Точка безубыточности селлера (точка равновесия бизнеса, Break-Even Point analysis) – объем продаж, при котором выручка полностью покрывает постоянные и переменные затраты, а прибыль равна нулю.
Отечественный экономист А. Д. Шеремет (Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности селлера. М.: ИНФРА-М, 2008.) выделил три основных этапа для определения точки безубыточности продавца.
1. Сбор необходимой информации для проведения анализа. Оценка уровня объема реализации продукции, прибыли и убытков.
2. Вычисление размера переменных и постоянных издержек, определение точки безубыточности и зоны безопасности.
3. Оценка необходимого уровня продаж для обеспечения финансовой устойчивости селлера.
Задачей селлера становится определение нижней границы своей финансовой устойчивости и создание возможностей для увеличения зоны безопасности.
Ниже приводятся формулы для расчёта точки безубыточности селлера. Как правило, используют точку безубыточности, выраженную в объеме продаж и денежном эквиваленте создаваемого дохода.
Следует отметить, что в формуле используются удельные переменные затраты (на единицу продукции), а не общие. Формула расчёта точки безубыточности селлера в натуральном выражении
Рассмотрим, как самостоятельно рассчитать точку безубыточности в Excel. Для расчёта необходимо знать:
• постоянные затраты (FC) – это затраты, которые не зависят от производства;
• переменные затраты (AVC) – это затраты, которые изменяются в зависимости от объема продаж;
• цену за единицу товара (MR) – представляет собой цену продажи товара.
В Excel заполним основные показатели. Постоянные затраты составляют 150 руб., переменные затраты – 50 руб., цена реализации – 70 руб. за единицу продукции (рис. 4).
На следующем шаге рассчитаем, как будет меняться размер чистой прибыли в зависимости от продаж, и определим, при каком объеме реализации продукции наступит точка безубыточности.
Далее заполняем каждую колонку в зависимости от объема продаж (рис. 5).
Постоянные затраты =C3
Переменные затраты =A10*$C$4
Общие затраты = переменные + постоянные затраты =B10+C10
Доход =A10*$C$5
Маржинальный доход = доход –переменные затраты =Е10-С10
Чистая прибыль =E10-C10-B10
Начиная с восьмой единицы продукции чистая прибыль стала положительной, а на седьмой она еще была отрицательной. Точка безубыточности равняется при объеме продаж в восемь штуки доходе от продаж в размере 560 руб. Для большей наглядности приводим график изменения чистой прибыли селлера в зависимости от объема продаж продукции (рис. 6).
Анализ точки безубыточности используется в различных целях. Рассмотрим некоторые направления и цели использования данного показателя. В таблице приводятся цели возможного использования показателя точки безубыточности в экономической практике.
Модель точки безубыточности применяется в управленческих решениях и позволяет дать общую характеристику финансового состояния селлера, оценить уровень продаж для разработки комплекса мер по увеличению финансовой прочности.
Давайте возьмем реальный пример, у нас есть селлер с однородным товаром – леггинсы. Для быстрого анализа можно применять отчет из кабинета WB, который называется «Сводный по продавцу.
В январе 2025 года было выкуплено 186 единиц товара на общую сумму 184 439 руб., при этом к перечислению за товар составило 136 989 руб., а с учетом логистики (28 887 руб.), хранения (2 089 руб.) и штрафов (70 руб.) итоговая сумма к перечислению – 105 943 руб.
Средняя цена продажи за единицу леггинсов – 991 руб. (184 439 руб./ 186 шт.), а средний доход после вычета комиссии WB – 736,5 руб. (136 989 руб. / 186 шт.).
Переменные затраты на единицу товара включают себестоимость (500 руб.), логистику (155,3 руб.), хранение (11,23 руб.) и штрафы (0,38 руб.), что в сумме дает 667 руб.
Постоянные затраты за месяц (аренда – 40 000 руб., зарплата помощнику – 20 000 руб.) составляют 60 000 руб.
Маржинальный доход с единицы – 69,5 руб. (736,5–667).
Точка безубыточности (BEP) – 864 шт. (60 000/ 69,5), что означает необходимость продать 864 единицы для покрытия всех затрат из-за низкой маржинальности.
Рассмотрим основные достоинства и недостатки модели точки безубыточности. Преимущества данной модели заключаются в простоте анализа и оценки необходимого уровня производства и продаж, когда достигается минимально критический уровень. Недостатки модели заключаются в условиях и ограничениях построения этой модели:
• Линейность изменения объема продаж. Это не учитывает различные всплески и резкие изменения, которые часто встречаются в реальной практике. На линейность большое влияние оказывает сезонность ниши, изменение спроса в регионе, появление новых конкурентов на рынке. Все это изменяет спрос в будущей перспективе.
• Модель точки безубыточности хорошо применима для рынков с низкой конкуренцией и устойчивым потребительским спросом.
• На объем продаж влияет множество факторов: качество продукции, количество отзывов и оценок, сезонность, конкуренты.
• Плохо применяется для малых предприятий, имеющих неустойчивый характер продаж.
Модель точки безубыточности позволяет определить минимально допустимую границу продаж продукции для селлера.