В фармакологии хорошо изучены закономерности доза-эффект, т. е. количественные и качественные особенности действия лекарственного препарата в зависимости от дозы. В то же время мы практически ничего не знаем о закономерностях и количественной зависимости реакции противодействия лекарственному веществу (как агенту, чужеродному для организма) в зависимости от вводимой дозы препарата и вызванного им эффекта. Мы назначаем фармакологические средства без учета реакции контррегуляции и не используем их в терапевтических целях.
До изучения этих закономерностей современная практическая медицина еще не дошла. Это объясняется недостаточной разработкой общих вопросов фармакологии. За всю историю развития медицины эти вопросы освещались фрагментарно и практически не обобщались.
Конечно, никто не может отрицать эффективности непосредственного фармакологического воздействия при лечении многих заболеваний. Например, при диабетической коме немыслимо обойтись без назначения инсулина, а при гипертоническом кризе – без гипотензивных препаратов. Однако, оказывая эффект, эти препараты не лечат болезнь. Наибольших успехов фармакотерапия достигла в тех областях, где действие лекарственных препаратов направлено не на коррекцию измененных функций организма, а против внешнего болезнетворного агента (яды, микроорганизмы, травматические повреждения и др.) или на восполнение отсутствующих в организме необходимых биологически активных веществ (витамины, гормоны, ферменты). Между организмом и лекарством в этих случаях складываются другие взаимоотношения, когда фармакологическое воздействие не изменяет функции организма, а противодействие ему не носит специфический характер.
Вероятно, не все воздействия вызывают противодействие. Так как организм в целом, как и многие его биохимические системы, обладает буферными свойствами, минимальные воздействия быстро уравновешиваются, не вызывая реакций противодействия. Особенно это касается естественных внешних воздействий – питания, физических нагрузок, солнечного облучения, охлаждения и др. Однако это возможно при минимальных воздействиях. Недостаток буферных систем или чрезмерная доза воздействия вызывают развитие реакции противодействия или ее паралич. Практически современная фармакология работает в области паралича сил противодействия путем частого приема лекарств, когда управление патологическим процессом в организме осуществляется врачом и не допускается развитие ответных реакций.
В классической фармакологии редко описывают фазу ответной реакции. Обычно основное внимание уделяется фазе действия самого лекарства. Даже в современных руководствах по клинической фармакологии ответная реакция организма на лекарственное воздействие не учитывается (рис. 3).
Н. В. Лазарев справедливо отмечал, что понимание взаимодействий между лекарством и организмом всегда неполно, если не учитывается, что мы имеем дело не только с действием лекарства, но и с противодействием организма.
Нам представляется целесообразным разделить динамику взаимодействия (не действия) лекарства с организмом на следующие этапы.
1. Насыщение организма лекарством, достижение эффективной концентрации и проявление действия (фармакологический эффект).
2. Освобождение организма от лекарства после прекращения его введения, что не может не сопровождаться определенными эффектами на пути перехода организма от «фармакологической перестройки» до функционирования в интактных условиях.
3. Активирование систем дезактивации и детоксикации лекарственного вещества как чужеродного агента (неспецифическая реакция на лекарство).
4. Формирование специфической ответной реакции организма, противоположной фармакологическому эффекту, как универсальной способности материи к «отображению».
Несмотря на существование перечисленных фаз в действии лекарственного вещества, особенности проявления которых зависят от дозы и реактивности организма, на практике мы привыкли учитывать только фазу «фармакологического эффекта», пренебрегая ответной реакцией организма как несущественной. В этом заключается ограниченность современной фармакотерапии, когда при назначении лекарства не учитывается все многообразие его взаимодействия с организмом. Кроме того, до настоящего времени мы не научились использовать с лечебной целью не только фазу «фармакологического эффекта», но также специфическую фазу ответной реакции организма на фармакологическое воздействие, управлять этим процессом и использовать его для лечения заболеваний. Многие годы это делают гомеопаты на основе учения С. Ганемана. В то же время правомерен вопрос, насколько правильно в каждом конкретном случае заболевания гомеопаты учитывают вышеуказанные факторы действия – взаимодействия и во всех ли случаях развития патологии такой подход эффективен?