.К сибирским тюркским языкам согласно общепринятой концепции относят языки древних тюркских рунических надписей в верховьях Енисея, хакасские, горно-алтайские и родственные им саянские, якутские и карлукско-кыпчакские языки.
Без знания особенностей истории населения той местности, топография которой является предметом изучения, никакое мало-мальски серьёзное научное понимание топонимии региона невозможно.
Принятое в историографии обозначение древнего и средневекового тюркоязычного населения бассейна Енисея и Саяно-Алтая – енисейские кыргызы. Кыргызы Енисея – исторический народ Центральной Азии, гегемон Кыргызского каганата. Один из крупнейших средневековых тюркских этносов, сыгравших значительную роль в этнополитической истории народов Центральной Азии. Енисейские кыргызы были носителями таштыкской, чаатакской, тюхтятской и аскизской культур.
Первым упоминанием об енисейских кыргызах считается запись в «Исторических записках» Сыма Цяня в связи с подчинением их хунну (201год до н.э.) – китайцы говорили о владении Кыргыз, население которого считали смешанным с динлинами. В 2019 г. китайским учёным Ю Тайшаном была предложена новая датировка первого упоминания этнонима «кыргыз». Учёный предположил, что этноним впервые упоминается в эпоху Чжоу (ок. 1045—771 гг. до н.э.) как владение «Цзюаньхан».
Первые правители Тюркского каганата были выходцами из династийного рода Ашина, племени тюрок. Первое упоминание этнонима «тюрк», встречающегося в китайских летописях, относится к 542 г. Китайцы тюрков называли потомками хуннов. Этнонимом «тюрк» первоначально называли представителей знати или военной аристократии, а затем господствующие племена.
Основателем государства был Бумын (552 – 553 гг.). В годы правления Мукан-кагана (553 – 572 гг.) и Таспар-кагана (572 – 581 гг.) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной и Средней Азии, распространил сферу своего влияния вплоть до Причерноморья.
Первым лицом в государстве тюрок являлся каган – верховный владыка, правитель, военачальник. В прерогативы кагана входило руководство всеми внутри- и внешнеполитическими делами государства и утверждение старейшин. Он опирался на знать из династийных фратрий. Вторым лицом после кагана был улуг. Высшие титулы в каганате – ябгу, шад и эльтебер принадлежали представителям каганского рода; они были ставленниками и наместниками кагана над вассальными племенами. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Беки – старейшины и представители племен, главная опора аристократического сословия на местах.
Термин «вечный эль тюркского народа» впервые появляется в памятниках древнетюркской (орхонской) письменности VII – VIII вв. Эль рисуется военно-политическим организмом, объединяющим под деспотическим руководством каганов из аристократического рода Ашина различные группировки «собственно тюрок» (турк будун – «тюркский народ») и иные подвластные каганату племена.
В тамгах правителей енисейских кыргызов и тюрок прослеживаются определенные сходства. По-видимому, предание «Чжоу Шу» было записано со слов современников и родственников Бумын-кагана. Согласно этому преданию, предок Бумына являлся старшим братом правителя государства енисейских кыргызов. По сведениям исторического источника «Некоторые говорят, что предки туцзюе (тюрок) происходят из владения Со, находившегося от сюнну (хунну) на севере…", то есть, в том направлении, которое мы сейчас называем Сибирью.
Обострение социальных противоречий в Тюркском каганате, усугубленное долголетними междоусобными войнами и голодом, наступление Китайской империи Суй (581—618 гг.) на границы каганата, наконец, естественно начавшийся процесс автономизации его районов закончились в 603 г. разделом общетюркского каганата на два самостоятельных – Восточный и Западный. В южной части Красноярского края к тюркским названиям относятся хакасские, тувинские, татарские (Улуг-Чиргакы, Ак-Луг, Алды-Ишкан). Наряду с тюркскими широко распространены кетские названия: Казас, Аскиз, Июс и др., причем некоторые из них частично утратили свою типичную кетскую форму и обрели некоторые черты русских гидронимов.
В общем гидронимия южной части Красноярского края отличается большой сложностью, поскольку здесь мы встречаем смешение хакасских, монгольских, тувинских, кетских и русских терминов и собственных имен. Совершенно очевидно, что один и тот же объект имел у различных народов различные названия.