Работа с человеческим масштабом подразумевает создание качественных городских пространств для пешеходов с учетом их прямолинейного передвижения преимущественно по горизонтальным поверхностям.
Улицы, площади и их размеры. В зависимости от расстояния до определенного объекта задействуются разные органы чувств человека – «дистанционные» (зрение, слух, обоняние) и «контактные» (осязание и вкус). Ключевыми в организации общественных мест являются расстояния 100 метров (мы еще можем различить движения человека на этом расстоянии) и 25 метров (с этой дистанции мы можем увидеть выражение лица другого человека и распознать его эмоциональное состояние).
100 метров – ориентир для проектирования трибун, арен для концертов, парадов и спортивных соревнований, а также площадей городов. 25 метров – ориентир для комфортного наблюдения за театральным спектаклем, но все же многие подмостки мира берут за основу предел в 35 метров, поскольку это максимальное расстояние, с которого зрители могут различить жесты актеров, услышать их речь и пение.
Базовые единицы городской архитектуры – улица (пространство для движения) и площадь (пространство для впечатлений). Если улицы приглашают пройтись, то площади предлагают остановиться и посмотреть, что происходит вокруг.
Линейные размеры старых площадей городов Европы обычно не превышают 80–90 метров. Большие пространства тоже могут иметь человеческий масштаб, если хорошо спроектированы.
Центральная площадь итальянского города Сиены – Пьяцца Дель Кампо – по одной стороне вытянута на 90 метров, по другой – на 135. Однако ряд каменных тумб уменьшает эти размеры до магических 100 метров. Центр площади при этом напоминает по форме чашу с пониженной центральной частью, благодаря чему людям открывается отличный обзор.
По той же причине, по которой узкие столики в кафе позволяют попасть в личное пространство собеседника и поощряют активное общение, узкие улицы, небольшие пространства и расстояния оставляют впечатление от города как от теплого, активного и наполненного событиями. Напротив, город, где дома и расстояния между ними огромны, воспринимается как обезличенный, формальный и холодный. Ощущения такие же, как на официальном приеме за широким столом, где говорящий, чтобы его было слышно, повышает голос, и его слова по неписаному правилу приходится воспринимать как важные.
Высота зданий. Прогулка по улицам города будет насыщена впечатлениями, если фасады нижних этажей украшены и изобилуют деталями. Голова человека во время ходьбы обычно наклонена вниз на 10 градусов, чтобы лучше следить за тем, что происходит перед ним. Поднять голову вверх намного сложнее – приходится растягивать шею. Поэтому чем выше здание, тем сложнее что-либо увидеть. Связь между плоскостью улицы и высокими зданиями теряется после пятого этажа. С первого, второго, третьего, четвертого и даже пятого этажа мы можем наблюдать за городской жизнью, различать речь, звуки и жесты. Выше пятого этажа с людьми на улице уже невозможно установить контакт.
«Офисы и квартиры, расположенные выше пятого этажа, по логике следует передать в ведомство воздушного транспорта. В любом случае они уже не принадлежат городу», – пишет Ян Гейл.
Скорость передвижения. Люди в среднем ходят со скоростью 5 км/ч. При такой скорости они успевают рассмотреть детали зданий, небольшие пространства и знаки, а также людей, идущих навстречу. Когда же мы едем в машине со скоростью от 50 до 100 км/ч, у нас нет возможности что-то разглядеть. Для такой скорости пространства должны быть большими, дороги – широкими, а знаки – простыми и крупными. Прогулка в среде, ориентированной на скорость 60 км/ч, – это отсутствие впечатлений и скука.
Венеция – город для скорости 5 км/ч – с узкими улочками, изящными вывесками, прекрасными деталями и множеством людей. Дубай – город для скорости 100 км/ч – с широкими многополосными автодорогами, крупными вывесками, высокими зданиями и уровнем шума.
В будущем придется строить множество крупных комплексов и больших многоэтажных зданий, однако игнорировать человеческий масштаб нельзя ни при каких условиях. Задача в том, чтобы соответствие человеческому масштабу стало неотъемлемой частью ткани города, а люди с удовольствием ходили пешком и ездили на велосипедах; в том, чтобы строить города с превосходными видами на уровне глаз и с высокими зданиями, возвышающимися за красивыми небольшими строениями. А чтобы не переусердствовать с размерами, лучше следовать универсальному совету: «Если сомневаешься, убери несколько метров».