1. Формирование инновационной системы как одна из основ инновационной политики ЕС
Согласно принятым на вооружение странами и институтами ЕС концептуальным представлениям об инновационном развитии, его формализация происходит посредством инновационных систем. Такую систему можно представить в виде тесно взаимодействующих ядра и оболочки.
Первое состоит из субъектов инновационной деятельности – всевозможных организаций, институтов, фирм частного и государственного секторов, которые, собственно и генерируют знания для инновационного развития. Вторая – включает в себя комплекс правового, финансового, социального и прочего обеспечения этой деятельности и процесса расширенного воспроизводства нововведений.
В ЕС используются три группы мероприятий, оказывающих наиболее действенное воздействие на формирование инновационной системы, а именно:
1. Мероприятия прямого действия. К ним относятся целевое бюджетное субсидирование, оказание консультационных и посреднических услуг, формирование научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры, прямая финансовая поддержка общественного сектора сферы образования и научных исследований.
2. Мероприятия косвенного воздействия, среди которых преобладают различные виды налоговых скидок. Наибольшее распространение получили амортизационные схемы, специальные налоговые скидки на капиталовложения в сферу НИОКР, а также схемы, снижающие корпоративную задолженность по налоговым платежам.
3. Мероприятия, оказывающие инициирующее воздействие на инновационное развитие. Оно представлено главным образом разнообразными мерами по стимулированию рискового финансирования. С этой целью активно применяют инструменты налоговой политики, банковского законодательства, законодательства о защите прав на интеллектуальную собственность, господдержки и правила конкуренции.
2. Субъекты, институты и инструменты инновационного развития и инновационной политики ЕС
Основными группами субъектов, призванных осуществлять инновационную политику ЕС являются:
1. Национальные правительства, в том числе ведомства по управлению экономикой, стандартизации, госзакупкам. Сюда же входят региональные, местные правительства, многочисленные инновационные и региональные агентства.
2. Еврокомиссия и её специализированные подразделения, разрабатывающие и координирующие исполнение инновационных инициатив.
3. Совет министров ЕС и Европейский парламент, через которые проходит законодательное утверждение положений инновационной политики по предложению Еврокомиссии.
Формулирование и реализация инновационной политики ЕС относятся главным образом к компетенции действующих в тесном взаимодействии генеральных директоратов Еврокомиссии, среди которых, к главным можно отнести директораты, ответственные за научные исследования, развитие предприятий и промышленности, а также образование.
Целью деятельности первого из них является содействие развитию научных исследований. Основные политические ориентиры второго включают стимулирование инновационной активности компаний и предприятий промышленности. На третьем лежат обязанности по поддержке образования, профессиональной подготовки кадров и молодежи.
Под эгидой 7-й Рамочной программы ИР ЕС создано два новых института, поддерживающих исследовательские работы и инновации: Европейский исследовательский Совет, занимающийся грантовым финансированием проектов в области фундаментальных исследований, и Европейский институт инноваций и технологий (European Institute of Innovation and Technology, EIT) (ЕИИТ), который нацелен на долгосрочную финансовую поддержку инновационных кластеров в области европейских стратегических приоритетов.
ЕИИТ был учреждён в 2008 г. (начал функционировать в 2010 г.). ЕИИТ является органом Европейского союза. Миссия ЕИИТ состоит в повышении в Европе устойчивого экономического роста и конкурентоспособности путём укрепления инновационного потенциала ЕС. ЕИИТ представляет собой первую попытку интеграции на панъевропейском уровне трёх элементов «треугольника знаний» (образование, ИР и инновации) путём сотрудничества университетских факультетов, компаний и исследовательских центров в области европейских стратегических приоритетов. ЕИИТ не предусматривает организацию физической площадки, а предполагает создание сети, в т. ч. и виртуальной, уже существующих институтов. ЕИИТ является практическим воплощением «модели тройной спирали», утверждающей, что университеты, государство и частный бизнес играют одинаково значимую роль в инновациях и их взаимозависимость и совместная эволюция определяет характер и результативность функционирования инновационной системы.
Функционирование ЕИИТ, как ожидается, позволит не только преодолеть дисбаланс между развитием взаимодействия университеты – правительство – промышленность на национальном и панъевропейском уровнях, но и между инновационным уровнем отдельных стран-членов ЕС.
ЕИИТ будет состоять из шести исследовательских кластеров, получивших название «Сообщества в области знаний и информации» (Knowledge and Information Communities – KICs (КИК)), которые будут созданы в 2013 г. Каждое образование должно содержать не менее трёх партнёрских организаций, находящихся как минимум в двух разных странах-членах ЕС, включая минимум одно высшее учебное заведение и одну частную компанию, а в организационном плане будет иметь независимый юридический и финансовый характер с ориентацией на результат с собственным бизнес-планом и Главным исполнительным директором.
Существенный вклад в формирование общих условий, необходимых для инновационного развития в европейских странах вносит государственный сектор НИОКР. В европейском регионе использовались государственные закупки наукоёмкой продукции и услуг в качестве важного средства конкурентной политики.
Особое место среди мер поддержки инновационного развития в ЕС занимает его прогностическое обеспечение. Так, в Европе созданы организации по оценке состояния, перспектив и последствий освоения современных технологий. Основными из них являются:
– Институт научно-технической политики Манчестерского университета, Великобритания70;
– Институт перспективных технологических исследований (IPTS), Севилья, Испания71;
– Институт системных и инновационных исследований (ISI-FhG), Карлсруэ, Германия72;
– Центр по изучению научной политики (SPRU), Университет Сассекса, Великобритания73;
– Технологический университет Хельсинки, Финляндия74;
– Технологический центр Академии наук Республики Чехия (ASCR)75;
– Центр социальных инноваций (ZSI), Вена, Австрия;76
– Европейский центр трансферта знаний и технологий (EuroTex) в Брюсселе, Бельгия77;
– Инновационная компания Futures Diamond, Чехия78;
Центральное место среди этих организаций занимает Институт перспективных технологических исследований (IPTS) – один из 8 институтов Объединённого исследовательского центра ЕС и входящая в него Европейская научная и технологическая обсерватория, представляющая собой сеть организаций, специализирующихся на оценках научного и технологического развития.
Прогностические исследования в ЕС пополнились новым инструментом – стратегическим информированием (Strategic Intelligence), объединяющим в себе все традиционные направления прогнозирования: прогнозирование технологии (Technology Forecasting), оценку развития технологии Technology Assessment) и предвидение развития технологии (Technology Foresight)79. Для определения перечня наиболее перспективных для страны технологий данного класса в ряде европейских стран широко используются так называемые форсайтные исследования, смысл которых в таком контексте может быть истолкован как «взгляд в перспективу» или «предвидение»80.
3. Сотрудничество ЕС и России в области инновационного развития: формы, направления и перспективы
Европейский опыт инновационных преобразований и развития инновационной экономики мог бы с успехом использоваться в российских условиях. Речь, по сути, идет об адаптации к российским реалиям и об освоении уже выработанного и опробованного зарубежной практикой комплекса мер инновационного развития и построения инновационного государства.
Многие страны-члены ЕС сотрудничают с Россией в научной сфере на двусторонней основе. В основе совместной работы научных организаций и исследователей из России и ЕС лежат: двусторонние программы 27 стран – членов ЕС; программы, состоящие в ведении ЕС и финансируемые из его фондов (Рамочные программы ЕС по науке и технологическому развитию, программа ТАСИС); панъевропейские научные организации (INTAS81 – Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учёными из новых независимых государств бывшего Советского Союза, EUREKA – ЭВРИКА, и др.82
Активную деятельность в России развернули европейские научные фонды: Фонд Гумбольдта, Общество Макса Планка, Французский научный фонд, Британский совет и др. ЕС совместно с РФ, США и Японией создан международный научно-технический центр (МНТЦ)83, деятельность которого сосредоточена на поддержке российских учёных, работающих в оборонной сфере. Среди основных инструментов, используемых МНТЦ: финансирование проектов, гранты для научных командировок, помощь в установлении контактов, финансовая поддержка при патентовании и т. д. В числе партнеров МНТЦ – десятки пользующихся мировым авторитетом организаций, среди которых: Европейский центр ядерных исследований «CERN», NASA, корпорация «Boeing», BASF, компании «Sumitomo», «Samsung», «Dow Chemical», «Bayer».
В настоящее время научное и научно-техническое сотрудничество с ЕС – это одно из наиболее динамично развивающихся направлений научно-технической политики и внешнеэкономической деятельности России, которое включает получение помощи в улучшении материально-технической базы науки и повышении квалификации научных кадров, совместную с зарубежными организациями разработку научно-технических проблем, обмен научными результатами и производственным опытом, совместную подготовку квалифицированных кадров.
ЕС стал проявлять интерес к сотрудничеству с российскими организациями в таких высокотехнологичных перспективных направлениях, как нанотехнологии, программное обеспечение, материаловедение, силовые установки и т. д.
Активизация связей с Россией стала проходить на фоне интенсификации научно-технического и инновационного сотрудничества в рамках самого ЕС.
По мнению А. Чубайса, только Россия и ЕС на сегодняшний день обладают потенциалом для «преодоления кризиса через новые технологии», что открывает возможности для интеграции на новой основе84. Для более полного использования потенциала технологического сотрудничества необходимо предпринять решительные шаги по формированию общего российско-европейского рынка технологий, предусматривающие устранение имеющихся в данной сфере барьеров и гармонизацию норм регулирования в сфере трансферта технологий.
Объединение технологического потенциала России и ЕС на основе создания общего рынка технологий представляет собой мощный ресурс роста для обеих экономик. Скорейшее решение существующих в данной сфере проблем будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного технологического сотрудничества и послужит важным шагом на пути формирования единого интегрированного экономического пространства России и ЕС, а также поступательному инновационному развитию РФ и построению в РФ модели инновационного государства.
Список использованной литературы
1. http://ipts.jrc.ec.europa.eu/
2. http://www.fraunhofer.de/
3. http://www.eurotex.org/
4. http://www.futuresdiamond.com/en
5. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Инвестиционные аспекты инновационного роста. – М.: URSS, 2008.
6. Ананьева А. Г., Рудь Е. В. Российская Федерация и Европейский Союз: совместное финансирование проектов инновационного характера // ЮНИДО в России № 2.