Глава 1. Введение

Введение

Экономика косметологии и здравоохранения. Смысл каждого из этих слов интуитивно понятен любому человеку. Экономика – наука о правилах распределения ограниченных ресурсов и обмена благами при посредстве денег, об оптимизации соотношения выгод и издержек. Здравоохранение – отрасль, охватывающая людей и организации, которые оказывают населению медицинскую помощь: частнопрактикующих врачей и групповые врачебные практики, поликлиники, амбулатории, диагностические центры, больницы и т.п.

Объектом изучения в экономическом аспекте могут выступать очень многие сферы человеческой деятельности. Деятельность, осуществляемая в здравоохранении, с экономической точки зрения рассматривается как использование ограниченных ресурсов для получения результатов, соизмеряемых с затратами.

Для оказания медицинской помощи нужны подготовленные специалисты, оборудование для диагностики и оперативных вмешательств, помещения, транспортные средства, лекарственные препараты, финансы, на которые все это можно приобрести. Показателями использования этих ресурсов являются оказанные медицинские услуги, пациенты, получившие медицинскую помощь, и состояние здоровья потребителей этих услуг. Ресурсы всегда ограничены и могут применяться для оказания разнообразных видов медицинских услуг в разных объемах различным их потребителям.

Медицинские организации распределяют имеющиеся у них финансовые, материальные, трудовые ресурсы между видами услуг, оказываемых пациентам. При этом они соизмеряют их затраты с величиной доходов, которые могут получить от реализации своих услуг.

Оказывая медицинскую помощь, врач либо медицинская организация получают материальное возмещение своих затрат от пациента или его родственников, либо от страховщика или государства, оплачивающих его лечение. Другими словами, медицинские услуги покупаются у их поставщиков самими потребителями либо лицами, выступающими в их интересах. В этом обмене одних благ на другие каждая из сторон использует имеющиеся у нее ограниченные ресурсы для получения определенных результатов. Пациенты (страховщики, государство) расходуют деньги на получение необходимого лечения. Поставщики медицинских услуг оказывают медицинскую помощь, чтобы получить взамен деньги. При этом и те, и другие сопоставляют свои затраты с ожидаемыми результатами.

Итак, предметом экономического анализа в здравоохранении выступают два типа действий:

1) распределение ограниченных финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов между альтернативными способами их использования для получения результатов, соизмеряемых с затратами этих ресурсов;

2) обмен одних благ на другие, в процессе которого стороны производят соизмерение своих затрат и результатов.

Но точно так же это будет предметом экономического анализа и в любой другой сфере деятельности. Что же новое или специфичное возникает в содержании двух объединенных понятий – «экономика» и «здравоохранение»? Не достаточно ли знания общеэкономических дисциплин и знакомства с курсом организации здравоохранения для того, чтобы иметь правильное представление о том, по каким правилам распределяются в отрасли ограниченные ресурсы и обмениваются блага? Что оправдывает существование экономики здравоохранения как самостоятельной научной дисциплины и как предмета данного учебного пособия?

Все дело в том, что процессы, отношения, правила (институты), в которых воплощены действия, интересующие экономистов (распределение ограниченных ресурсов, обмен одних благ на другие, соизмерение затрат и результатов), обладают применительно к сфере здравоохранения особенностями, которые требуют самостоятельного анализа.

Прежде всего, нужно отметить, что основная часть благ, создаваемых в здравоохранении, являются, с экономической точки зрения, доверительными благами. Данным понятием обозначают такие блага, оценка качества которых связана с большими издержками для потребителей даже после начала их потребления. Это обусловлено сильной информационной асимметрией между поставщиками и потребителями медицинских услуг.

Особенности отношений обмена между поставщиками и потребителями, следствием которых является производство благ в объемах, не обеспечивающих наиболее эффективное использование ресурсов (максимизацию отношения результатов к затратам), обозначаются в экономической теории понятием «изъяны рынка». Экономическим отношениям в здравоохранении присущ специфический «букет» таких изъянов. Помимо информационной асимметрии к ним относятся: неопределенность возникновения спроса, локальный монополизм производителей, ограничения в доступе на рынок медицинских услуг новых поставщиков, наличие внешних эффектов от оказания медицинской помощи. Эти факторы влияют на характер распределения ресурсов и обмена благами в здравоохранении.

Предметом экономики здравоохранения как научной дисциплины является изучение особенностей присущих данной сфере человеческой деятельности процессов, отношений, институтов, связанных с распределением ограниченных ресурсов и обменом одних благ на другие для получения результатов, которые соизмеряются с затратами.


Обеспечение прав и законных интересов российских граждан в сфере охраны здоровья представляет собой важнейшую социальную задачу. При этом уровень отечественного здравоохранения существенно отстает от мирового. Причины этого явления – монополизм государственной формы собственности в здравоохранении, недостаточность финансирования отрасли, социально-правовая незащищенность, как пациентов, так и врачей.

Правовая регламентация охраны здоровья человека является базой, фундаментом социально-экономических и медико-санитарных мероприятий, обеспечивающих достойную жизнь всех людей в обществе, поскольку каждый из его членов реально или потенциально является пациентом. В силу особого психофизиологического состояния, практически полной зависимости больного человека от лечащего врача, которому он доверяет самое дорогое – свое здоровье, юридическое обеспечение при оказании медицинской помощи, прежде всего, должно быть направлено на своевременное, четкое и последовательное соблюдение врачом прав пациента. Это особенно значимо, учитывая тот факт, что отношения "пациент – система здравоохранения" в нашей стране все больше переходят в сферу правового регулирования, в которой пациент должен выступать как их равноправный субъект.

Вследствие известного консерватизма медицинской отрасли, отсутствия достаточной правоприменительной практики, наличия большого числа специальных медико-юридических вопросов, для решения которых требуется опыт в области медицинского права, в ряде случаев преобладают устаревшие отношения между врачом и пациентом, когда больной находится в бесправном, зависимом положении от системы здравоохранения.

В связи с этим рассматриваемые в книге правовые основы медицинской деятельности функционирования системы медицинского страхования в нашей стране, права граждан в сфере охраны здоровья и механизмы их защиты представляются важными и актуальными в плане подготовки будущих специалистов – юристов и врачей.


Целью настоящего учебного пособия является представление в систематизированном виде наиболее важных результатов, полученных в экономике и праве здравоохранения, включая теоретические принципы, модели и конкретные экономико-правовые механизмы.

При выборе структуры изложения автор руководствовался следующей логикой. Первая часть содержит ключевые понятия и положения микроэкономики и экономики общественного сектора, рассматриваются формирование платежеспособного спроса на медицинские услуги, факторы, оказывающие на него наибольшее влияние, и вопросы о том, каким образом потребители делают свой выбор на рынке медицинских услуг.

Во второй части ключевые понятия медицинского права, вопросы правового регулирования здравоохранения в России, описываются основные права граждан в сфере охраны здоровья, рассматриваются права медицинских работников, а также гражданско-правовые отношения в сфере медицины и правовое регулирование оказания платных медицинских услуг.

Третья часть посвящена вопросам практической организации косметологических клиник и салонов красоты в нашей стране. Рассматриваются основные виды салонов красоты и их ключевые особенности, приводится нормативная база косметологического бизнеса, представлен механизм расчета емкости рынка косметологических услуг.

Загрузка...