Вниманию педагога начального образования могут быть предложены исследования: Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999; Русский школьный фольклор: от «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / сост. А. Ф. Белоусов. М., 1998; Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003; Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995 и др.
Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2001. С. 36.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. М.: Просвещение, 2011. С. 10.
В помощь педагогу была написана книга: Никитченков А.Ю. Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе: монография. М.: МПГУ, 2012.
См.: Подготовка учителя в структуре уровневого образования: коллективная монография / под ред. В. Л. Матросова. М.: МПГУ, 2011. С. 49.
О противоречиях см.: Никитченков А. Ю. Система взаимосвязей в структуре подготовки педагогов начального образования по теории и методике преподавания фольклора // Вестник ПСТГУ: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2(25). С. 44.
Сергеева В.П. Управление образовательными процессами: программно-методич. пособие. М, 2001. С. 18.
Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М.: Индрик, 1997. С. 19.
Там же. С. 20.
Неклюдов С. Ю. После фольклора // Живая старина. 1995. № 1. С. 2–4.
Центр изучения постфольклора находится в РГГУ и имеет свой сайт: «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика». URL: http://ruthenia. ru/folklore/
Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник для студентов и преподавателей-филологов. М., 1998. С. 10.
Еще раз подчеркнем, что в постфольклоре такая оппозиционность начинает разрушаться.
Кравцов Н. И. Жанровый состав русского фольклора // Русское народное поэтическое творчество: учеб. пособие для филологических факультетов пед. институтов / под ред. Н. И. Кравцова. М., 1971. С. 25–27.
Пропп В. Я. Принципы определения жанров фольклора // Сказка. Эпос. Песня. М.: Лабиринт, 2007. С. 318.
Об особенностях анализа языка и образного мира произведений фольклора в системе филологической и методической подготовки педагога начальной школы говорится в гл. 5.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1994. С. 597.
Там же. С. 603–605.
Там же. С. 528.
Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 161–164.
Священник А. Мень, давая богословскую оценку магии, отмечал, что ее главная цель состояла в «достижении могущества» над природой и «гордом самодовольстве» ее пользователя, поэтому магия всегда существовала параллельно с различными религиозными системами и «отравляла их своим обрядовым детерминизмом» (Мень А. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни: в 7 т. Т. 2: Магизм и единобожие. М., 1991. С. 57).
В качестве причины параллельности между онтогенезом и филогенезом отечественные исследователи указывали и наследственную необходимость повторить индивидуумом стадии развития человеческого общества (Болдуин Д. М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. М., 1912). Ее усматривали в специфике развития мышления, которое в индивидуальном развитии ребенка подталкивается культурой и движется по биологически заданному для онто– и филогенеза пути (Выготский Л. С., Лурия А. Р. и др.), в совпадении видов деятельности и соответствующих этим видам деятельности способов употребления слова в мышлении (Тульвисте П. К интерпретации параллелей между онтогенезом и историческим развитием мышления // Труды по знаковым системам. Т. 8 / отв. ред. З. Минц. Тарту, 1977. С. 90–102).
Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995. С. 7.
Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М., 1988. С. 6.
Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество; Детство / сост. В. П. Аникин. М., 1991. С. 14.
Дайн Г. Л. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология. М., 2007. С. 6.
Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М., 2001. С. 19.
Виноградов Г. С. Детский фольклор // Русское устное народное творчество: хрестоматия по фольклористике / под ред. Ю. Г. Круглова. М., 2003. С. 527–528.
Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2002. С. 34–38.
Русский школьный фольклор: от «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / сост. А. Ф. Белоусов. М., 1998. С. 4.
Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2002. С. 222.
Гусев В. Е. Об изучении истории русской фольклористики // Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка. 1956. Т. XV. Вып. 3. С. 239.
Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978. С. 7.
Подготовка учителя в структуре уровневого образования: коллективная монография / под ред. В. Л. Матросова. М., 2011. С. 13.
Болонский процесс и его значение для России: интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурсиайнена и С. А. Медведева. M., 2005. С. 27–28.
Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / под ред. С. В. Коршунова. М., 2010. С. 8.
Афанасьева Т. П. и др. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. М., 2007 С. 92, 94.