На протяжении веков в христианстве важнейшими из добродетелей являлись исполнение заповедей и аскеза.
Народонаселение неуклонно росло, а производительность сельского хозяйства нет. Частые неурожаи приводили к голодным зимам и полуголодным летам. Обеспечить населению всё более возрастающее удовлетворение потребностей было практически невозможно. Посты, исполнение обетов воздержания и иные умерщвления плоти были призваны помочь верующим спасти бессмертные души, а заодно и ограничить потребление. Любые излишества, желание не то, что роскоши, но простого комфорта, считалось греховным. Любые потакания человеческой природе, стремление к богатству воспринималось как утрата связи с Творцом.
Аскетизм не только спасал души верующих и, снижая потребление, позволял прокормиться большему числу людей, тем самым способствуя росту народонаселения, но и препятствовал развитию экономики.
Когда большая часть потребителей – постящиеся верующие, им не продашь сметану, масло и нежный йогурт «Данон» с клубничной начинкой. Когда проповедники, подражая Савонароле, призывают паству отказаться от роскоши, то продавать украшения от Тиффани или Айфоны последней модели несравненно сложнее, чем в век бесконечно рекламы.
Когда верующие спасают души, им Айфон не нужен.
Однако ничто не постоянно под луной. В отдельных уголках Европы жизнь постепенно становилась лучше, становилась веселей. «В Италии новое экономическое и культурное развитие происходило более интенсивно, чем в Центральной и Западной Европе, и оказывало более заметное влияние на философию, искусство, на весь образ жизни. Именно в Италии человек впервые вырвался из феодального общества и разорвал те узы, которые одновременно и придавали ему чувство уверенности, и ограничивали его».29
Итальянский религиозный деятель и фактический правитель Флоренции с 1494 по 1498 гг. Джироламо Савонарола ещё до прихода к власти назначал свои проповеди в те самые часы, когда проходили балы и маскарады. Народ, как это ни странно, предпочитал веселью вдохновенные речи проповедника.
Как в те же самые времена внимали каждому слову какого-нибудь блаженного в далекой Московии, точно также флорентийцы слушали Савонаролу, призывавшего раздать всё своё имущество бедным и убогим. Всё бы ничего если бы он не договорился до того, что начал критиковать Папский престол: «Рим – это Вавилон, – утверждал он. – Вместо внушения народу основ христианского вероучения прелаты отдаются поэзии и красноречию».
Этот период в истории называют эпохой Возрождения. Расцвет его в Италии приходится на XV—XVI века, в котором выделяют Высокое Возрождение, продлившееся от конца 1490-х годов, до первой четверти XVI века.
«Возрождение было культурой не мелких торговцев или ремесленников, а богатых аристократов и бюргеров. Их экономическая деятельность, их богатство давали им чувство свободы и сознание индивидуальности. Но и они тоже понесли потерю: они потеряли ту уверенность и чувство принадлежности, которые обеспечивала им средневековая социальная структура. Они стали более свободны, но и более одиноки. Они пользовались своей властью и богатством, чтобы выжать из жизни все радости, до последней капли; но при этом им приходилось применять все средства, от психологических манипуляций до физических пыток, чтобы управлять массами и сдерживать конкурентов внутри собственного класса. Все человеческие отношения были отравлены этой смертельной борьбой за сохранение власти и богатства».30
Да, у Италии были преимущества в связи с её выгодным географическим положением и с тем, что в Риме находилась резиденция Пап, но возникли эти преимущества не в XV веке и уж точно не в последнее его десятилетие. В это время, а если быть точнее в 1492 году, произошло два события, которые так сильно подхлестнули ход событий, что стали поворотными в истории, повлияв на всё последующее культурное и экономическое развитие Европы.
В 1492 году на поиски нового маршрута в Индию отправился Христофор Колумб. Нужда в товарах из Индии и Китая никуда не делась с открытием нового континента. Зато несметные богатства новых земель стали приносить баснословный доход. Учитывая то, что населяли те далёкие земли неверные, что в тогдашних понятиях лишало их права считаться людьми, то у них богатства можно было забирать даром.
Дармовщина, как это не парадоксально, обходилась недёшево: корабли тонули в штормах, их топили пираты. Для удешевления и распределения рисков возникли со временем акционерные общества, кредит и банки. Чтобы плавание в океане было менее рискованным развивались кораблестроение, астрономия, физика и математика, строились верфи и университеты. Так открытие Америки обернулось для Европы источником ее могущества, процветания и научного прогресса.
За века европейцы настолько освоились с этим делом, что Адам Смит назвал одной из неотъемлемых черт человеческой натуры «склонность к мене, торговле, обмену».31 Очень может быть, что так. Но вот ведь беда, всестороннему развитию этих склонностей мешала слишком фанатичная аскетичность верующих и засилье католической церкви.
В то самое время, когда в Америке только начиналась конкиста; когда Хуан Понсе де Леон обнаружил месторождения золота на территории, которой даст имя Флорида и объявит испанским владением, а Фернандо Кортес еще даже не вошёл со своим отрядом до Теночтитлана и не захватил императора Монтесуму, начав тем самым эру испанского владычеству в Мексике и Центральной Америке, в Европе началось брожение, вылившееся в религиозную реформу.
Если верить легенде, то в 1517 года Мартин Лютер прибил к дверям Виттенбергской замковой церкви свои «95 тезисов» (факты говорят о том, что отправил он их письмом к архиепископу, но это не так аллегорично). В этих тезисах он выступал против существующих злоупотреблений католической церкви.
Католический мир, объединенный в свое время под эгидой Папства раскололся. Религиозные войны захлестнули Европу. Католики и протестанты всех стран континента вступили в непримиримую борьбу, из которой век спустя Европа вышла преображенной: немного более веротерпимой, а, главное, устаревшие феодальные экономические отношения в отдельных странах уступили позиции обновленным капиталистическим.
Вот так интересно бывает с историей. Гугеноты, лютеране и кальвинисты дружно борются против произвола Пап, церковной иерархии и продажи индульгенций, а в итоге их борьба приводит к таким позитивным сдвигам, как развитие промышленности и накоплению капитала. Протестантские государства со временем начинают опережать в экономическом развитии католические, чему способствует утверждение протестантской трудовой этики и более позитивное отношение к богатству, и в качества триумфа протестантские Нидерланды задвигают католическую Испанию по всем направлениям, в том числе, в торговле с Новым Светом.