В здравоохранении основным методом оплаты труда является – повременная. Поэтому необходимо точно знать, каковы временные нормы нагрузки различных категорий работников здравоохранения. Они определяются Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».
Это Постановление состоит из трех приложений, в каждом из которых сгруппированы перечни должностей и (или) специальностей медицинских работников и соответствующее им количество рабочих часов в неделю, более которого медицинские работники, подпадающие под действие того или иного приложения, не имеют права работать.
В первом приложении приводится перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, для которых установлена 36‑часовая рабочая неделя.
К этой категории, относятся работники:
– инфекционных больниц (отделений, кабинетов);
– кожно‑венерологических диспансеров (отделений, кабинетов);
– психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических ЛПУ, отделений, кабинетов;
– станций скорой и неотложной помощи;
– физиотерапевтических ЛПУ, отделений, кабинетов;
– другие.
Во втором приложении приводится перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, для которых установлена 33‑часовая рабочая неделя. В указанный перечень включаются:
– медицинские работники лечебно‑профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов), осуществляющие исключительно амбулаторный прием;
– персонал физиотерапевтических лечебно‑профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов, работающих полный рабочий день на медицинских генераторах ультракоротковолновой частоты «УКВЧ» мощностью свыше 200 Вт;
– врачебный персонал стоматологических лечебно‑профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов).
В третьем приложении приводится перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, для которых установлена 30‑часовая рабочая неделя.
Отдельно в Постановлении устанавливается 24‑часовая рабочая неделя для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма‑терапию и экспериментальное гамма‑облучение гамма‑препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.
Все остальные категории работников в соответствии с Конституцией имеют 40‑часовую продолжительность рабочей недели. Для руководителей (заместителей), главных бухгалтеров установлен ненормированный рабочий день.
Работа в ночное время регулируется ст. 96 ТК РФ. Ночным считается время с 22 ч до 6 ч утра. Оно фиксируется в табелях учета рабочего времени итоговым количеством за месяц. Час ночной работы оплачивается в повышенном размере, предусмотренном коллективным договором организации, но не ниже размеров, установленных законодательством. К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; работники моложе восемнадцати лет; другие категории работников в соответствии с законодательством.
Порядок работы в праздничные дни содержится в ст. 112, 153 ТК РФ. В эти дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно‑техническим условиям.
Оплата за работу в праздничные дни производится:
– работникам со сдельной заработной платой – по двойным сдельным расценкам за фактически изготовленную продукцию;
– работникам с часовыми и дневными тарифными ставками – в двойном размере;
– работникам с месячным окладом – в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы времени, и одинарной сверх оклада, если работа выполнялась в пределах месячной нормы.
С согласия работающего денежная компенсация может быть заменена предоставлением другого дня отдыха, но с оплатой в одинарном размере.
ТК РФ регламентирует и другие вопросы, связанные с оплатой труда. Однако в соответствии с действующим законодательством предприятия и организации любой организационно‑правовой формы имеют право самостоятельно устанавливать формы, системы и размер оплаты труда, а также другие виды доходов работников. Это означает, что ТК РФ определяет лишь основные принципы оплаты труда и минимальные размеры компенсационных выплат, обязательные для всех организаций и предприятий.
Существовавшая длительное время система оплаты труда на основе единой тарифной сетки (ЕТС) предполагала расчет суммы должностного оклада путем умножения ставки первого разряда на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному работнику разряду оплаты, который определялся должностью, квалификацией и сложностью выполняемых работ (всего насчитывалось 18 разрядов). Разряд руководителя определялся по группам оплаты труда: в амбулаторно‑поликлинических учреждениях он определялся в зависимости от числа врачебных должностей; в стационарах – в зависимости от числа сметных коек.
Принципы оплаты труда работников бюджетных медицинских организаций в настоящее время определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Данное Постановление предусматривает единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании, и порядок формирования должностных окладов (ставок), а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством.
Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) единого тарифно‑квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
в) государственных гарантий по оплате труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета;
з) мнения представительного органа работников.
Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в сфере труда.
В положениях об оплате труда работников учреждений необходимо предусматривать конкретные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников, отнесенным к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп.
В трудовом договоре работника следует предусматривать конкретный размер тарифной ставки, оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, устанавливаемый за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы на ставку заработной платы).
Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основе формализованных критериев определения достижимых результатов работы для всех категорий работников учреждений, измеряемых качественными и количественными показателями.
В трудовые договоры включаются условия о следующих выплатах стимулирующего характера:
– выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
– выплаты за качество выполняемых работ;
– выплаты за стаж непрерывной работы в учреждении, выслугу лет;
– премиальные выплаты по итогам работы.
В случаях, когда выплаты стимулирующего характера и их размеры зависят от установленных в учреждении показателей и критериев, в трудовом договоре работника допускается ссылка на локальный акт, регулирующий порядок осуществления таких выплат.
Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и устанавливается в размере, не превышающем 5‑кратного размера средней заработной платы работников, включенных в перечни должностей и профессий работников учреждений, относящихся к основному персоналу по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в сфере труда.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10–30 % ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, субсидий из федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, также средства государственных внебюджетных фондов), направляются государственными учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом.