Теперь о центрировании.
Когда энергия внутри нас хаотична, она неуправляема и даже разрушительна. Значит, нужно научиться аккумулировать ее, концентрировать.
С чего же начинается энергетическое центрирование?
В айкидо, которым я занимаюсь, сэнсей (мастер-наставник) обычно начинает обучение новичков с того, что формирует у них умение ощущать центр тяжести тела, соблюдать равновесие и устойчивость в движении и в неподвижном состоянии. А тренировка или поединок начинаются с того, что участники центрируют дух, отрешаются от мирской суеты и настраиваются на другой формат общения. И все проблемы и их негативная энергия должны остаться за порогом додзё (зала для занятий айкидо).
Ч.: Насколько я понимаю, центрирование тела и духа обязательно перед началом любого общения?
Совершенно верно!
Мне часто приходится готовить своих клиентов к переговорам или публичному выступлению, презентации. И всегда мы уделяем намного больше внимания не тому ЧТО говорить, а КАК это делать. Ведь даже самые правильные слова не смогут убедить, если оратор будет зажат, скован и неуверен в правоте своих слов или, наоборот, будет чрезмерно раздражен. В первом случае его (даже позитивная!) энергия просто не дойдет до других, а во втором негативная энергия, вылившись на присутствующих, заставит их противостоять невольной (или намеренной) агрессии оппонента. И только тот, кто способен дать другим большой заряд позитивной энергии, будет успешен и эффективен. Подробнее об этом мы еще поговорим позже, а пока предлагаю ознакомиться с одной притчей (в изложении Ошо).
Я слышал о Лин-чи, учителе дзен. Однажды он сидел в своей хижине, и кто-то пришел к нему. Тот человек был очень зол. Может быть, он поссорился со своей женой или со своим хозяином или произошло что-нибудь иное, но он был в гневе. Он в гневе распахнул дверь, в гневе сбросил свои туфли, затем вошел и очень уважительно и низко поклонился Лин-чи.
Лин-чи сказал:
– Прежде всего пойди и попроси прощения у двери и у туфель.
Человек, должно быть, очень странно посмотрел на Лин-чи. Там сидели другие люди, которые начали смеяться. Лин-чи сказал:
– Прекратите!
Потом он сказал этому человеку:
– Если не сделаешь этого, оставь меня. Я не буду иметь с тобой ничего общего.
Человек сказал:
– Это выглядит безумием – просить прощения у туфель и у двери.
Лин-чи сказал:
– Не было безумием, когда ты выражал гнев. Будет ли это безумием теперь? Все имеет сознание. Поэтому пойди, и если дверь не простит тебя, я не разрешу тебе войти.
Человек почувствовал себя неловко, но вынужден был пойти. Позднее он сам стал монахом и просветленным. Когда он стал просветленным, он рассказывал эту историю и говорил:
«Когда я стоял перед дверью и просил прощения, я чувствовал себя неловко, глупо. Но потом я подумал, что если Лин-чи говорит так, то в этом что-то должно быть. Я доверял Лин-чи, поэтому подумал, что хотя это и глупо, но делать надо. Вначале все, что я говорил двери, было лишь поверхностно, искусственно; но мало-помалу стало теплее. А Линчи ждал, он сказал, что будет наблюдать. Если дверь простит меня, только тогда я смогу войти; в противном случае я должен был стоять до тех пор, пока не удастся убедить дверь и туфли простить меня. Мало-помалу я разогрелся. Я забыл, что на меня смотрят многие люди. Я забыл о Лин-чи – и тогда это занятие стало искренним и настоящим. Я начал чувствовать, как у дверей и туфель меняется настроение. И в тот момент, когда я осознал, что двери и туфли переменились, что они почувствовали себя счастливыми, Лин-чи немедленно сказал, что я могу войти. Я был прощен».
Этот инцидент стал переломным моментом в его жизни, поскольку впервые он осознал, что все на самом деле представляет собой кристаллизацию сознания. Если вы не видите этого, то только потому, что слепы. Если вы не слышите этого, то только потому, что глухи. Нет ничего материального в вещах, окружающих нас; все это – сконденсированное сознание. Проблема в вас: вы не открыты и не чувствительны.
Цель айкидо-хо – гармония с собой и с окружающими при помощи управления позитивной энергией.
С точки зрения науки, каждое событие, получение новых впечатлений, обучение образует в нашем мозгу новые соединения нейронов. Мозг человека состоит более чем из ста миллиардов мозговых клеток, нейронов, каждая из которых соединена с другими десятью тысячами с помощью нервных разветвлений и синапса. Обучение новым способностям и получение новой информации происходит благодаря отделу мозга, называемому кортексом. Эта часть мозга отвечает за нашу способность говорить, петь, танцевать, творить. И именно в этой области при помощи нейронных связей мозг сохраняет наши знания о жизни, способности, память как результат опыта.
Эмоциональные реакции человека находятся «этажом ниже», в лимбической системе. По времени возникновения она является более древней по сравнению с кортексом. Благодаря ей мы чувствуем прилив энергии, эмоций, когда переживаем прекрасные, трудные или страшные события.
«Волнующую», энергетически заряженную информацию мы при помощи всей нашей нервной системы воспринимаем сосудами, системой кровообращения, мышцами; она воздействует на обмен веществ, который ускоряется или замедляется. У нас учащается сердцебиение, кровь приливает к лицу, сжимаются кулаки.
Но не всякая информация вызывает у нас вспышки эмоций. На актуальные события мы реагируем бурно, на то, что нас не касается, – нейтрально.
Когда энергетика внешнего события входит в резонанс с нашей внутренней энергетикой, это создает пульсацию, эмоциональную волну, подчас неуправляемую. Дело в том, что лимбическая система проверяет на энергетическое совпадение все приходящие сигналы, прежде чем они посылаются дальше, к кортексу. Эту задачу выполняет прежде всего амигдала – миндалевидное тело.
От лимбической части мозга к кортикальной информация идет по дороге с односторонним движением, и поэтому попытка «отыграть назад», смягчить реакции лимбической системы с помощью контролируемого размышления обычно заканчивается неудачей.
И если в древности, когда времени на обдумывание не было, от быстрой неосознанной реакции зависела жизнь, то в цивилизованном мире эта инстинктивная мыслительная реакция мешает нам и приводит к потере энергии и эффективности. Поэтому навык управления внутренней энергией, жизненной силой оказывает прямое и конструктивное воздействие как на сигнальную готовность, так и на мотивирующую активность человека. Мы должны научиться в любых ситуациях, даже в самых напряженных и сложных, оставаться наполненными позитивной энергией, а ментально – способными к адекватному реагированию. Для этого наша лимбическая система должна «научиться» передавать кортексу бразды правления над мыслями и эмоциями.
Любое общение требует правильной настройки. Мы должны привести в порядок мысли, чувства, отстроиться от негативной энергии предыдущих контактов и войти в энергетический тонус. Подробнее об некоторых техниках самонастройки вы узнаете в фильме, а также в разделе о медитациях. А пока хочу предложить вам одно из упражнений на энергетическое центрирование из авторской методики СЭК (сценарно-энергетическое кодирование), которая используется в айкидо-хо.
Рис. 3. Поза камаэ
Встаньте в позу камаэ (основная стойка айкидо) (см. рис. 3), войдите в состояние равновесия через свой центр тяжести, который находится на пять сантиметров ниже пупка (можно измерить расстояние с помощью трех пальцев – большого, среднего, указательного, приложив их к животу ниже пупка). Расслабьтесь. Затем сделайте глубокий вдох, стараясь попасть именно в эту зону. Закройте глаза и с каждым вдохом почувствуйте прилив жизненной силы, которая, попадая в ваш энергетический центр, расходится по телу как круги по воде: вверх, вниз, в стороны. Когда энергия дойдет до кончиков пальцев рук – вы готовы действовать. Чем чаще вы будете делать это упражнение, тем быстрее у вас получится входить в состояние жизненного тонуса. Мне, например, сейчас достаточно сделать один центрированный вдох – и энергия мгновенно наполняет все мое тело…