В ходе научных поисков более пятидесяти исследователей из шести стран: Великобритании, Беларуси, Казахстана, России, Украины, Узбекистана выдвинули новые идеи, сделали предложения по решению отдельных задач государственного и конституционного строительства, связанных как с совершенствованием старых государственных механизмов и институтов, так и с разработкой новых институтов государства, а также с поисками точек идеологических опор и национальной идеи.
Предложена доктрина виртуального сетевого инновационного государства, показывающая, как перейти к ускоренному развитию через создание действующей модели государства, в которой нужно ограничиться лишь несколькими важнейшими институтами, с помощью которых сосредоточить усилия в наиболее выигрышном направлении – инвестиций в инновации и технологическую модернизацию.
Доктрина содержит в общем виде национальную идею в её практическом, прикладном, деятельном смысле.
Суть выводов, рекомендаций, новых предложений исследователей, сделанных в настоящей книге, состоит в следующем.
С. Г. Павликов
Ценность конституционной доктрины, в том числе состоит в её максимальной независимости от власти.
Умаление ценности доктрины предопределяет негативные последствия для российской правовой системы. Прежде всего, они связаны с «плановым» и, нередко, явно поспешным принятием Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации многочисленных законов; многие из них заведомо не могут быть реализованы и в этом плане критически оцениваются юристами и, главное, российским населением. Непоследовательность и, в целом, недостатки развития законодательства Российской Федерации связаны с тем, что не разработка учений, взглядов, научных позиций обусловливает формирование доктрины, а, напротив, «поточное» законодательство вынуждает создавать так называемые доктрины его применения.
Т. И. Абакумова
Сеть, участники которой имеют единый личный интерес (например, финансовый), может быть чрезвычайно устойчивой и сильной структурой, иногда превосходящей по своим возможностям государство и его органы. Зарубежные и отечественные примеры: мафиозные (коррупционные) сети, сети финансовых мошеннических пирамид.
Предложения:
1) нужно использовать силу сетей, основанную на личном финансовом интересе, в позитивном плане, для строительства государственных и общественных институтов;
2) при конструировании или моделировании новых форм государства нужно учитывать возможности сетей мгновенно создавать необходимые для решения возникающей задачи структуру из специалистов различных профилей и лиц, готовых участвовать в решении задач своим личным участием, трудом, деньгами и другими ресурсами.
3) участниками позитивно действующей сети могут стать университеты.
К. Н. Андрианов
Нужно учесть опыт Европейского института инноваций и технологий (European Institute of Innovation and Technology, EIT) (ЕИИТ), который представляет собой первую попытку интеграции на панъевропейском уровне трёх элементов «треугольника знаний» (образование, ИР и инновации) путём сотрудничества университетских факультетов, компаний и исследовательских центров в области европейских стратегических приоритетов. ЕИИТ не предусматривает организацию физической площадки, а предполагает создание сети, в т. ч. и виртуальной, уже существующих институтов.
А. С. Бугров
Отсутствие ценностной опоры в сознании народа, поставит любую цель в оппозиционное положение к нему, что породит социокультурный раскол. Государственная власть и её институты в России в позитивном, созидательном смысле всегда была слабее, чем общественные. Поэтому власть в России может разрушить старое, но не создать новое.
Предложение:
Для развития гражданского общества необходимо дать возможность гражданам реализовывать себя в качестве хозяев государства, дать почувствовать им ответственность за судьбы страны.
В. Е. Быданов, С. В. Карпухин
Гражданское общество является базисом общественного строя и государства. Гражданское общество априори общество правовое. Одна из важнейших проблем современной России – перейти от деклараций к совместному движению и работе общества и государственных институтов к построению социального, правового государства и гражданского общества.
Предложения:
Главными идеологическими составляющими в современной России должны сегодня являться:
– идеалы социальной справедливости;
– государственничество;
– обращение к духовным основам многовековой российской традиции.
Е. Г. Великая
Человеческий капитал – это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена в человеке запасом знаний, развитых способностей, определённых его высоким интеллектуальным и творческим потенциалом. При помощи положительных мыслей мы можем добиться желательных результатов.
В. Б. Довбня
Одна из важнейших проблем экономики, имеющих конституционную проекцию, – это вопрос о собственности и её защите и безопасности.
Предложение: наиболее безопасная в долгосрочной перспективе форма собственности – максимально децентрализованная собственность на основе частно-государственной собственности, которая будет заключаться в виде владения и пользования, когда каждый гражданин получит свою долю в общей государственной собственности нефтяных и прочих компаний без выдела её в натуре и без использования акционерной формы путём передачи в пожизненное пользование для получения доходов от своей доли собственности, которую нельзя будет отчуждать никаким способом, и которая в случае смерти гражданина возвращается в общую собственность (здесь распоряжается государство), а затем поступает в пользование родившегося гражданина. Безопасность собственности возможна только для всех одинаково, и для этого нужно, чтобы в критических ситуациях (войны, революции, бедствия и т. п.) собственность была у всех и все были заинтересованы в её сохранении и получении доходов от её эксплуатации.
И. Ю. Ерохин
Среди трудностей становления демократии в России сегодня отмечается не только распад традиционных норм и социокультурных связей, но и возникновение завышенных материальных и статусных ожиданий.
Примером истинной самодеятельности и самоуправления предстаёт Запорожская Сечь – военная республика, где каждый мог участвовать в управлении. Одним из популярных вариантов сословного и национального самоутверждения является создание собственного независимого государства.
Казачьи республики представляли собой вторичную (параллельную) модель государства в рамках Российской Империи.
История развития демократических институтов не теряет своей академической и практической актуальности. Опыт формирования собственной государственности с элементами демократии, какой нам дают казачьи республики, привлекают своей уникальностью и содержат бесценные традиции для современного государственного строительства России и Украины.
Н. В. Катаргин
Не сформированы идеологические символы, позволяющие управлять массовым сознанием. Старые религии – христианство, коммунизм – неэффективны в новых российских условиях, так как не воспринимаются большинством молодого и активного населения страны.
Предложения изложены через цитирование испанского экономиста Jesus Huerta de Soto: «На самом деле будущее в наших руках: в руках университетских профессоров, интеллектуалов и популяризаторов. Это мы несём ответственность за постепенное изменение духа эпохи, особенно настроений молодёжи, способной выйти на улицу во имя идеалов… Как обычно, наша единственная надежда – на власть идей и на интеллектуальную честность молодых».
Н. Н. Каурова
Новое состояние всей хозяйствующей системы вследствие появления финансово-экономических инноваций, социальных и экономических сетей, характеризуемое повышенной энтропией и неопределённостью, уже не могут быть объяснено в рамках существующих понятий и методологии науки.
Предложения.
Управление рисками должно являться неотъемлемым элементом корпоративной культуры, в которой каждый член команды, сотрудник корпорации должен нести ответственность за уменьшение риска в пределах своих полномочий день за днём. Формирование конкурентной корпоративной культуры должно стать базисом новой стратегии риск-менеджмента, превратив иерархичный процесс управления рисками в часть корпоративной культуры. Чтобы достигнуть этого, необходимо вовлечь абсолютно каждую отдельную деловую единицу и человека на каждом уровне иерархии, сделать их ответственными за риск.
А. Г. Кислов, О. В. Шмурыгина
Сетевые отношения, проникая во все сферы социальной жизни, в отдельных случаях начинают в них даже преобладать, т. к. имеют некоторые заметные преимущества перед традиционными иерархическими, а потому инертными институциональными связями. Сетевые отношения и связи могут более активно и гибко адаптироваться и способны динамично развиваться вместе со своим окружением.
Современный вуз всё более становится сетью и всё менее институтом, потому что в нём переплетаются интересы общества, государства, бизнес-структур, преподавательского корпуса, студентов, которые образуют различные информационные каналы. Потому вуз становится и рынком, т. к. осуществляет задачи и экономического, и образовательного обмена между его участниками. Происходящая благодаря экспонентному росту роли сетей деинституциализация высшей школы выводит в качестве главного действующего лица массу. И пока это в большей степени относится к студенчеству («улица пришла в университет»).
В обстановке непрекращающихся попыток подчинения высшей школы её реформаторами-модернизаторами от государства всё новым умозрительным моделям не таким уж странным воспринимается предложение, прозвучавшее на Конференции по социальной ответственности учёных ещё в 1970 г. в Лондоне: «Пришло время задуматься над тем, как нам провести размежевание, возможно полное размежевание между наукой и правительствами во всех странах… Это отделение науки от государства в том же смысле, в каком церковь отделилась от государства и получила статус независимого существования… Это была бы эффективная форма отделения, и правительства приняли бы её под угрозой полного прекращения исследований»1.
Мария О`Делл
Опыт динамичного изменения государственности на Ближнем Востоке поучителен для России и стран СНГ. Промчавшаяся с запада на восток буря в пустыне – (асифа ассахра), принесла арабскому миру хаос и смятение, начинила его гремучей смесью терроризма с несостоявшейся демократией, не пустившей корни в зыбких песках дрейфующей государственности. Возможно, другие, северные ветры навеют идеи о монументальной основе, неподвластной историческому времени и географическому пространству. И может, надёжную твердь гранита в море плывущих барханов принесёт для мусульманского, христианского и иных миров та прекрасная барышня, в которую мы все влюблены, и которая никому и никогда не изменяет – наука.
Т. Н. Кошелева
Многолетняя российская государственная политика по созданию крупных компаний, так называемых «национальных чемпионов», привела к тому, что в большинстве отраслей с потенциально высокой наукоёмкостью в России царит конкурентное спокойствие, которое никак не может стимулировать инновационную активность среди самих крупных компаний, в предпринимательстве в целом и в малом предпринимательстве в частности.
Именно высшие учебные заведения с их интеллектуальным и научным потенциалом могут стать тем системообразующим ядром инновационного кластера, которого сегодня не хватает существующим уже сформированным или только формирующимся кластерам.
А.Б. Маманазаров
Сегодня человечество вступило в стадию построения информационного общества, в основе которого лежат свои специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения. Для современного общества эту роль играют информационные технологии, системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Её конечным результатом является создание новой формы организации экономики, основанной на знаниях, инновациях, на восприятии новых идей, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности, выделяя особую роль знаний и инноваций.
Ю. А. Овечкина, О. А. Рожкова
В основе формирования и развития инвестиционного активного государства лежит дебюрократизация его экономической власти и «социализация» системы одноимённой собственности. А экономическая политика государства с целью социально ориентированной реализации государственной собственности является, в определённом смысле, функцией деятельности общества по созданию социального государства и социально направленной государственной собственности. Применительно к формированию и развитию институционального сектора, адекватного требованиям расширения инвестиционных программ в условиях рыночной экономики, это означает, что система неформальных институтов конкретного общества являются естественной основой для развития системы формальных норм и правил социально ориентированных взаимодействий.
А. А. Семченко
В перспективе вузы должны стать проводниками новых технологий, а выпускники должны получать инновационные знания, осваивать новые методы получения информации, которая необходима современному производству.
П. Т. Тукабаев
Стремление создать передовое эффективное общество с успешными и здоровыми его членами, без принятия информационно встраиваемой гуманистической идеологии социальной направленности с биотехническими элементами – обречено на провал (к примеру – судьба СССР);
Со всей очевидностью встали коренные задачи по преодолению кризисных явлений управления обществом: конструктивное сплочение общества (не против кого-то, а общей идеей); наделение каждого члена общества реальными возможностями устроить свою жизнь; сохранение общего места обитания – планеты Земля.
Вышеперечисленные выводы, предложения, идеи в разной степени были нами использованы при разработке представляемой далее доктрины виртуального сетевого инновационного государства. Эта доктрина является авторской разработкой, которая возникла на основе развития идей «Теории сетевого права»2, опубликованной в 2006 году. Многочисленные публикации и монографии на эту тему автор активно доводил до всех органов государства, всех ветвей власти, рассылал персонально их руководителям. В 2010 году некоторые главные идеи теории сетевого права были реализованы государством путём принятия Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этот закон ввёл в оборот универсальную электронную карту (УЭК), содержательная часть которой, была разработана автором в теории сетевого права (под названием «метапаспорт») в качестве инструмента интеграции двух таких разных феноменов как право и информационно-коммуникационные технологии. Таким образом, автор может утверждать, что имеет уникальный опыт практической реализации доктрины сетевого права – доктрины, лежащей в области теории права.
На основании этого опыта мы будем реализовывать доктрину виртуального сетевого инновационного государства, несмотря на то, что она не является полной, и её предстоит дорабатывать специалистам многих наук: экономики, права, математики, истории, философии, финансовой науки и др. Необходимость её разработки была обусловлена также тем, что в связи с российской реформой РАН будущее науки вызвало серьёзные опасения учёных. Российское государство за многие десятилетия не показало на деле приоритетности для него науки, в то время как именно наука в сочетании с техникой, технологиями, процессом коммерциализации изобретений и идей представляет на сегодня самую важную часть механизма, способного обеспечить технологическую модернизацию страны. В своё время СССР именно за счёт развития этой сферы стал мировой державой, причём это было достигнуто путём использования только военно-промышленной составляющей, но ведь кроме неё есть ещё и гражданские отрасли, быт, сервис и другое, где всё было совсем не развито, ибо наука в этих сферах применялась слабо. Сегодня нужно восстановить производительную и преобразовательную силу науки и вернуть ей статус двигателя прогресса. Мы видим ситуацию иначе, чем её, как правило, озвучивают: обычно считают, что надо спасать науку. Всё наоборот: наука должна спасти всех, на то она и наука. Она обязана знать, как это сделать, иначе она наукой не является. Более того, она обязана разработать программу и сама её реализовать, так как других сил, способных на это, не было, нет и не будет. Совершенно очевидно, что в ближайшем будущем главным условием конкуренции между странами будет человеческий капитал, интеллект, его качество и креативность. Именно он создаст все остальные товары, материальные ценности, новые технологии.
Критическое отставание сложилось в сфере коммерциализации идей, открытий, изобретений, в результате чего потенциал российских учёных, изобретателей не используется должным образом. Именно восстановление этой сферы должно было стать первым и важнейшим делом государства, но оно таковым не стало, и никаких реальных подвижек в этом деле не видно. Путь модернизации, инвестиций в инновации, о чём так много и правильно говорили власти, практически не состоялся, что грозит потерей самого главного ресурса страны – интеллектуального. Интеллектуальный ресурс, научные школы, будучи потерянными, обычно не восстанавливаются.
При изложении доктрины мы будем понимать под «наукой» те сферы науки, в которых уже есть и возможны в будущем открытия, которые путём патентования или без такового можно будет относительно быстро использовать для создания конкретных технологий, товаров, услуг, продажа которых принесёт прибыль. Это также часть фундаментальной науки, которая необходима для экспертизы проектов коммерциализации идей, изобретений, технологий. За пределами наших рассуждений останется пока та фундаментальная наука, которая работает на весьма отдалённое будущее и требует больших затрат денег, усилий или времени. Такое узкое понимание необходимо потому, что нужен быстрый рывок вперёд в освоении научных заделов, изобретений, открытий таким образом, чтобы получить в самом ближайшем будущем конкретные результаты в виде дивидендов. Наука плюс технологии, коммерциализация научных идей – вот тот процесс, который особенно нужен сегодня. Его и нужно развивать в первую очередь, и именно такое сочетание науки с технологиями мы будем иметь в виду, говоря далее о науке.
Наше понимание назначения доктрины отличается от обычного тем, что, как правило, учёные предлагают её на рассмотрение правительству, а мы предлагаем доктрину, чтобы начать её реализацию силами научного сообщества и граждан, исходя из того, что времени на ожидание разрешения сверху не осталось, и что лучше учёных никто не знает, как и что делать.
Учитывая существование таких явлений как информационно-коммуникационные технологии, сетевое общество, сетевая экономика, сетевое право, успешно действующие разнообразные сетевые структуры, мы предлагаем создать действующую модель виртуального сетевого инновационного государства на основе предлагаемой ниже доктрины.