминается в письме Shuwaardata царю. Шувардата считается правителем Хеброна. В письме EA290А пишет, что лишь он сам и Абди-Хеба ведут войну с людьми Sa-Gaz. Правитель Акко Зирата (Zurata) и правитель Аксапа Индарвата (Endaruta) пришли им на помощь с пятьюдесятью колесницами и помогают в борьбе с врагами. В других письмах Шувардата сообщает, что «царь… послал, чтобы начать военные действия против Kelte…», что он правит в городе [H] arabuwa [t].
Также упомянут Urusalim в письме ЕА362 из Губли. Он назван не городом, а страной Салим (Salim).
Вообще в текстах, относящихся к Иерусалиму, упомянуты города (URU) и страны (KUR).
Города: (H) Arabuwa, Beliia, Gaazri, Giimti, Gintikiirmiil (Gint, Gnti), Gubli (Gububli), Hazati, Ialuna, Iippushu, Irheba, Lakish (Lisi), Pataraat, Qeelte (Qeelte, Qielt, Qiilti), Rubuta, Shaakmi, Siluu (Ziluu), (Ti) Sh (un), Urusalim (Uruslm). Город страны Urushalim.
Страны: Annitu (Anniu), Beliia, Epushuni, Gabbasha (Gabsha), Hapiri, Hazianuti, Iashi, Ibashuti, Kashi, Kasi (Ka (pasi) -Kaasi), Kinaanna, Miicri, Pataraat (Patar), Qatishun, Qibimi, Shalim ([Sh] Alimu), Sheeri, Urusalim, Yiilqe. Страна города: Azri, Ashqaluna, Gintikiirmiil, Rubute, Urushalim.
Историки большинство из них не упоминают. Однако локализовать эти города и страны можно.
Annitu, Anniu – Aninetus (Лидия), Anitku (Катаония);
Ashqaluna – Ascalon (Сирия), Acalissus (Ликия), Macedones Asculacae (Троя);
Azri – Astyra (Кария);
Beliia – Uele (Ликия), Pele (Иония);
Gaazri – Gaziura (Понт);
Gabbasha, Gabsha – Gaba (Сирия), Gaba (Фригия);
Gintikiirmiil, Gint, Gimti – Gimtu-Asdudim (Сирия), Gambrium (Мисия);
Gubli, Gububli – Gabala (Сирия);
HArabuwa – Xebrn (Ликия), Arabissus (Каппадокия), Aravanna (Хеттский);
Hazati, Hazianuti – Gazena (Фригия);
Hapiri – Hapiru (Хеттский);
Ialuna – Iliun (Торя), Ialyso (Родос);
Iashi, Iasus – Iasus (Кария), Issus (Киликия), Iasio (Иония);
Ibashuti – Ipsus (Фригия);
Iippushu, Epushuni – Ephesus (Иония);
Irheba – Irride (Хеттский);
Kashi, Kasi (Ka (pasi) -Kaasi) – Casae, Casyponis (Киликия), Kapshuna (Комагена), Kassia (Хеттский);
Kinaanna – Khanni-rabbi (Мелитена);
Miicri – Египет;
Pataraat (Patar) – Patara (Pttarazash) (Ликия), Pateiarikka (Хеттский);
Qatishun – Citis (Cilicia), Kitssuvadna (Хеттский);
Qeelte, Qeelte, Qielt, Qiilti – Kelti (Галатия);
Qibimi – Ddimiu (Ликия);
Lakish (Lisi) – Lihsin (Хеттский);
Rubuta, Rubute – Rabbath-Moba (Аравия), Rubu (Месопотамия);
Shaakmi – Zagama (Ликия);
Sheeri – Siocharax (Фригия-Моксеана), Serinis (Галатия), Seri (Хеттский);
Siluu (Ziluu) – Sillyum (Памфилия), Selinus (Киликия), Selinus (Лидия), Zeleia, Zelia (Троя); TiShun – Tisanusa (Кария), Tishiniay (Хеттский);
Urusalim (Shalim) – Solymi (Ликия), Urshu (Хеттский);
Yiilqe – Iolla (Мисия), Illetia (Иония), Eleus (Кария), Elaeusa (Киликия).
Практически все упомянутые названия имеют соответствия в названиях хеттских городов и стран или других мест в Малой Азии.
Стелы Тутмоса 1475—1425г.д.н.э. упоминают более 150 городов завоеванных им в Сирии. Иерусалима среди них нет, но есть Кадеш. Лингвисты и историки пишут, что Kidsi (Qiidsi, Qiidsa) мог называться Kadesh и быть арабским Иерусалимом. Urusalim никакого отношения к нему не имел.
Фараон Шешонк I, в 926г.д.н.э. составил список палестинских городов и крепостей, которые он завоевал. Египетские надписи перечисляют более 100 городов, включая Мегиддо и Гезер. В нем никаких упоминаний об Иерусалиме.
Израильский профессор Зеев Герцог, на основании многолетних исследований пришел к выводу: в истории народа, когда-то проживавшего на территории нынешнего Израиля, вообще не было периода, описанного в Ветхом Завете. В подтверждение ссылается на результаты многочисленных раскопок, которые велись в течение многих десятков лет в Палестине и Израиле. До сих пор не обнаружен храм Соломона.
Археологи, занимающиеся изучением библейских сюжетов, могут подтвердить, что практически не существует никаких свидетельств, что цари Давид и Соломон существовали на самом деле. Они в основном опираются на информацию, которую дает Ветхий Завет. Эти отрывки, повествующие о царях, археологи пытаются связать с археологическими находками, однако часто им приходится останавливаться лишь на зыбких предположениях.
Заведующий факультетом археологии Тель-Авивского университета Израэль Финкельштейн и археолог Нил Зильберман утверждают, что во времена Давида и Соломона не было никакого царства, Иерусалим же во времена Давида был «небольшой горной деревушкой». В подтверждение он ссылается на результаты многочисленных раскопок, которые велись в течение многих десятков лет в Палестине и Израиле. До сих пор не обнаружен храм Соломона. Раскопки Финкельштейна и Уссышкина в Иерусалиме не выявили никаких свидетельств широкомасштабного строительства в 10в.д.н.э. несмотря на то, что Давид устроил там свою столицу, а Соломон построил огромный храм в городе. Хотя другие ученые с этим не согласны, имеется минимальное количество остатков как из 10-го, так и из 9-го в. д. н.э., но город все же на этом месте существовал.
В противоположность им, израильский археолог Р. Рейх, занимавшийся изучением подземных тоннелей-водопроводов времени царя Давида, пришел к выводу, что они были сооружены почти на 800 лет раньше, чем предполагалось. И ранний Иерусалим был не маленьким захудалым поселком, а крупным городом с развитой системой коммуникаций. Г. Авни из Израильского Управления Древностей считает, что есть очень большая проблема с традиционной датировкой в Иерусалиме. Найденное в 2007г. археологами здание, которое считается «дворцом Давида» и датируется 10в.д.н.э., может быть совершенно другим строением. Никто из специалистов не смог его точно датировать и не подтвердил, что это действительно дворец. В здании не было сделано находок, позволяющих неопровержимо связать его постройку с царём Давидом. Утверждается, что израильтяне библейского времени не оставили после себя никаких следов городской цивилизации, а Иерусалим и другие библейские города – дело рук совсем других древних цивилизаций, в частности финикийцев.
Сведения об Иерусалиме времен Иудейского царства берутся из архивов Вавилона и Ассирии. Хотя в них находят упоминания Иерусалима и Иудеи, в самих документах локализация этих стран в Палестине не очевидна.
Так Асахардон (680—69г.д.н.э.) после падения Сидона вызвал «правителей страны Hatti – Menasii, правителя Iaudi», и «двенадцать правителей побережья» – Едома, Моаба, Газы, Аскелона, Екрона, Гиблы, Арвада, Бет-Аммона, Ашдода, и также десять правителей Кипра (Iadnana). Все они названы как «двадцать два короля Хатти, побережья, и островов», но явно, кроме Menasii – правителя Iaudi, к стране Хатти не относятся.
В русском переводе страна Хатти заменена Сирией. «Анналы Асархаддона: Я собрал царей Сирии и народов, живущих у моря: Баала, царя Тира; Манассию, царя Иудеи;
Кадумуха, царя Эдома; Митцури, царя Моава; Реубена, царя Газы; Митинти, царя Аскалона; Итузу, царя Амгарруна; Милки-Асафа, царя Гебала; Кулу-Баала, царя Арвада; Аби-Баала, царя Уссимируна».
Отметим, что традиционная историческая наука помещает Едом и Моав в глубь Иорданской пустыни, а не на побережье и острова Средиземного моря.
Анналы Саргона II (721—05г.д.н.э.) описывают его обширные владения и не упоминают Иерусалима: «5.…Я управлял землями от Крита, что находится посреди Моря Заката до границ с Египтом и страной мушков; обширной Финикией и всей Сирией; целой страной …возле страны Бикни; страной Эллипи, от Раса на границе Элама до берегов Тигра; племенами Иту, Рубу, Харил, Калдуд, Хауран, Убул, Рухуя, что обитали на границах Сураппи, Укне, Гамбул, Кхиндар и Пукуд. Я царствовал над охотниками сути, что жили на территории Ятбура, вплоть до городов Самхун, Бад-Дур, Дур-Тилит, Кхиликх, Пиллат, Дуни-Самас, Буби, Телл-Кхумба, которые были зависимы от Элама; и над страной Кардуниаш; над Верхними и Нижними странами Бит-Даккури, Бит-Амуканни, Бит-Силиан, Бит-Саалла, что вместе составляют Халдею; над страной Бит-Якин, что на берегу моря у границ с Дильмуном…».
Не упоминают Иерусалим и Анналы Ашшур-нацир-апала (883—59г.д.н.э.), как и Аналлы Салманасара III датируемые 782—73г.д.н.э. хотя наличие в них страны Kasyari (Кайсери) в Анатолии делает сомнительным принятую хронологическую оценку найденного текста. Салманасар III совершал походы в страну Хаммат и Хатти, с которыми ученые связывают упоминаемый на других стелах поход на Хаммат и Израиль. Хотя, учитывая вольность переводов, там может стоять совсем другое имя.
Описание осады Иерусалима находят в анналах Синаххериба (705—681г.д.н.э.). Царь Ассирии, рассказывает о своем походе в страну Хатти (691г.д.н.э.). Целью похода было подавление бунта царей Финикии и страны Израиля. Синаххериб сражался с Ашкелоном, с египетскими войсками и с Иудеей. Все эти войны увенчались победой Синаххериба. В анналах так описана эта война: «В третьем моем походе я двинулся на страну Хатти. Лули, царя Сидона, ниспровергли грозные сияния моего величия, в даль посреди моря он убежал и сгинул навеки. Сидон большой, Сидон малый, города Бит-Зитти, Царипту, Махаялиба, Унту, Акзиби, Акку, города его могучие, укрепления в местах пастбищ и водопоев, оплоты его, ниспроверг блеск оружия бога Ашшура, моего владыки, и они склонились к стопам моим. Тубаалума на троне царском я посадил и дань, подать владычеству моему, наложил на него. Что касается Минхиму самримурунайца, Тубаалума сидонца, Абдилити арудайца, Урумилки гублайца, Метинти ашдодца, Пудуэля аммонитянина, Каммусунатби моавитянина, Айяраму идумея, царей Амурру, то все они подношения свои, дары знатные пред меня принесли и облобызали стопы мои. А Цидку, царя Аскалона, что не склонился под ярмо мое, богов дома отца его, его самого, его жену, сыновей, дочерей, братьев родичей я забрал и переселил в Ассирию. Шаррулудари, сына Рукибти, прежнего их царя, я поставил над народом Аскалона и принесение дани, союзнического дара моему величию, наложил на него, и он влачил ярмо мое. Во время моего похода города Бит-Даганна, Яппу, Банайа-барка, Азузу – города Цидки, что к ногам моим тотчас не склонились, я осадил, взял, захватил добро их. А у наместников, князей и людей города Экрона, которые Пади, их царя, принесшего союзническую присягу стране Ашшур, бросили в железные оковы и выдали его Хизкии, иудею, поступив враждебно и грешно, устрашились сердца их. Царей Египта, лучников, колесничих, конников царя Эфиопии – силы бесчисленные – призвали они против меня и те пошли им на помощь. В окрестностях города Альтакку предо мной ряды их были выстроены, и они точили свое оружие. Могуществом Ашшура, моего владыки, я сразился с ними и нанес им поражение. Колесничих и воинов царя египетского и колесничих царя эфиопского живьем в разгаре сражения захватили руки мои. Города Альтакку и Тамну я осадил, взял, захватил их добро. Я подступил к Экрону, правителей и князей, которые согрешили, я убил, и трупы их повесил на кольях вокруг города. Сыновей города, совершивших грех и преступление, причислил к полону. Остатки их, не несущие на себе греха и преступления тех, кто неповинен, я велел пощадить. Пади, их царя, из Иерусалима я вывел и на трон владычества над ними посадил, и дань моему владычеству наложил на него. А Хизкию-иудея, который не склонился под мое ярмо – 45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, продвижением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200150 человек, от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону. Самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер. Укрепления против него я воздвиг, выход из ворот его города сделал ему запретным. Города его, которые я захватил, отделил я от его страны и Метинти, царю Ашдода, Пади, царю Экрона, и Цилли-Белу, царю Газы, отдал и уменьшил его страну. К уплате прежней дани ежегодную подать их, союзнический дар моему владычеству, я прибавил и наложил на них. Он же, Хизкия – ужасные блески моего владычества ниспровергли его, и вспомогательных воинов и войска его лучшие, которые для укрепления Иерусалима, его царского города, он собрал, и они захотели мира. Вместе с 30 талантами золота, 800 талантами отборного серебра, сурьмой, большими украшениями из камня, ложами из слоновой кости, высокими тронами из слоновой кости, кожами слонов, слоновой костью, эбеновым деревом, самшитом – всем, что есть, знатным богатством, также и дочерей его, наложниц его дворца, певцов и певиц в Ниневию, мою столицу, за мной он прислал, и для уплаты дани и исполнения службы направил своего гонца».
Это описание связывают с Палестиной. Однако город «Урусалимму» назван городом в стране Хатти, кроме того, возможен неточный текст. Так в Анналах Асархаддона соответствующий город назван Эдомом. «Надпись В. Колонка II. 55. Город Эдом, твердыню арабов, который Синаххериб, царь Ассирии, мой отец, завоевал… (Конец колонки разрушен)».
В ассирийских и вавилонских документах Анатолия и Сирия, именуются «страной хеттов». Поскольку Хеттская империя никогда не включала в себя Израиль, упоминания хеттов как части древнего населения страны трудно поддаются объяснению.
Падение Иерусалима, как считается, описано в вавилонских табличках. «Вавилонская хроника» не называет взятый город по имени и тем более как город в Палестине. В тесте упоминаются походы Навуходоносора в страну Хатти, а из нее в соседние земли Сирии и Палестины. Об уничтожении города не говорится вообще, а сам город, без имени, назван городом Иудеи в стране Хатти. К тому же нет указаний на конфликт с Египтом из-за этого района. Однако это означает, что поход шел не в Палестину, а в Малую Азию.
Ранее самым крупным городом Леванта был Угарит, находившийся в хеттской зоне влияния, но проводивший самостоятельную политику. Он был главным перевалочным пунктом, соединяющим морские торговые пути с континентальными. Затем Угарит был полностью уничтожен, и он и его территория оставались безлюдными. Поход мог быть направлен и в его район.
«Вавилонская хроника»: «В 21-м году (605г.д.н.э.) … Навуходоносор, его старший сын и наследник престола… направился к Каркемишу, который расположен на берегу Евфрата… Они вступили в битву друг с другом, и египетское войско отступило перед ним… вавилонская армия догнала их в области Хамат и нанесла им такое поражение, что никто не спасся в свою страну. А Навуходоносор тем временем завоевал всю страну Хатти. …В год вступления на престол Навуходоносор отправился обратно в страну Хатти и до месяца шабату он победоносно прошел по стране Хатти…
В 1-й год Навуходоносора (604г.д.н.э.) в месяце симану он созвал свое войско и направился в страну Хатти и до месяца кислиму победоносно прошел по стране Хатти. Все цари страны Хатти предстали перед ним, и он принял от них тяжелую подать. Он выступил против города Аскалон и в месяце кислиму захватил его…
В 4-м году (601г.д.н.э.) царь Аккада созвал свое войско и направился в страну Хатти. Он победоносно прошел по стране Хатти…
В 6-м году (599г.д.н.э.) в месяце кислиму царь Аккада созвал свое войско и направился в страну Хатти. Из страны Хатти он послал своих воинов, и, пройдя по пустыне, они награбили у арабов много их имущества…
В 7-м году (598г.д.н.э.) в месяце кислиму царь Аккада созвал свое войско, направился в страну Хатти и осадил город Иудеи и на 2-й день месяца аддару (начало 597г.д.н.э.) захватил город и взял в плен царя. Он назначил туда царя, который был по сердцу, получил тяжелую подать и послал в Вавилон…».
В египетских и арамейских текстах страна, считаемая Палестиной, названа Арзену (Arzenu, Rezenu, Reusa, Rekhasna, Resha Qetesh). В тоже время в Анатолии существовала страна Resenu, на территории Памфилии располагалась хеттская страна Арзава.
Археологами в результате многочисленных раскопок были обнаружены строения говорящие о существовании укрепленного города в вавилонское время. Профессор Авигад обнаружил мощную семиметровую стену, получившей название «широкой». По керамическим находкам, она принадлежит времени Иезекии. Эти укрепления выдержали осаду ассирийцев, но пали перед вавилонским царем Навуходоносором II в 586г.д.н. э. Находки в слое пожара, в котором сохранились печати чиновников Иезекии, подтверждают этот вывод. Никто не доказал, что город сожженный в 6в.д.н.э. был Иерусалимом. Тем более, современные ученые пишут, о том, что город Kaditis в Палестине, упомянутый Геродотом является современным Иерусалимом. Считается, что имелся другой Кадеш (Кинца) – Тель-Неби-Менд, близ Хомса в Сирии, в верховьях реки эль-Аси.
Кадеш (арам.– «священный») известен по письменным источникам с 16 в.д.н. э. В конце 14 в.д. н.э. он подчинен хеттам. В соглашении царя Хатти Суппилулиумы (1380—46г.д.н.э.) с царем Митани Сати-вассой указано: «И я пошел в страну Абена (Дамаск), а битвы со страной Кинца (Кадеш) я не искал. Сута-дара (царь Кадеша) со своим сыном Эдо-камой и со своими колесницами пошел биться со мной. Я его одолел, и они отступили в город Апсуйа». Вообще Кадеш подчинялся Египту. Так в соглашении царя Хатти Мурсили II (1345—15г.д.н.э.) с царем Халапа Талмега-Румой упомянуты страны Мэттаннэ, Каргамыс и страна Кинца (Кадеш), которая была у царя страны Мицри (Египет). Во время нашествия «народов моря» Кадеш был разрушен. В Нововавилонском царстве он был центром одноименного округа.
Фортификационные сооружения Иезекии восстановили только пятьюстами годами позже при династии Хасмонеев. Разрушение Иерусалима в 586г.д.н.э. вавилонским царем Навуходоносором II завершает историю ветхозаветного города.
Фактически нет никаких археологических свидетельств ни периода Судей, ни Обьединённой Монархии в Палестине. Единственное отрывочное не-библейское упоминание «Дома Давидова» было найдено в 1993г. – это Стела из Тель Дана – обломок, отнесенный к середине 8 в.д.н.э., позже признанный современным изделием. В книге Филькельштейна и Сильбермана «In Search of David and Solomon», утверждается, что Иерусалим в середине 10 в.д.н.э. был маленькой деревней. Такими же были и другие основные города Иудеи и Израиля – по сравнению с гораздо более развитыми полисами Финикии и прибрежных областей. Сведения по истории эпохи царств тоже сомнительны.