Кого ни спроси, а по части воспитания детей мало положительной конкретики. Но как не надо говорить и делать, это каждый может объяснить. Мы будем говорить о том, как надо говорить и делать.
В древности люди понимали детский ум, как слишком эмоциональный, баловный, и старались придать ему дисциплины. У разных народов это по-своему происходило, но суть была общей – воспитать девочку или мальчика зрелым мужчиной или женщиной.
Арабы говорили мальчику, что он не огранённый алмаз, и рассказывали ему сказки о том, как провести сорок разбойников. Можно сказать, высший пилотаж мысли, поскольку и сейчас разбойников много.
Викинги, более суровые в своём менталитете, восхваляли мужчину в Бога, самым значимым из которых был Один – он же основатель Асгарда. Если пережевать это слово (Асгард), то и так понятно, что Град Асов. И всё это воспитание было ориентировано на то, чтобы выявить самое лучшее качество у ребёнка, и, чтобы он его развивал до небывалых высот, до небесных высот.
К древней Греции, например, и в Риме, и в Египте, был более научный подход к воспитанию. Там и философы свои были, которые этим занимались, и школы. Леонардо да Винчи, насколько я помню, был приглашён в Рим в качестве маэстро искусства и науки, чтобы обучать молодёжь. Но такая дисциплина пришла к ним путём многочисленных войн и набегов из Азии. То есть, все эти родоначальники царизма, образования, школ, и любой другой дисциплины мышления вышли из трущоб Индии, Китая, Японии. Это сейчас мы тайваньские джинсы посмотрели, нам не понравилось. А упадок культуры у них произошёл, когда колонии и прочие политические дела. Зато, Далай Лама Нобелевский лауреат со своим буддизмом и кармами. А многие индусы получили Букеровскую премию за хорошие книги, где есть, что прочесть о выходе из психологического сценария. Потом, эти выходы становятся нормальным делом.
У нас на Руси это были примеры богатырей – героев, которые защищали земли от чужестранцев, которые способны были иголку в стоге сена, или Кощея, надругавшегося над принцессой, проучить.
В общем, концепция воспитания сказками и легендами на ночь вполне оправдана.
Среди современных детских писателей я бы посоветовал читать работы Джоан Роулинг. Особенно, Рождественский поросёнок, где мальчик прощался со своей любимой игрушкой, становясь взрослым.
Что касается моего детства, то я вспоминаю, как моя мать, уходя утром на работу, оставляла записку с заданием что-то сделать. Но, если я не выполнял задание, то по приходу она спрашивала, почему я вот это не сделал, или вот то. А если выполнял, то было поощрение, которое я получал в виде шоколада, конфет, либо ещё какой игрушки, которая меня на тот возраст интересовала более всего. Но и хитрости мамины я тоже прознал с возрастом, где она, что прятала от меня, где недоговаривала. И я не могу сказать, что это плохо на меня повлияло, поскольку, будучи взрослым, а особенно, когда призвался в армию, где многое приходилось прятать, чтоб не спёрли, и многое недоговаривать, чтоб не побили – это уже воспитание примером.
Воспитание было у меня «тихое», а запугивали меня детским домом, в котором я никогда не был. Однако как я тогда списал в девятом классе советской школьной программы экзамен по математике, так бы я и сейчас поступил. В школе меня интересовали компьютерные залы, где мы могли круглыми сутками набирать skillы. Мать оставляла мне вместе с запиской деньги на проезд и обед в школу, а я прогуливал и тратил всё на видео – игры.
Страшилки, тоже не страшно детям смотреть, у них обострено чувство страха. А я в детстве всех полтергейстов пересмотрел и прочие секретные материалы, где Чупакабра ел печень и уползал в свою нору. До сих пор помню, как это страшно было, и, что ночами снился весь этот ужас.
Нельзя сказать, что воспитание должно быть беспрепятственным. Но препятствия эти должны быть преодолимы. Я часто встречаю людей в жизни, которые в корне не желают что-то менять, как-то действовать, исходя из своих родительских догм. На мой взгляд, эти догмы, они какие-то нерушимые. И я благодарен своей (ныне покойной) матери, что такие догмы в моём детстве отсутствовали. Точнее, они не касались чего-то хорошего, каких-то занимательных дел, каких-то благополучных увлечений. А к христианству меня приучила бабушка, которая… – как правильно сказать? – заставляла читать молитву Отче Наш, пока я в зрелом возрасте не написал первую книгу про молитвы, и чуть не вынес на себе страдания всего народа. И до сих пор эта христианская концепция в голове стоит. Но авторитет у неё хороший. Можно сказать, нерушимый.
Культура Кавказа, которую так любила другая бабушка, которая всю жизнь в Дагестане прожила, работая банковским кассиром. Там по части семейных ценностей очень строго. Поэтому, девушку в дом просто так не пригласишь – надо уже поговорить о свадьбе. Хотя бы подумать о ней.
С другой стороны, есть свои минусы и здесь. Однажды, я высказал в порыве пылкости вот такую вот интерпретацию женщине – «Я, конечно, понимаю, что мамино пузо дороже арбуза, но мы никак не продвинулись дальше пустой болтовни!» Сразу заметно, что кинжал в зубах скрепит.
Вообще, мне часто говорят, что нельзя девушке сразу про свадьбу и рождение детей, что подготовка должна быть.
Но это всё на основе моего детства. Я могу сказать, что вырос идеальным человеком, поскольку охотно доверяю людям, и верю в них, и подвергаюсь различными изменениям в лучшую сторону. Однако и в худшую я тоже подвергаюсь, совершаю ошибки, бывает, что повторяю ошибки, понимая, что нахожусь в гадком сценарии, и, также, стараюсь исправляться.
Теперь постараюсь вывести концепцию на основе простого умозаключения:
Чтобы привить ребёнку нужные навыки, на них необходимо давить, путём построения препятствий. К примеру, запретить ему рисовать дома на итальянских обоях, да и вообще, на любых обоях, в этом нет ничего удивительного. Пусть рисует в садике, пусть рисует в школе, пусть рисует в художественной школе. Там всё оплачено, там всё продумано, там тёти знают, за что и, как похвалить.
Насмешка – тоже интересный воспитательный момент. Мой отец мало что хорошего мне говорил в жизни, но он часто насмехался надо мной таким образом – «Студент, – говорил он, – студебекер, не знаешь, как это сделать, не знаешь, как то, всё приходится самому!»
Вот, только я не знаю, понравится вам такой воспитатель. Насмешка может обидеть. Но обида может быть и воспитательной. Хотя, и насмешка может быть любовной.
Мать меня маленького называла Бамбосина. Вот это что могло значить?… Словно Я превратился в ещё одного Я, только покрупнее.
Словесная игра «вопрос – ответ» прекрасное воспитание.
Ну, и показывать детям тоже, наверное, надо выступления лучших музыкантов, художников, балерин, желательно с мировым именем. Я ничего не имею против кумиров, которых Иисус недолюбливал, хотя сам им стал.
Учитывая кризисные возрасты ребёнка, я думаю, что лучше всего их переживать на различных спортивных секциях, куда берут уже маленьких бунтарей, чтобы они там баловались и уставали. А также, воспитывать в них критическое мышление, то есть не давать прямых ответов и формулировок на интересующие вопросы, а вместе узнавать, почему светит солнышко, почему растёт травка.
Совершеннолетие я понимаю, как сумму навыков и убеждений, которые способствуют самостоятельности. Бывает, уже в подростковом возрасте дети взрослеют и могут сами о себе позаботиться.