АНТИЧНЫЙ ОРДЕР

Греческий ордер – это не только конструкция, но и полноценная художественная выразительная система, отличающаяся гармонической пропорциональностью своих частей. Поэтому не случайно он активно использовался строителями последующего времени (часто в видоизмененном виде) в самых различных архитектурных направлениях. Христианское зодчество не является исключением.

Греческий ордер представляет собой сочетание трех основных частей: колонны, ее подножия – стереобата и антаблемента.

Стереобат – трехступенчатое основание храма, верхняя площадка которого называется стилобат. Колонна включает базу, ствол (фуст) и верхнюю часть – капитель. Антаблемент – перекрывающая часть сооружения. Он делится в свою очередь на архитрав, фриз, карниз.

Выше антаблемента в узких частях храма образуется треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши. В тимпане фронтона часто помещались скульптурные группы, а по углам и посредине – акротерии (статуи или орнаменты).

Греческий ордер получил яркое воплощение в различных типах храмов. Самый ранний тип храма – храм в антах, главный фасад которого оформляется торцами боковых стен, называемых антами, между которыми находятся две колонны. Так называемый простиль (следующий тип храма) имеет на фасаде колонны, расположенные впереди антов; обычно этих колонн четыре. Амфипростиль содержит колонны и на переднем и на заднем фасадах. Самый распространенный тип храма – периптер, в котором колонны располагаются по всему периметру сооружения. По числу колонн на торцах периптер называется шестиколонным, восьмиколонным и т.д. Наиболее сложный тип храмового здания – диптер, который включает два ряда колонн, окружающих храм. Существовали храмы – гипетры, которые в силу большой ширины оставались не перекрытыми и имели вид двора, окруженного портиками.

Наряду с прямоугольными изредка строились круглые храмы – фолосы, также обнесенные колоннадой.

Сама целла (внутренняя часть культового сооружения) храма делится на три помещения: переднее, служащее преддверием;

пронаос, центральное, самое обширное; наос, собственно святилище и опистод для хранения даров (с входом с заднего фасада).

Первоначально храмы строились из дерева и сырцового кирпича, в дальнейшем из камня: известняка, туфа, ракушечника и из мрамора. Переход к камню осуществлялся не сразу. В каменных храмах некоторое время сохранялись деревянные части (архитравы, колонны). Каменная кладка производилась насухо.

Колонны вначале вытесывались из монолитов: позднее для облегчения работ они составлялись из отдельных каменных барабанов, соединенных деревянными или металлическими штырями.

Постели камней точно притесывались по краям, а в середине заглублялись и подвергались лишь грубой обработке. Это обеспечивало устойчивость камня, надежно опертого по контуру, и экономило труд.

Колонны ставились обычно с небольшим наклоном к стенам храма, что имело конструктивный смысл, так как в связи со смещением центра тяжести колонн затруднялось их опрокидывание наружу, возможное при сейсмических толчках (опрокидыванию колонн внутрь препятствовали поперечные балки и плиты).

После установки колонн на них протесывали желобкиканнелюры, которые предварительно намечали лишь на основании нижнего и верхнего барабанов. Обточка других деталей колонны производилась заранее.

Архитравы – каменные балки, являются наиболее ответственной частью конструкции. Первоначально они были цельными, позже составлялись из двух-трех плит, поставленных на ребро. Поэтому какой-либо дефект в одной из плит не мог привести к разрушению всего архитрава. Фриз скрывает перекрытие портика. Карниз греческого храма состоял из каменной плиты, над которой обычно располагался терракотовый или мраморный водосточный желоб – сима. Внутренние колоннады чаще имели неполный антаблемент, состоящий из архитрава и карниза.

Стены наоса, выложенные из плотно притесанных и скрепленных между собой камней, с наружной стороны имели цоколи из поставленных на ребро крупных плит – ортостатов.

Дверные проемы обрамлялись каменными косяками, несколько наклоненными внутрь. Кесонные перекрытия обходов храма вначале были деревянными, и их формы впоследствии воспроизводились в каменной конструкции.

Кровля настилались из гончарной, а иногда из мраморной черепицы по деревянным стропилам и обрешетке.

В процессе развития греческой архитектуры сложились два основных ордера – дорический и ионический, формы и пропорции которых развивались и варьировались на протяжении многих веков. Основным различием между дорическим и ионическим ордером является то, что первый из них массивен и прост по своим формам, а второй более строен и богато украшен. Витрувий сравнивает дорический ордер с обнаженным, атлетическим сложенным мужским телом, а ионический ордер – с изящной, драпированной в богатые одежды женской фигурой. Нередко оба ордера применяются одновременно в одном и том же архитектурном ансамбле и даже в одном и том же здании.

Названные выше ордерные части применялись в обоих стилях и различались лишь в деталях.

В дорическом стиле колонны не имеют баз, капители просты и состоят из квадратной плиты (абака) и поддерживающей ее круглой подушки (эхина). Ствол колонны изборожден обычно двадцатью каннелюрами с острыми гранями. Он сильно сужается по направлению снизу вверх, а на уровне глаз стоящего человека образует утолщение – энтазис. Шея дорической колонны охвачена тремя или пятью рядами колец (так называемых ремешков).

Гладкий архитрав увенчан полочкой (тенией). Под ней помещаются дополнительные полочки-регулы с каплями (гуттами). Дорический фриз состоит из чередования двух типов плит: прямоугольных, слегка выступающих (триглифов) и квадратных плит (метоп). Лицевая поверхность триглифа обрабатывается двумя бороздками и двумя скосами по углам, а метопы украшены скульптурой.

Над фризом помещается карнизная плита, на ее нижней части помещаются прямоугольные плиты (мутулы) с каплями (гуттами). По симе размещались отверстия для водостоков, обычно украшенные львиными головами. При отсутствии симы по боковым фасадам ставились пальметты – антефиксы, которые, играя роль декоративного венчания, смягчали строгость горизонтальных линий карниза.

В ионическом стиле колонны имеют профилированные базы. Они разделяются на два основных типа: малоазийский и аттический. Основными элементами малоазийской базы являются вал и круглая в плане подушка с вогнутым профилем, зрительно выражающим упругое напряжение под тяжестью колонны. База часто снабжается горизонтальными каннелюрами. Иногда подушка дополнительно расчленялась или под нее подводилось сложное основание. Формы аттической базы особенно ясны и лаконичны. Ее профиль состоит из двух валов с зажатой между ними скоцией. Валы иногда украшались бороздками или плетенкой. Ствол ионической колонны гораздо тоньше дорической, не так быстро сужается кверху и не имеет энтазиса. Обычно число каннелюр двадцать четыре, но бывает и гораздо больше – до сорока восьми. Каннелюры гораздо глубже врезаны, отделены не острыми гранями, как в дорической колонне, а тонкими полосами, как бы сохраняющими первоначальную поверхность ствола.

В ионической капители между абаком и эхином помещена подушка с двумя завитками – волютами, которые обрабатываются спиральным пояском и заканчиваются круглым глазком.

Ионический архитрав разделяется на три полосы – фасции, слегка выступающие друг над другом. Над архитравом помещались зубчики – дентикулы или фриз. Он часто украшался барельефом (в виде ленты) и называется в связи с этим также «зоофором» (несущий изображения).

В тех случаях, когда античные зодчие заменяли колонны статуями, передавая им функцию подпоры, они ставили мужские фигуры атлантов в постройках дорического стиля, а в ионических – женские фигуры кариатид.

Вариантом ионического ордера является третий греческий ордер – коринфский, главное отличие которого лежит в особенностях капители. Ядро капители имеет форму чаши или корзины, обвитой удвоенным рядом акантовых листьев. Из них вырастают тонкие стебли, которые на углах свертываются в восемь волют. Середина каждой из сторон абака украшается пальметтой или розеткой. Следующее отличие коринфского ордера заключено в том, что фриз содержит не скульптурную ленту, а орнамент.

Архитектурные детали и скульптурные украшения греческих ордеров ярко раскрашивались главным образом в синий и красный цвета; раскраска придавала зданию особенно нарядный вид.

Римская архитектура унаследовала от греческой архитектуры три ее ордера и прибавила к ним свои: тосканский и композитный.

Тосканский ордер – упрощенный вариант дорического. Его отличие заключается в том, что колонна опирается на базу, но лишена каннелюр. В композитном ордере капитель сочетает ионические волюты с коринфским мотивом аканта.

В римской архитектуре постепенно совершается радикальный перелом конструктивных принципов: от горизонтального антаблемента (от системы архитрава) римские архитекторы все охотнее переходят к перекрытию опор с помощью арок и сводов. Для поддержки арок и сводов более пригоден столб, который отличается от колонны своими угловатыми формами и тем, что не сужается кверху и лишен каннелюр.

Иногда обе конструкции использовались в одном здании, причем, арки опирались на столбы, а колонны поддерживали антаблемент. Широкое распространение получили полуколонны и пилястры [По: 1, 3, 9, 11, 14, 31, 36, 39, 46, 50].

Загрузка...