На современном этапе развития человеческого общества происходят качественные изменения личностного отношения к природе, связанные с новыми требованиями, предъявляемыми к человеку (в системе «человек – окружающая среда») современным производством и развитием научно-технического прогресса.
Исследования социальной психологии зачастую приобретают экологический и эргономический оттенок. В настоящее время в комплексе психологических наук появилось новое эколого-психологическое направление, призванное изучать полный спектр проблем взаимодействия человека (на уровне психического) и экологических факторов среды.
Актуальность развития этого направления обусловлена появлением специфических областей взаимодействия человека и природы, связанных с интеграцией экологических, социальных, социально-психологических и других знаний в области методологии, теории и практики. Комплекс экологических проблем возникает в ситуациях, когда человек вынужден по «долгу службы» изменять окружающую среду посредством своей деятельности.
Именно здесь становится наиболее важным учет взаимодействия всех факторов системы, в том числе немаловажного, так называемого «психического компонента». Решение эколого-психологических задач в рамках психологии позволяет выйти на уровень рассмотрения ситуаций или на уровень реального человека на его рабочем месте. Данную проблему можно сформулировать как изучение экологичности (неэкологичности) человека.
Экологическая проблематика становится в настоящее время особенно актуальной. Внешне экологические проблемы проявляются в ухудшении качества окружающей человека природной среды в результате индустриализации и урбанизации его образа жизни, в истощении традиционных (относительно легко доступных) энергетических и сырьевых ресурсов, в постоянном возрастании «демографической» нагрузки на природу, в нарушении естественных экологических балансов (внутренних механизмов саморегуляции биосферы), в уничтожении отдельных видов животных и растений, в отрицательных генетических последствиях загрязнения природы отходами хозяйственной деятельности человека, включая реальную опасность влияния на генетическом уровне на самого человека. Планетарный, или глобальный, масштаб вносимых человеком изменений в природные условия на Земле, предсказанный еще в начале века В. И. Вернадским и А. Л. Чижевским, на настоящем этапе развития общества становится реальностью.
Экологическую психологию нельзя игнорировать, поскольку ее вызывают к жизни нарушения естественного природного баланса жизненного пространства и те проблемы, львиная доля которых связана с пониманием или непониманием происходящего человеком. Хотя, казалось бы, для всех совершенно очевидно, что загрязнение воздушного бассейна, химизация, потепление климата, радиация влияют не только на здоровье, но и на психику.
Факт непосредственного физико-химического и биологического воздействия на людей радиации переживается каждым индивидом по разному. Фон переживаний будет либо усиливать, либо ослаблять объективное влияние. Изучает такие явления экологическая психология.
Экологическая психология – научное направление, складывающееся в обострившейся экологической обстановке конца XX в. на основе интеграции научных знаний смежных социологических, медицинских, философских, психолого-педагогических наук. Экологическая психология сама еще нуждается в теоретических исследованиях, разработке собственного понятийного тезауруса, установлении законов развития психики под влиянием экологической действительности.
Особенно актуальна экологическая психология в связи с последствиями аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Без преувеличения можно сказать, что экологическое сознание не в одном поколении людей будет испытывать влияние этих последствий. Психология человека оказалась слишком уязвимой, склонной к развитию депрессивных, пессимистических настроений. Однако только по истечении десятка лет общество пришло к пониманию того, что наряду с медикосоциальной реабилитацией пострадавшего населения столь же необходима психолого-педагогическая, информационная, собственно психологическая поддержка людей.
Целью настоящего учебного пособия является ознакомление студентов с новым направлением в психологии – экологической психологией, формирование системы понятий, отслеживание связи обозначенного направления с основными отраслями психологии. В пособии дан краткий анализ эколого-психологических научных направлений, рассмотрен феномен экологического сознания.
В результате освоения дисциплины «Экологическая психология» обучающийся должен знать:
– историю становления и развития экологической психологии как психологии взаимодействия человека с окружающей средой;
– классификацию научных подходов к психологическому анализу окружающей среды;
– особенности и содержание деятельности психолога по сопровождению процесса развития экологического сознания человека (ребенка);
– особенности влияния на человека городской, домашней, производственной, образовательной, информационной и виртуальной и др. сред;
– классификацию методов экологической психотерапии, используемых в деятельности практического психолога, и особенности их применения;
уметь:
– проводить психологический анализ и экспертизу жилой, производственной, образовательной, городской, информационной и виртуальной среды и ее влияния на человека с позиций экологической психологии;
– составлять рекомендации по оптимизации различных видов среды с точки зрения их психологического воздействия на человека;
– вести профилактическую и развивающую работу, направленную на активизацию и развитие экологического сознания человека;
владеть:
– полученными знаниями в своей профессиональной деятельности для оптимального использования экологических и человеческих ресурсов в процессе служебной деятельности;
– знаниями о психологических явлениях и закономерностях в повседневной жизни, иметь активную жизненную позицию.