Было еще достаточно темно и ночные празднества закончились только недавно. Подвыпивший народ уже начал разбредаться, и на улице можно было заметить разве что одиноких пьянчуг и забулдыг, медленно тащившихся домой.
Грасс вместе с компаньонами проехал через северные ворота столицы и помчался галопом навстречу прохладному летнему ветерку, так приятно обдувающему лицо в жаркий летний месяц.
Вскоре небо постепенно начало окрашиваться багряным цветом, а где-то вдали послышалось кукареканье петухов. Вся братия во главе с Эмилией по началу мчалась по главной дороге, ведущий из Аркана, но затем свернула на менее приметные и объезженные пути.
Спустя два-три часа, когда солнце уже встало, вдали замаячили верхушки изб и церквей. Послышался колокольный звон. На протяжении всего пути то тут, то там можно было увидеть либо деревеньки, находящиеся где-то вдалеке, либо широченные пшеничные поля, на которых уже трудился частной народ.
Местная природа очаровывала и тем непривычнее был тот факт, что вскоре в эти земли придет война. Война, которая, быть может, сотрет всю эту красоту раз и навсегда.
Наступил полдень и можно было смело сказать, что день выдался солнечным и не особо жарким. Вся компания сменила галоп на рысь, а затем и на шаг, неспешно проезжая посреди пустых полей.
– Через час сделаем привал на обед, – объявила Жанна.
К этому времени весь отряд уже разбился на небольшие группы. Жанна и Алистер разговаривали с принцессой Алисией, Лудин о чем-то разглагольствовал с Клетусом, а Орм что-то рассказывал Молчуну, на что тот безмолвно кивал.
– Скучаешь? – весело спросил Спарк, бесшумно подъехав к Грассу.
– Ну, наверно можно и так сказать.
– Ну и как тебе наша бравая команда?
– Не могу сказать ничего плохого. Впрочем, и ничего хорошего.
– Хех, ну и как тебя угораздило попасть во всю эту ситуацию?
Грасс пожал плечами и кратко рассказал вчерашнее происшествие, опустив пару деталей.
– Вот оно как, – воскликнул Спрак. – Ну ничего не попишешь. Зато, если все пройдет гладко будешь в золоте купаться.
– Скорее уж в собственной крови.
– А ты я вижу ты скептик.
– Работа обязывает.
– Работа? – удивленно спросил Спарк.
– У проводников, как и врачевателей жизнь не сахар.
– Подожди, я думал ты проводник. А ты еще и людей лечишь?
– Я не лечу всех подряд. Просто владею соответствующими навыками.
– Вот тебе на. Ясно, ясно. А вот я считаю, что жизнь – штука веселая. И не важно где ты проводишь день, в таверне с веселой компанией или в сырой темницы. Надо радоваться каждому моменту.
– Да уж, – криво улыбнулся Грасс и спросил. – А почему тебя не было на вчерашнем собрании?
– Отсутствовал по особо важному поручению короля, но я получил от него все необходимые инструкции перед выездом.
– Ясно. А почему тебя называют шутом?
– Ну потому что отчасти, это так и есть.
Грасс недоуменно взглянул на Спарка.
– Чтобы все прояснить придется зайти издалека. Стоит начать с того, что я родился и жил в одном из северных городов Хизантифа. С детства я был щипачом средней руки. По началу обчищал зевак на рыночной площади, но денег это особо не приносило. Да и пару раз туго пришлось.
Затем перешел к более серьезным делам, потихоньку связями начал обрастать, да и опыт какой-никакой появился. Через несколько лет в узких кругах заработал себе авторитет, был приглашен в гильдию воров, но после пары лет ушел из нее. Не мое это – сплошная выслуга, а выгоды никакой. Поэтому остался я в свободном полете.
Но затем по глупости попал в одну передрягу, из-за которой меня чуть не вздернули. И как раз тогда я познакомился с людьми, которые предложили мне работу. На самом деле это была скверная компания, которая назвалась какой-то независимой гильдией «Нихил». Мутные типчики. Но они то как раз меня и вытащили из петли, а долг платежом красен.
Оказалось, нужен им был человек для дела одного. Камешек какой-то выкрасть. Вообще-то заказ не особо сложным оказался, выполнил я его идеально. Вот только предчувствие у меня был, что дело тут не чисто. Поэтому поинтересовался я через старых знакомых, что за «Нихил» такой. И как узнал с кем я связался, так деру и дал. Оказалось, что все, кто связывался с этим «Нихилом», либо на дне рыб ловят, либо в диких лесах волков кормят.
И чтобы избежать прискорбной для себя участи я передал камень крупному торговому дому в качестве держателя и записку попросил отправить этому «Нихилу». А когда «Нихил» свой заказ получил, я уже далеко был от города. Помчался прямиком в Аркан – самое безопасное место во всем Хизантифе. Туда эти прихвостни вряд ли сунутся. Да и заказ я выполнил, только товар передал через доверенное лицо. Денег получил только половину, как предоплату, но считаю, что легко отделался.
Слушавший внимательно Грасс спросил:
– Так что же это был за камень?
– Да шут его знает. Камень как камень – с какими-то иероглифами. С какими не понятно, не по-нашенски. Ну а после этого случая ничего я об этом «Нихиле» не слышал и надеюсь не услышу.
– А как ты с королем то познакомился?
– А, точно же! Забыл совсем! Ну приехал я в Аркан. Пожил маленько, а деньги скоро закончились. И нужно было на что-то кормиться, чтобы совсем не зачахнуть. Ну и начал я по всяким злачным местам ходить и свои услуги предлагать. Там работа, тут работа. И вот спустя два года, я попался.
Однажды, пришел я в какой-то старый домишко, где встречу с заказчиком устроил и нахожу там нашу Розу и двоих солдат. Дал я тогда деру – весь город всполошил, но в итоге поймали меня. Убивать не стали, сказали король хочет поговорить.
Представь, какого же было мое удивление, когда я узнал, что был самым неуловимым вором во всем Аркане. Так еще мне чуть-ли не всучили звание инициатора организованной преступной сети. Ну все думаю, попал!
Предстал значит я перед Гроком, а он меня и спрашивает: Назови мне хоть один повод тебя не убивать.
Ну у меня совсем от страха голова поплыла. Я ему сдуру взял и шутку рассказал, а король как взорвется смехом на весь тронный зал, что я думал купол дворца рухнет. Ладно, говорит. Поистрепал ты нам нервов. Вот только за тебя дорогой для меня человек слово замолвил, поэтому казнить мы тебя не будем. Вот только теперь ты будешь служить мне и должность тебе нужна соответствующая. Ну а коли ты так хорошо шутишь – вот тебе и должность шута.
Грасс разинул рот так, что казалось челюсть отвалится.
– Вот-вот. И никакой я ни шут на самом деле, а лишь мелкий поручитель, так сказать. Когда нужно что-то незаметно и быстро сделать Грок всегда привлекает меня. Эдакий мастер на все руки. Но звание так и приелось ко мне с тех пор и король частенько просит рассказать какую-нибудь шутку.
– Поистине эксцентричная личность. Так что за человек поручился за тебя? – спросил Грасс.
На вопрос юноши Спарк посмотрел на впереди едущую пятерку лошадей.
– Кая?
– Она самая. Не будь ее, не миновать мне казни.
– Неужели из-за видения?
– По всей видимости. Ведь я действительно пригодился королю и сослужил службу.
– Но кто она такая?
– Кто знает. Она появилась пять лет назад. Пришла из ниоткуда, точно в таком же виде, как и сейчас – лишь черный балахон с капюшоном. Свидетели утверждают, что каким-то чудом попала на аудиенцию к королю и предсказала покушение на Грока. Ее чуть было в темницу не упрятали после таких слов, но Эмберг прислушался к словам Каи и не зря. Предсказанное покушение свершилось, точнее его попытка была неудачной. Приди она на два дня позже и Грока бы убили приближенные к нему люди, которые оказались предателями. После этого случая король стал доверять Кае больше, чем кому-либо и держал ее всегда при себе. Она никогда не покидала дворец на протяжении пяти лет, вплоть до сегодняшнего дня.
– А ее дар?
– Предсказания? Я не знаю как это работает, но наверняка Кая тебе сама рассказала на вчерашнем совете, что ее дар неподвластен контролю.
– Но почему она скрывает лицо?
– Хороший вопрос. Поговаривают разное. Одни, что Кая демонесса или ведьма, а на голове ее рога и что Грок заключил с ней контракт в обмен на свою душу. Вторые, что Кая настолько красива, что король без ума влюбился и запрещает открывать ей свой лик и показывать его другим. Третьи, что взгляд ее способен лишить человека рассудка или превратить в камень.
– Что за вздор?
– Вздор не вздор, вот только все эти слухи появились не на пустом месте. Сам Грок Эмберг во всеуслышание запретил просить или, не дай Боже, пытаться насильно открыть капюшон Каи, под страхом смертной казни.
– Вот тебе на.
– Так что, какой бы секрет Кая не хранила, не советую во время поездки даже украдкой пытаться рассмотреть ее лицо. Жанна верна королю до мозга костей и, следовательно, Кае тоже. Она не посмотрит на то, что ты проводник. Не говоря уже о нашем ненаглядном принце.
– Кстати о нем. А почему у принца и Жанны такие напряженные отношения?
– Ну, думаю, ты заметил, что Лудин не из приятнейших собеседников. Однако, за отношениями Лудина со своей семьей и Розой стоит, наверно, история в целое десятилетие. Роза – дочка герцога Рейна Анастериа. Поговаривают, что с самого детства она имела горячую кровь и мальчишеский нрав. Скачки на лошадях и рыцарские поединки она предпочитала чаепитию и светским беседам. Когда она достигла совершеннолетия, то заявила отцу, что видит свое будущее только в королевской военной академии. Взбешенный Рейн всеми способами пытался отговорить дочь, но как показало время, гордая и упрямая Роза никогда не шла на поводу у других, даже отца.
Рейн поставил Жанне условие, что если она хочет военную карьеру, то ей придется отказаться от наследственного дворянского титула. Наивный надеялся, что сможет остановить упрямую дочь. Но наша Роза не раздумывая дала свой ответ ошарашенному отцу.
Так герцогу пришлось обратиться к своему старому другу Эмбергу Гроку, попросить взять под опеку его дочь и назначить ее в королевскую гвардию, надеясь уберечь от войны и других опасных ситуаций. Бедный Рейн надеялся, что со временем армейская жизнь наскучит и станет в тяжесть Жанне.
Но Жанна, поступив в королевскую военную академию, не давала поблажек ни себе ни другим и выросла в настоящего лидера и умелого война. Там она и получила прозвище «Красная Роза» – за свою красоту и за колючий нрав.
Быстро продвигаясь по карьерной лестнице, она три года назад достигла звания командира королевской гвардии Эмберга Грока – самого почетного военного звания в Хизантифе. И ни отец, ни сам король не могли остановить эту упрямую девушку.
Поэтому, как бы не противился Рейн и Грок, Жанна превратилась в одного из сильнейших воинов Хизантифа и незаменимого лидера, участвующего во многих военных кампаниях против Балука.
– Но и как же образовался ее конфликт с Лудином?
– Свидетелем я не был, но это история у всех на слуху. Известно, что принц Лудин и Роза ровесники и знают друг друга практически с рождения. Случай этот произошел, когда им было по пятнадцать лет, еще до поступления Жанны в военную академию. Тогда в замке короля был знатный прием всех сливок общества Хизантифа, где естественно и присутствовали Рейн с Жанной.
Ну а принц… Говорят принц не особо изменился за последнее десятилетие. Кутила и бабник, самодовольный и надменный – настоящая аристократия в самом худшем смысле этого слова.
К тому же ходят слухи, что Лудин плохо ладил с отцом, ведя образ жизни не приличествующий королевской семье, постоянно переполняя чашу терпения Грока.
И вот представь, что принц отпускает колкость в адрес юной Жанны, которая имеет горячий нрав и прямой, как меч, характер. Лудин познал в тот вечер, что значит быть прилюдно униженным одними лишь словами. Итогом перепалки стала дуэль.
– Дуэль? Между сыном короля и дочерью герцога?
– Представь себе. Грок Эмберг пришел в ярость и объявил Лудину, что если тот не извинится перед герцогом и Жанной, то отречется от него как от сына.
– Лудин не поменял своего решения. Я даже не уверен, что он поменял бы его даже сейчас. Рейн тоже пытался вразумить дочь, но для гордой девушки, для которой достоинство и честь было всем, не могла проигнорировать этот случай.
– И что? Король и герцог так просто согласились на дуэль?
– Конечно нет. Естественно отцы не могли позволить свои детям переубивать друг друга. Хотели все уладить миром, но неразумные юнцы готовы были перегрызть друг другу глотки. В итоге Жанна предложила дуэль на деревянных мечах и Лудин согласился. Даже несмотря на страшные слова, сказанные Гроком, его сын не остановился… и проиграл девчонке вчистую.
Говорят, что после дуэли, избитый и униженный, принц не извинился даже перед отцом. Ну а для Грока это стало последней каплей. Он просто не мог это проигнорировать и отправил его в Альба Монте.
– Монастырь находящийся на юге посреди Великих Великанов?
– Верно. Но хоть я там ни разу не был, все-таки монастырь не совсем подходящее слово для такого места. Скорее это небольшой город в горах, изолированный от всего мира, хотя, конечно, люди ведут там аскетский образ жизни. Всем там заправляет верхушка храмовников, которые следят за порядком.
Говорят, что в Альба Монте нет ни преступлений, ни убийств, ни воровства. Потому что убивать там не имеет смысла, а воровать нечего. Люди приходят туда по различным причинам. Кто-то ищет раскаяния и служит Богу – на то есть множество храмов и церквей. Кто-то ищет знаний и уединения – для этого там находится самая большая старинная библиотека, которая посоперничает с хранилищем знаний в Грачворде. Кто-то хочет просто забыть о старой жизни, обретя новую.
Но, как известно, в Альба Монте есть ряд правил, без соблюдения которых там просто невозможно жить. Одним из таких правил является каждодневный физический труд, который является квотой за проживание.
– И как же принц вписался во всю эту обстановку?
– Вот тут-то и зарыта собака. Грок под страхом смерти отправил сына восвояси с личной просьбой к одному из глав-храмовником Альба Монте принять у себя непутевого сына. Поговаривают, что Грок отправил вместе с Лудином огромное пожертвование, лишь бы тот не возвращался и научился уму-разуму у местных монахов. Не могут же храмовники отказать в просьбе королю. Вот и пришлось отцам божьим терпеть выходки неразумного отпрыска Грока.
А после восьми лет ссылки принц Лудин возвращается к отцу с письмом от одного из храмовников, что те больше не намерены держать его у себя. Ходят слухи, что за те восемь лет, что Лудин пробыл в горах он навел там много шуму. Но самой невероятной является история, в которой он превратил один из храмов в бордель, а один из складов в собственную винодельню.
Грасс не нашел, что ответить на это.
– Тем не менее, Лудин по возвращению к отцу пустился во все тяжкие: ночи пьянок до утра, званые вечера в особняках графов, сомнительные связи. Говорят, что с возвращением принца, его персона так и крутится у всех на устах. Там, где безудержное веселье, там и Лудин. Грок окончательно махнул рукой на младшего сына и кажется вообще делает вид, что его не существует.
– Но какой смысл принцу отправляться с нами в это опасное путешествие? – спросил проводник.
– Разве не очевидно? Чтобы позлить Жанну и насолить ей при первой возможности. В жизни не поверю, что он простил ей поступок восьмилетней давности.
– Все на привал, – неожиданно раздался голос Розы, прервавший разговор Грасса и Спарка.