Введение

Фольклор как одна из базовых ценностей отечественной и мировой культуры широко задействован в образовательном пространстве современной российской начальной школы. Во-первых, устно-поэтическое творчество используется как универсальный учебный материал для уроков обучения грамоте и развития речи учащихся, а также для уроков русского языка и литературного чтения. Во-вторых, фольклор выступает в качестве неотъемлемого компонента детской субкультуры, сопровождая ребенка на различных этапах его развития[1]. В-третьих, художественная специфика детской литературы для дошкольников и младших школьников такова, что ее «жанры испытали или испытывают на себе влияние фольклора»[2]. Наконец, фольклор актуален в контексте духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начальных классов, в системе внеурочной и досуговой деятельности младших школьников.

Целесообразность обращения младших школьников к фольклору как части художественной словесности, «явлению национальной и мировой культуры, средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»[3] определена Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Соответствующая стандарту примерная основная образовательная программа предусматривает: ознакомление младшего школьника со сказочными и малыми фольклорными жанрами, былинами, легендами и колыбельными песнями; формирование готовности учащихся осознанно воспринимать и оценивать их содержание и специфику, отличать фольклор от литературы; ознакомление младших школьников с традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.

Современный педагог начальной школы уже не может ограничиться лишь самыми общими представлениями о традиционном устном народном творчестве. В круг его профессиональных обязанностей входит чтение и анализ научной, справочной и учебной литературы, посвященной фольклору и методике его преподавания в начальной школе. Педагог должен владеть различными технологиями организации литературного чтения устно-поэтических произведений различных жанров, опытом самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области методики, уметь использовать фольклор в культурно-просветительской работе. Таким образом, взаимосвязанное овладение теорией и практикой преподавания фольклора в начальной школе – важная составляющая филологической и методической подготовки будущего учителя, основа формирования его профессиональных компетенций. В связи с широким включением фольклора в процесс современного начального образования педагогам приходится сталкиваться со сложным комплексом окончательно не решенных научных и практических проблем. Учителя неизбежно оказываются вовлеченными не только в преподавательскую, но и в исследовательскую, творческую деятельность, что способствует изменению сложившихся образовательных стереотипов, позволяет им находить свежие методические решения, лучше понимать природу фольклора, всесторонне учитывать читательские потребности, эстетические запросы и возрастные психологические особенности своих учеников, результативно решать задачи начального образования.

Основное богатство традиционного и современного фольклора предстает перед взором младшего школьника прежде всего на уроках литературного чтения. Эффективно формировать мыслящего творческого читателя сможет лишь тот, кто не только знает ту или иную конкретную технологию обучения, но и сам готов к постоянному развитию собственной читательской деятельности. В монографии взаимосвязано раскрываются как теоретические (культурно-исторические, филологические, психолого-педагогические), так и прикладные (технологические) методические аспекты, определяющие особенности чтения и анализа произведений устно-поэтического

творчества в начальной школе и в профессиональной подготовке педагога начального образования. Педагог начальной школы, владеющий опытом чтения и интерпретации произведений устного народного творчества и готовый на основе собственного читательского опыта осмысливать богатство методического наследия, приобретает необходимую степень профессиональной свободы, которая позволяет ему креативно использовать фольклор в системе учебно-воспитательной работы современной начальной школы.

Процесс подготовки педагога, обладающего подобными профессиональными качествами, должен быть всесторонне обоснован, поэтому описание конкретных вопросов теории и практики преподавания фольклора студентам факультетов начального образования предваряется изложением тех концептуальных основ, на которых формируются содержание и организация этого педагогического процесса.

В монографии отражены не только современные, но и исторические аспекты преподавания фольклора в начальной школе, позволяющие педагогу выявить диахронические взаимосвязи в методике, критически осмыслить факты использования традиционных и новаторских подходов к работе с фольклором в начальных классах[4].

Существенное внимание в монографии уделяется специфике устного народного творчества, которая рассматривается одновременно и как филологическая и как методическая проблема подготовки педагога. Осознание таких существенных черт фольклора, как синкретичность, вариативность, анонимность, коллективность, сформированные представления о связи фольклора с мифологией и религиозной культурой народа – все это позволит будущему педагогу грамотно выстроить ход учебной работы с фольклором в начальной школе, которая раскроет младшему школьнику уникальные особенности этого вида словесного искусства.

Интерпретация произведений фольклора обеспечивается верным представлением об их устройстве. Носителями смыслов и источниками эстетических переживаний являются художественные знаки-образы, организующие его предметный мир, а язык – средство создания образной системы произведения. Поэтому и в теоретическом, и в прикладном аспекте профессиональной подготовки студентов так важен разговор о языке и художественном мире устно-поэтических произведений. На отдельных примерах в монографии показаны особенности обучения студентов методике литературного чтения фольклорных произведений с учетом их жанровых свойств. Многие приемы организации литературного чтения фольклора в начальной школе взяты из собственного опыта работы автора монографии.

Знание теории фольклора поможет педагогу не только интерпретировать традиционные устно-поэтические тексты, но и лучше понять духовные потребности современного младшего школьника, прикоснуться к стихии коллективного детского творчества, в связи с чем в одной из глав речь идет о российском школьном фольклоре как феномене детской субкультуры и возможном учебном материале.

Одна из ведущих задач современного педагогического образования – формирование творчески мыслящей личности, готовой к непрерывной исследовательской деятельности в своей профессиональной области[5], поэтому отдельная глава монографии посвящена исследовательской работе студентов на материале произведений фольклора.

История отечественного среднего специального и высшего педагогического образования показывает, что вопросы фольклора всегда включались в систему профессиональной подготовки учителя начальных классов. Однако в связи с переходом российского образования к уровневой структуре необходимо уточнить место и роль изучения теории и практики преподавания фольклора в процессе современного уровневого образования педагогов начальной школы. Эта проблема раскрывается в завершающей главе монографического исследования.

Загрузка...