Манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет.
Субъектом соблюдения врачебной тайны согласно основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан является любое лицо, которому она стала известна.
Честь и достоинство каждого гражданина охраняются государством независимо от социального положения, состояния здоровья, вероисповедания и других факторов.
Особенностью деятельности медицинских / фармацевтических работников является необходимость доступа к конфиденциальной информации гражданина, семьи, коллектива.
Владение медицинским (фармацевтическим) работником информацией личного характера о клиенте может поставить последнего в уязвимое положение.
Фармацевтический работник должен соблюдать врачебную тайну.
При общении с посетителем аптеки не рекомендуется озвучивать диагнозы, даже если по выписанным препаратам или другим признакам фармацевтический работник предполагает наличие того или иного заболевания.
При запросе от посетителя: «От чего это лекарство?» – необходимо называть его основное фармакологическое действие, а не диагноз.
Например, «Это обезболивающий препарат», «Это средство для укрепления сердечной мышцы», «Данная схема лечения направлена на уничтожение возбудителя заболевания» и т. д. А не «Этот препарат применяют при дисменорее / болезненных месячных…» или «Данная схема лечения применяется при венерических заболеваниях, таких как сифилис…».
В одной из аптек произошел случай, когда свечи, сделанные для грудного ребенка, пришла получать его бабушка. На вопрос: «Это от чего же лекарство? Только ведь родился внучок, совсем маленький еще…» – фармацевт ответила, что свечи используют при судорогах, эпилепсии и т. д. В результате пожилой женщине вызывали скорую.
Обязанностью административного и медицинского работника является хранение и защита информации о клиентах, сведения о которых им известны.
Врачебная тайна, обозначенная в действующем законодательстве, – это, в первую очередь, тайна гражданина, обратившегося за помощью, а не врача или фармацевтического работника.
1. Фармацевтический работник обязан сохранять в тайне всю медицинскую и личную (персональную) информацию, доверенную ему клиентом, или которая стала ему известна в рамках профессиональной деятельности.
2. Фармацевтический работник должен соблюдать врачебную тайну и предоставлять запрашиваемую информацию в корректной форме, избегая озвучивания диагнозов, делая акцент на фармакологические свойства лекарственного препарата.
3. Информация об образовании, специализации, стаже и месте работы, квалификации и иные сведения, характеризующие профессиональную деятельность фармацевтического работника, являются открытыми для клиента и общественности.
4. Вся информация об аптеке (фармацевтической организации), не затрагивающая личных интересов сотрудников, такая как лицензия, документы, подтверждающие качество товаров, является открытой для клиента и общественности.
5. При обращении к фармацевтическому (административному) работнику представителей средств массовой информации, общественных и иных организаций работники аптек не имеют права:
• подтверждать и опровергать информацию о факте обращения конкретного гражданина за фармацевтической помощью, о его диагнозе, схеме лечения и т. д.;
• предоставлять фото- и видеоматериалы, по которым можно опознать клиента (клиентов).
6. С согласия клиента информация о нем может быть предоставлена его близким родственникам или законному представителю.
7. При обращении к фармацевтическому (административному) работнику представителей контрагентов компании (производителей, медицинских представителей, бригад по ремонту, установке техники и т. д.) сотрудники аптеки осуществляют взаимодействие только с разрешения / подтверждения ответственных структурных подразделений офиса, предоставляя контрагентам только те сведения, которые прописаны документально и обозначены в распоряжении сотрудниками офиса.