В зависимости от преимущественных источников финансирования в мире выделяют три основные системы здравоохранения: государственную, страховую и частную. В государственной модели (модель Бевериджа) финансирование здравоохранения (а также его планирование, организация, контроль) осуществляется государством, а основным источником финансирования являются налоговые поступления (из общего бюджета часть средств выделяется на здравоохранение). Главные преимущества государственной системы: бесплатность и общедоступность, плановость развития, профилактическая направленность, экономичность. Отрицательными особенностями являются: ограниченность источников финансирования, низкая оперативность управления, отсутствие заинтересованности у медицинских работников в высоком качестве труда, у пациентов – и сохранении своего здоровья, низкая технологичность.
Страховая система (модель Бисмарка) основана на поступлении целевых взносов (преимущественно от работодателей) на медицинское страхование. Эта система является наиболее распространенной в мире. Она более технологична и оперативна, допускает ряд источников финансирования, предполагает вневедомственный контроль качества медицинской помощи, способствует заинтересованности персонала в результатах труда и осознанию населением экономической ценности здоровья.
Частная система (которая наиболее развита в США) предусматривает преимущественное финансирование личными средствами граждан. Эта система наиболее разорительна для страны и для граждан, наименее доступна для населения, мало нацелена на профилактику, но в то же время является наиболее динамичной и технологичной в силу выраженной конкуренции между производителями медицинских услуг.
Необходимо отметить, что в настоящее время во всех странах можно найти элементы каждой из перечисленных систем.
Отметим, что в России с 1918 г. функционировала государственная система здравоохранения, а в 1991 г. был принят (введен в действие в 1993 г.) Закон о медицинском страховании.
Финансирование здравоохранения в настоящее время осуществляется из нескольких источников, включающих:
– средства, поступающие из государственного бюджета и местных бюджетов, т. е. бюджетов всех уровней;
– средства системы обязательного медицинского страхования (ОМС);
– внебюджетные средства (от добровольного медицинского страхования – ДМС, из фонда социального страхования, благотворительные средства, личные средства граждан, кредиты, прибыль от ценных бумаг и другие источники, не запрещенные законом).
Средства системы ОМС формируются из бюджетных отчислений (на неработающее население) и взносов работодателей (за работников). Платежи из бюджета и взносы работодателей поступают в территориальные фонды ОМС (часть взносов – в Федеральный фонд ОМС), которые распределяют их по страховым медицинским организациям с учетом численности застрахованных граждан.
Из фондов ОМС финансируется медицинская помощь в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, которая утверждается органами исполнительной власти. В ней определены виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, нормативы финансирования на одного человека, порядок формирования тарифов на медицинскую помощь, затраты в здравоохранении, которые финансируются из бюджета.
Например, за счет средств федерального бюджета финансируется дополнительная медицинская помощь, оказываемая специалистами участковой службы; медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан; дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи (диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей‑сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительная диспансеризация работающих граждан, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний); скорая медицинская помощь.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются: специализированная (санитарно‑авиационная) скорая медицинская помощь; специализированная медицинская помощь, оказываемая в онкологических диспансерах (в части содержания), кожно‑венерологических, противотуберкулезных, наркологических диспансерах, лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний.
За счет средств местных бюджетов предоставляются скорая медицинская помощь, за исключением специализированной (санитарно‑авиационной); первичная медико‑санитарная помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ.
Средства бюджета, фондов (ОМС, социального страхования), ДМС, средства, полученные по договорам с предприятиями, кредиты, спонсорские поступления относятся к внешним источникам финансирования здравоохранения. В то же время возможны и внутренние источники: средства, полученные от оказания платных медицинских услуг, от операций с ценными бумагами, продажи технологий, а также сэкономленные средства.
На платной основе оказываются услуги, не включенные в Программу государственных гарантий (например, косметологические, услуги нетрадиционной медицины, проводимые по инициативе пациента, во многих случаях – стоматологическое ортопедическое лечение, аборты, бытовые и сервисные услуги повышенной комфортности при лечении в стационаре и др.).
Выделяют также альтернативные источники финансирования, к которым относятся кредит, лизинг и факторинг.
Кредит (лат.creditum – заём от лат.credere – доверять) – экономические отношения, при которых одна сторона получает от другой стороны денежные средства и обещает предоставить возмещение (оплату) или вернуть ресурсы в будущем. Фактически, кредит является юридическим оформлением экономического обязательства.
Лизинг (англ.leasing от англ. to lease – сдать в аренду) – вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных средствпредприятиями или очень дорогостоящих товаровфизическими лицами.
Предметом лизинга могут быть предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое предоставляется лизингополучателю во временное владение или пользование.
Хозяйствующий субъект, пользуясь лизинговыми услугами, может получить необходимые средства производства и начать свою деятельность, не имея достаточного количества средств на приобретение дорогостоящего оборудования. Получив в аренду предмет лизинга, лизингополучатель будет освобожден от уплаты имущественного налога на это оборудование, так как оно не будет числиться на его балансе, и сможет включать арендные платежи за пользование предметом лизинга в себестоимость продукции, снижая налогооблагаемую прибыль.
В лизинговой сделке участвуют три основных субъекта:
– лизингополучатель – лицо, получающее имущество в аренду;
– лизингодатель – лицо, передающее в аренду приобретенное имущество (лизинговая фирма или коммерческий банк);
– продавец лизингового имущества.
Выделяют два основных вида лизинга: оперативный (когда срок аренды имущества меньше установленного периода его полной амортизации) и финансовый (когда время аренды соответствует нормальному сроку амортизации, и стоимость выплачивается полностью в течение исполнения договора).
По истечении срока действия договора лизинга арендуемое имущество может быть возвращено лизингодателю или выкуплено у него по остаточной стоимости. Кроме того, возможен вариант заключения нового лизингового соглашения, но уже, как правило, на меньший срок и по льготной ставке.
Факторинг (англ.factoring от англ.factor – посредник, торговый агент) – это комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) – покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). В некоторых случаях, здесь может быть и четвёртая сторона-посредник, которая, например, предоставляет площадку или электронную платформу для совершения факторинговых сделок.
Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 75−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги.
Для оплаты услуг по медицинской помощи используются следующие способы:
1. По смете расходов. Данный способ является наиболее простым для расчетов, но не учитывает изменение цены ресурсов, инфляционные процессы, не создает стимулов к интенсификации деятельности.
2. Глобальный бюджет – это совокупный платеж, установленный заранее для покрытия расходов на определенные услуги в течение определенного периода времени (например, в течение года). Глобальные бюджеты ограничивают рост цен на услуги и количества услуг и допускают гибкость при планировании и использовании средств в установленных рамках. При неправильном планировании и организации работы данный метод финансирования может привести к банкротству.
3. По фактически оказанным услугам. Данный способ позволяет максимально учесть все расходы, но стимулирует увеличение числа оказываемых услуг, что приводит к существенному удорожанию стоимости медицинской помощи. Кроме того, при этом способе оплаты возникает необходимость обработки большого объема экономических данных.
4. По числу фактически проведенных пациентом койко‑дней. При этом возможна раздельная оплата койко‑дня и не вошедших в его стоимость специфических услуг (операции, сложные диагностические исследования и пр.). Стоимость койко‑дня в каждом отделении рассчитывается заранее. Этот способ прост для расчета, но ведет к удлинению (часто необоснованному) сроков госпитализации.
5. По средней стоимости лечения одного больного на профильном отделении (за пролеченного больного). При этом, как правило, средняя длительность лечения определена заранее. Этот способ мотивирует к соблюдению регламентированной длительности лечения, но может вести к сокращению размера оказанной помощи.
6. За законченный случай госпитализации по согласованным тарифам. Одним из вариантов этого способа является оплата случаев госпитализации по КСГ (клинико‑статистическим группам), широко применяемая в США и странах Западной Европы, по медико‑экономическим стандартам. Данный способ позволяет дифференцировать объем и финансирование помощи с учетом характера заболевания и ряда других факторов, но его внедрение требует значительной подготовительной работы и постоянной коррекции прописанных стандартов лечения.
Финансовая среда ЛПУ – это совокупность субъектов финансовых отношений. К ним относятся:
Федеральное казначейство Российской Федерации – государственный финансовый орган, представляющий интересы государства и осуществляющий контроль системы исполнения федерального бюджета.
Органы Федерального казначейства РФ представляют собой централизованную систему, созданную по территориальному принципу. Управления Федерального казначейства Российской Федерации субъектов РФ обеспечивают выполнение схемы исполнения бюджета, предполагающей открытие лицевых счетов бюджетным учреждением.
Территориальные фонды ОМС – некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ.
Страховые медицинские организации – страховые организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности в сфере медицинского страхования.
Фонд социального страхования (ФСС) – специализированное финансово‑кредитное учреждение, основной задачей которого является обеспечение гарантированных государством пособий.
ФСС обеспечивает выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение, санаторно‑курортное обслуживание работников и их детей.
Пенсионный фонд Российской Федерации – самостоятельное финансово‑кредитное учреждение, обеспечивающее сбор и аккумуляцию страховых взносов, организацию и ведение персонифицированного учета застрахованных лиц, а также финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком старше полутора лет, оказанием органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам.
Негосударственные пенсионные фонды – некоммерческие организации социального обеспечения, осуществляющие пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании, по негосударственному пенсионному обеспечению.
Лизинговые компании (фирмы) – коммерческие организации, выполняющие в соответствии с законодательством и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
Факторинговые компании – коммерческие организации, осуществляющие в интересах третьих лиц операции по приобретению права требования на выполнение обязательств в денежной форме за поставленные товары или оказанные услуги.
Банки – организации, осуществляющее операции по сосредоточению на своих счетах временно свободных средств (вклады) и их предоставлению во временное пользование (ссуды).
Фондовые биржи – организации, осуществляющие куплю‑продажу ценных бумаг.