Недели пред Богоявлением:
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Обрезания:
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
В этот день мы празднуем Еже по плоти Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Отпуст праздника сразу вписывает Обрезание Господне в контекст домостроительства Божьего спасения. Вот он, этот отпуст: «Иже во осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Как то, что произошло, может соотноситься с нашим спасением? Всем мальчикам в Иудее в восьмой день обрезали крайнюю плоть как знак завета Бога и человека. Но это история Ветхого Завета, она нас с вами не касается. Почему говорится еще, что Христос «изволил обрезаться»? Он ведь Младенец, Он только родился. Какое может быть у Него «изволение»?
Тем не менее все соотнесено. В здание Божьего замысла о спасении человека укладываются важнейшие кирпичи. В день обрезания, как о том повествует нам сегодняшнее Евангелие, Спасителю нарекают имя Иисус. Имя, данное при Благовещении. Сбывается сказанное на небесах, но сбывается не механически, не с неотвратимостью боя часов. Это происходит среди живых людей, принявших Богомладенца в свое общество. Христос обрезается действительно нашего ради спасения. Потому что совершается все, чему надлежит быть. Не пропускается ни одна деталь, ни одна подробность, о которой говорили пророки, Силы Небесные, духовно талантливые и мудрые люди. Начинается младенчество воплотившегося Бога.
О детстве Иисуса мы знаем очень мало. Этим всегда пользовались разные еретики, писавшие так называемые «Евангелия детства», подверстывая к евангельской истории свои собственные измышления. В этих текстах Спаситель предстает подчас маленьким злым чародеем. И это, конечно, не имеет ничего общего с действительностью.
Очень важно, что канонические Евангелия о младенчестве, детстве и отрочестве Христа почти ничего не говорят. Это время Его жизни окутано целомудренной тайной. Но сегодня за литургией мы слышим как раз редчайший евангельский отрывок, рассказывающий о двенадцатилетнем Спасителе. О том, как родители потеряли Его и нашли в храме, в собеседовании с учителями – имеются в виду, конечно, не школьные учителя, а иудейские законники, книжники. Пресвятая Дева и праведный Иосиф со скорбью спрашивают Его, почему так произошло, зачем Он ушел, заставил Себя искать. И Христос дает ответ совершенно не детский: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему?
Почему это Евангелие читается на праздник Обрезания? Нам здесь, очевидно, напоминают вот о чем: обрезание в ветхозаветной традиции означало отказ от всякого нечестивого движения, от греха, вручение себя Богу, послушание Ему. Речь совсем не о плоти. Пророк говорит: Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего (Иер. 4: 4).
И вот, Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему. Мальчик Христос впервые уходит к Отцу, уходит в пустыню. Это еще не та пустыня, в которой Ему предстоит сражаться с дьяволом один на один. Это не пустыня физическая. Он посреди людей, в Иерусалиме. Но это пустыня, в которой нет домашних, близких. Впервые Христос остается только с Отцом. В толпе, но без тех, кто берег Его детство. Даже без Матери.
Христианину в важнейшие минуты своей жизни предстоит пройти, пусть вмале, через то, через что проходит Спаситель. Важнейшие решения ты принимаешь один. Но для того, чтобы ты не оказался вне спасительного ковчега, чтобы твое одиночество принятия решения не было окружено смертной тоской, Христос для тебя впервые уходит в пустыню. Христос для тебя возрастает и, как Евангелие сегодняшнего дня нам говорит, «укрепляется духом, исполняясь премудрости».
Твое одиночество уже никогда не будет всецелым. Рядом будет прошедший искус одиночества и дьявольских нападок Христос Спаситель. Тот Младенец, Который сегодня человеческой рукой приведен обрезатися нашего ради спасения.