2. ИСТОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Впервые термин «экологическая психология», по мнению психолога из Эстонии М. Раудсепа, появился у немецкого психолога Роджера Баркета после 1949 года.

Его понимание предмета этой дисциплины ограничивалось изучением связи естественного поведения и среды на молярном уровне, т. е. устойчивых поведенческих явлений, свойственных данному месту. Такое понимание экологической психологии сегодня представляется чрезмерно узким.

С экологической психологией сегодня происходит подобное тому, что произошло с экологией. Экология, введенная 100 лет назад Эрнстом Геккелем (Э. Геккель (1834–1919) – немецкий биолог-эволюционист) как узкая отрасль биологической науки, изучающая условия эволюционирования отдельных видов организмов в окружающей среде, расширилась за последнее время до разветвленной интегративной, междисциплинарной системы знаний о человеке и о мире.

Поскольку экологическая психология находится в фазе становления, то вполне естественным можно признать существование множество разночтений в трактовке данного понятия. Сложившуюся ситуацию не изменила и Первая Российская конференция по экологической психологии, состоявшаяся в декабре 1996 г. в Психологическом институте Российской академии образования. Разброс представлений и подходов к экологической психологии таков, что говорить о возникновении нового научного направления и, соответственно, сообщества специалистов пока рано. Для одних экологическая психология всего лишь качество психологии личности, для других – особый педагогический или психотерапевтический инструментарий, для третьих – не более и не менее как новая область знания, претендующая на разработку принципов, которые могли бы повлиять на парадигматику психологической и экологической наук в целом.

Экологическую психологию одни ученые принимают лишь как весьма частное явление, другие, напротив, стараются возвысить ее статус до метауровня. Наличие этих двух полюсов как нельзя лучше вскрывает противоречия при становлении этой области знания и является своего рода оправданием высоких претензий экологической психологии.

Экологическая психология тесно связана со следующими дисциплинами: экологией человека, социальной экологей, географической психологией, психологией безопасности:

– экология человека – изучающая закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, проблемы развития качества народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования психофизических возможностей человека;

– психология труда – труд как обменный эко-социальный и психоэкологический феномен, экобезопасность труда;

– педагогическая психология – проблемы экологического образования, проблемы формирования личности;

– психология безопасности – проблемы экологической безопасности и ее обеспечения;

– географическая психология – влияние ландшафта на психику, психическое здоровье и климат, человек как преобразовательная сила природы и т. д.;

– социальная экология (феномен экологического сознания, аксиологические аспекты экологического знания);

– глобальная экология (проблемы ноосферогенеза и устойчивого развития);

– экология культуры (взаимовлияние культурного и цивилизационного процессов и состояние окружающей среды).

Содержательно экологическая психология раскрывается в качестве составной части прикладной экологии (психологическая компонента технологии решения экологических проблем) и в качестве таковой особое внимание уделяет лицам, участвующим в этом процессе, исследует их мотивационную сферу, систему ценностей, наличие установок и разрабатывает психотехнические способы экологизации сознания ЛПР (лицо, принимающее решение).

В качестве же самостоятельной научной дисциплины междисциплинарная интегративная область знания формируется на стыке экологии человека и психологии.

Загрузка...