А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.
С Новым годом! У нас в храме в новогоднюю ночь мы всегда совершаем Божественную литургию, и год наступает при первых словах евангельского чтения. Мне кажется, это символично.
И вот о чем я хотел бы сказать при наступлении Нового года.
Когда мы в новогоднюю ночь поздравляем друг друга с «новым счастьем», мы должны очень хорошо понимать, что у нас не будет новой страны, новых родителей, новых друзей. Все интерьеры нашей жизни останутся теми же. Но можно пересмотреть темп, в котором движется наша жизнь.
Можно сесть в почтово-багажный поезд, который тормозит у каждого столба и отстаивается по несколько дней на запасных путях. А можно сесть в скорый поезд. Можно ныть и жаловаться на обстоятельства, а можно перестать кукситься и сказать: «Да, мне выпало жить в этой стране, и другой мне не дано, и моя страна – лучшая для меня. Да, я очень сержусь и обижаюсь на своих детей, внуков, братьев, сестер, родителей. Но я не хочу застревать на этом полустанке обиды. Мои близкие, которые меня раздражают, они лучшие для меня. Они мои. И все те, кто меня не любит, – они тоже в каком-то смысле лучшие, потому что они еще не размозжили мне голову». А самое главное – наш Бог лучший. Собственно говоря, единственный.
И когда все это станет понятно, наш поезд пойдет без срывов графика и аварийных ситуаций. Когда это станет понятно, мы и сами для наших близких и дальних – для тех, с кем нам привелось путешествовать в одном вагоне, – станем чуть лучше.
И еще стоит понять, что Церковь – это не разговор о том, чтобы нам было комфортно и тепло, чтобы все наши дорожные нужды, включая горячее ресторанное питание, были удовлетворены.
Церковь – это вообще не разговор. Это движение человека к спасению, и нам надо стать частью этого движения. А о безбилетниках и проходимцах, рассказывающих нам, что спасения нет, или оно есть, но не в Церкви, нам беспокоиться не стоит. С ними Господь Сам разберется. Он знает, кому какие места определить.
И это Он, а не кто другой, дал нам жить в нашей стране – лучшей для нас стране. С нашим народом – лучшим для нас народом. С нашими родными – лучшими и единственными нашими. Он дал нам Себя и надежду на то, что и мы для кого-то окажемся лучшими.