Он вошел в гостиную и поздоровался с тещей. Та, увидев зятя, сухо поздоровалась и в следующий миг забыла о существовании Марата, вновь переведя все внимание на внучку. Оно и к лучшему. Общаться с Айнур Бекзатовной Марат желанием не горел.
– Идем, я ужин подогрею. Мы уже поели, – известила Эльмира.
– Да, сейчас, – согласился Марат. Помнится, вчерашний ужин он съел только со второго раза, но сегодня был жутко голоден. Весь день мотания по городу хоть и не принес никаких результатов, но хотя бы появился аппетит. Правда, через несколько дней продукты снова закончатся, и нужно будет опять брать в долг. Что ж, взять-то не проблема… А вот отдавать-то чем?
Марат надеялся, что судьба не подведет, и в начале следующего месяца он получит зарплату с нового места работы. И хотя пока он ничего не нашел, это только начало. Ему обязательно повезет…
Ужинать пришлось в одиночестве, но это даже хорошо. Будет время обо всем подумать. И хотя Марат не привык ужинать один, ему было вполне комфортно. Он держал перед собой сотовый телефон, попутно листая сайт возможных вакансий. Некоторые из них Марату пришлись по душе. К тому же, информацию о вакансиях выложили сегодня. Значит, есть шанс занять рабочее место.
– А ты без сотки ужинать не можешь? – услышал он насмешливый голос тещи за спиной. Вздрогнув, он едва не уронил телефон в суп.
И как Марат не услышал, что Айнур Бекзатовна вошла в кухню?..
– Отвлекаюсь после работы, – отмахнулся ее зять, пряча сотку в карман. Но глазастая теща уже успела разглядеть, что просматривал хозяин дома, и воскликнула:
– Правильно ищешь! На твою нищенскую зарплату жить невозможно!
Вроде человек в возрасте, но зрение, как у орла… Да и не стареет с годами… Может, ведьма?.. Но про нищенскую зарплату зря она сказала… Марат знал многих, которые получали и того меньше. К тому же, что бы сказала Айнур Бекзатовна, если бы узнала, что перед ней теперь безработный? Съела бы с потрохами и не подавилась бы.
– Черт бы тебя побрал, карга старая, – выругался про себя Марат, будучи в полной уверенности, что со слухом у его тещи дело обстоит не так хорошо, как со зрением.
– Что ты сказал? – насторожилась «любимая теща», как раз в этот момент проходившая мимо.
– Он добавки просит, – быстро вмешалась Эльмира, которой посчастливилось услышать слова мужа.
– Так наложи. Пашет, как вол, наверняка проголодался, – с ехидством произнесла Айнур Бекзатовна, считая своего зятя совершенным лентяем. Ее тон ясно давал понять, что никаким доброжелательством от гостьи и не пахнет… Поскорей бы она ушла! Ее присутствие напрягает!
Айнур Бекзатовна открыла холодильник и покачала головой.
– Марат, а что холодильник пустой? Неужели не можешь продукты купить?
Хозяин дома усмехнулся. Мало того, что она без разрешения открыла холодильник, так еще и критикует его содержимое! Ведет себя, как дома!
– Вас, наверное, зрение подвело, мама. В холодильнике все есть.
Его голос прозвучал с издевательством, и Эльмира поспешила перевести тему, чтобы мама не зацепилась за реплики Марата. Если это случится, скандала не избежать.
– Мама, будешь чай? Я сейчас поставлю…
– Да у вас, наверное, и попить его не с чем, – с упреком глядя на Марата, произнесла Айнур Бекзатовна. Она захлопнула холодильник. Зря вообще его открыла. И хотя там действительно продуктов было достаточно, очень уж хотелось задеть за живое этого проглота. Но живое оказалось не там, потому что в следующий миг Марат выдал:
– Вообще-то сахар на столе стоит. Вам точно зрение проверить надо, мамуля…
Говорил он все это без раздражения и враждебности. Это были просто фразы, сказанные спокойным тоном, в котором не промелькнула ни одна эмоция. Теща провожала зятя гневным взглядом, но он не захотел долго оставаться с ней в одной комнате. Есть люди, с которыми всегда дискомфортно. Айнур Бекзатовна была одной из таких.
– Спасибо за ужин, – поблагодарил он жену, которая тоже находилась в кухне, наблюдая за тем, как мать и муж обмениваются «любезностями». Порой она не понимала, почему Марат так себя ведет. Ведь можно же промолчать… Но нет, Марат всякий раз вступал в диалог со своей «любимой тещей» и отвечал на каждую ее колкость. В глазах Эльмиры подобное поведение Марату баллов не прибавляло.
– Ага, – вздохнув, кивнула Эльмира. Она понимала, что сейчас мать начнет снова придираться к ее мужу, причем в его отсутствие. Айнур Бекзатовна не стеснялась обсуждать Марата в его же квартире. Вот и на этот раз не упустила случай повысить голос, чтобы Марат имел возможность слышать каждую ее реплику.
Марат лег на диван. Только сейчас он почувствовал, что ужасно болят ноги. Наверно, потому, что сегодня пришлось много ходить пешком. В гостиную, где располагался диван, заглянула теща.
– А что разлегся? Неужели работы дома нет? – ухмыльнулась незваная гостья.
– Мама, а вам домой не пора, случайно? – хмуро произнес уставший хозяин квартиры.
Айнур Бекзатовна тут же скрылась в кухне. Там она шепталась с дочкой так, что ее голос был слышен на всю квартиру.
– Классический разгильдяй! Приходит домой и сразу на диван. Никакой помощи от этого человека… Как ты с ним живешь?.. Валяется на диване, хоть бы мне предложил вместо него лечь… Эх, молодежь сейчас совсем невоспитанная…
– Мам, ты что, лечь хочешь? – Эльмира уже сама была не рада ее визиту.
– Нет, конечно! Я так не устаю, как этот трудоголик…
Эльмира покачала головой. Она знала, что ее мать спит и видит, когда Эльмира бросит Марата. Но в личную жизнь она вмешиваться не позволит. Марат – ее выбор, а выбор надо уважать! Мать этого не делает, к сожалению…
– Хорошо, хоть работает, – фыркнула Айнур Бекзатовна.
Марат все слышал. Интересно, что бы сказала его теща, узнай она о том, что Марат больше нигде не работает? Ну, уж нет, такой радости зять теще не доставит. Он решил умолчать об отсутствии работы. Эльмира бы расстроилась, узнав об этом, а теща с радостью взяла бы эту новость на вооружение. Есть чем подколоть ненавистного зятька…
Ну, уж нет, такой козырь Айнур Бекзатовне не видать! Пока теща в гостях, Эльмира не узнает о случившемся…
– Вон, твоей подруги муж, фирму открыл… Сам, без чьей – либо помощи, – начала издалека мать Эльмиры, пытаясь вразумить свою непутевую дочку. По мнению Айнур Бекзатовны, ни одна здравомыслящая женщина ни дня бы не осталась с Маратом…
– Ну, открыл и открыл… – отмахнулась Эльмира. – Нам-то что…
– Эльмирочка, люди вокруг к чему-то стремятся, а твой вон, на диване лежит… Неужели не видишь, что нет с ним никаких перспектив?..
– А то, что тот гуляет, как последний кобель, ни о чем тебе не говорит? Ты хочешь мне рога спиливать каждый день?!
– Я хочу, чтобы ты жила в достатке. Ты и Амина. А с этим оболтусом вы всю жизнь будете концы с концами сводить… Что твой Марат может дать дочке, кроме своих кредитов?..
– Мама, тебе не кажется, что ты опять начинаешь? – на этот раз голос повысила Эльмира, – Марат – порядочный мужчина и хороший семьянин, в отличии от богатого мужа моей подруги…
– О дочери хоть подумай! Где жить будет, когда вас не станет? На улице?!
– Замуж выйдет.
Айнур Бекзатовна усмехнулась.
– Вышла одна, до сих пор мучается…
– Да не мучаюсь я! – Эльмира с силой швырнула тарелку на пол. Та разлетелась на мелкие осколки.
– Нервы уже ни к черту у тебя. Психованной стала. Конечно, с таким мужем…
– Мама, езжай домой! – воскликнула хозяйка квартиры. Еще одно слово, и следующая тарелка может полететь в сторону гостьи.
– Выгоняешь? – тихо произнесла ее мать, презрительно глядя на Эльмиру. – Из-за какого-то ленивого оболтуса от родной матери отвернуться готова? Не ожидала я…
Айнур Бекзатовна решила уйти. Ей больше нечего делать там, где ей не рады.
– Закрой дверь, бесстыжая! – воскликнула гостья. – Ноги моей здесь больше не будет.
– Слава Аллаху, – облегченно вздохнул Марат. Вряд ли она придет сюда в ближайшее время. Скорей всего, ее ноги здесь действительно не будет. Ведь если Марат не найдет работу, с этой квартиры придется съехать…
– Ты хлебнешь с ним проблем! Попомни мои слова! – воскликнула перед уходом Айнур Бекзатовна.
Это прозвучало, как проклятие.
Марат еще не знал, насколько права окажется его теща…