Система профессиональной подготовки студентов факультетов начального образования по теории и практике преподавания фольклора в начальной школе должна, на наш взгляд, предполагать наличие связей, координирующих эффективное функционирование структурных элементов этой педагогической системы. Поэтому остановимся на основных компонентах системы и взаимосвязях между ними, которые обеспечивают целостность и фундаментальность филологической и методической подготовки педагогов начального образования в области фольклора.
1. Взаимосвязь дисциплин (модулей) филологической и методической направленности
Изучение фольклора – важная составляющая филологической и методической подготовки педагога начальной школы, основа формирования профессиональных компетенций. Педагог по начальному образованию должен быть готов читать и интерпретировать произведения устного народного творчества, ориентироваться в справочной, учебной и научной литературе о фольклоре и методике его преподавания в начальной школе, владеть методикой организации уроков чтения устно-поэтических произведений различных жанров, опытом самостоятельной научно-исследовательской работы в области фольклористики и методики, использовать фольклор в культурно-просветительской работе.
Очевидно, все это требует основательной и системной подготовки, которая может быть осуществлена посредством дисциплин (модулей), предусмотренных основной образовательной программой (ООП) вуза по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Начальное образование», квалификация (степень) выпускника «бакалавр»: «Детская литература», «Литература с основами литературоведения», «Теория и практика читательской деятельности» (модуль «Теоретические основы и технологии начального литературного образования»), «Методика обучения русскому языку и литературному чтению (модуль «Теоретические основы и технологии начального языкового образования»), «Развитие речи детей в предшкольный период», «Филологические проблемы начального образования», «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка и литературного чтения», «Литературное развитие младших школьников» (в различных модулях по выбору, разработанных для ООП факультетом начальных классов Московского педагогического государственного университета – МПГУ).
Задачи филологической и методической подготовки педагогических кадров в области фольклора решаются и в ряде дисциплин (модулей) магистерских программ. Например, программа «Начальное образование» по подготовке магистрантов, открытая на педагогическом факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), включает дисциплину «Русское устное народное поэтическое творчество», программа «Педагогика начального образования, духовно-нравственного развития и воспитания школьников» (ПСТГУ) дает магистрантам возможность освоить дисциплину «Фольклор и методика его преподавания в начальной школе», программа «Поликультурное образование», разработанная факультетом начальных классов МПГУ, предлагает вниманию студентов дисциплину «Народное творчество». Освоение вопросов теории и методики преподавания фольклора в начальной школе также осуществляется студентами в период педагогической практики, в процессе самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности, при создании проектов, выполнении курсовых, выпускных квалификационных работ и подготовке магистерских диссертаций, участии в научно-практических конференциях.