Несмотря на большое количество работ, проводимых в нашей стране в рамках экопсихологической проблематики (В. В. Абраменкова, Ю. Г. Абрамова, Н. Н. Авдеева, Т. Ф. Базылевич, Г. А. Ковалев, О. М. Дерябина, С. Д. Дерябо, В. А. Иванников, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, Э. С. Кульпин, Е. О. Лазебная, А. Б. Леонова, В. Е. Лепский, Б. Т. Лихачев, В. И. Панов, Ю. М. Плюснин, В. В. Рубцов, В. О. Скребец, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и многие другие), термин «экологическая психология» еще не обрел своего общепринятого понимания.
Экологическая психология формируется и развивается на стыке экологии, экологии человека, разных направлений психологии, психотерапии, педагогики, философии и других научных дисциплин.
Одной из причин этого является различие в переводах разными авторами соответствующих англоязычных терминов, вследствие чего «в научной литературе, с одной стороны, термин "экологическая психология" используется для обозначения ряда достаточно отличающихся друг от друга направлений и областей психологического исследования, а с другой – в одной и той же работе иногда можно встретить использование терминов "экологическая психология", "психологическая экология", "психология окружающей среды" как полных синонимов, то есть для обозначения одной и той же области» (С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин). При этом наиболее распространенным в обыденном и даже научном сознании является понимание «экологии» как синонима понятий «отношение к природе», «защита», «сохранение», «чистота» и т. п. (Ю. М. Плюснин, 1997).
Другая причина заключается в неоднозначности самих понятий «экология» и «психология». Так, экология в настоящее время может рассматриваться как соответствующая область биологической науки, как междисциплинарный подход к изучению экосистем планетарного масштаба, как мировоззренческая позиция, ставящая своей целью сохранение жизни на Земле, и т. д.
С другой стороны, и психология как научная дисциплина складывается из различных направлений, каждое из которых отличается своим пониманием предмета и метода исследования: общая психология и возрастная, социальная и педагогическая и др. Также сложность определения экологической психологии обусловлена тем, что ее проблемами занимаются специалисты из разных областей психологии, педагогики, экологии и социологии и при определении данной отрасли они используют свой понятийный аппарат.
По этой причине в настоящее время даются разные определения того, что следует понимать под экологической психологией. Для примера приведем три из них.
Так, С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин понимают под экологической психологией собственно психологию экологического сознания. Ключевой проблемой экологической психологии они считают исследование индивидуального и группового экологического сознания как совокупности экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. По мнению Г. Г. Аракелова, экологическая психология занимается экологическим благополучием психического здоровья нации, народа. Таким образом, это «мультидисциплинарная наука, изучающая роль и влияние вредоносных человеческих факторов на других людей: их психику, мозг, поведение и возникающие при этом последствия».
В. О. Скребец дает следующее определение экологической психологии: экологическая психология (от греч. oikos – окружение, среда; psyche – душа; logos – наука, учение) – наука, изучающая характер и особенности психологических воздействий на человека со стороны природного, социального и антропогенного окружения, связанных с этим переживаний, внутренних состояний человека и общества. Как следует из этого определения, область экологической психологии – это не просто отражение среды органами чувств и не просто отношение к окружению, а влияние среды, влекущее за собой изменения комплексного характера – от эмоций и настроений до мотивов деятельности, устремлений, ценностных ориентации, поступков, предпочтений, волеизъявлений.
В ходе Российской конференции по экологической психологии было признано, что
– исходным для эколого-психологических исследований является представление о том, что психические процессы, состояния и сознание, психическое развитие, обучение и поведение человека, а также его психическое здоровье нельзя рассматривать вне связи конкретного индивида с окружающей средой (природной, информационной, образовательной, семейной и т. п.) и природой в целом, то есть вне систем «индивид – окружающая среда», «человек – окружающая среда» и/или «человек – природа», причем разные специалисты поразному представляют функциональное и структурное содержание этих систем;
– эколого-психологические исследования характеризуются таким же концептуальным и эмпирическим разнообразием, которые характерны для современного состояния психологии в целом.
Также было отмечено, что в сознании российских психологов уже формируется общее понимание области исследований и практики экологической психологии. В настоящее время под термином «экологическая психология» подразумевается:
– специальная область психологических исследований, занимающаяся изучением психологических аспектов взаимодействия человека с различными видами окружающей природной и социальной среды (физико-химической, пространственной, образовательной, информационной, городской и др.), включая влияние средовых факторов и условий на психику человека, а также типы экологического сознания, выражающего отношение человека к природной среде (миру природы);
– конкретно-методологический подход к изучению психических явлений. Например, экологический подход к зрительному восприятию, по Дж. Гибсону (1988);
– своеобразная социальная озабоченность представителей психологической науки и практики отрицательным влиянием антропогенной среды (например, информационной, городской и иной) на состояние и развитие психики человека.
Тем не менее, как отмечают С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин, экологическая психология – это вполне определенное направление психологической науки, сформировавшееся в Европе и США в 1960-е гг. и объединяющее под общим названием по крайней мере три области психологических исследований: психологическую экологию, психологию окружающей среды и экологический подход к восприятию.
Курт Павлик, руководитель крупнейшей международной программы по экологической психологии в конце прошлого столетия, дает следующее определение экологической психологии: «…экологическая психология означает изучение психических процессов, то есть переживания и поведения, в тех условиях окружающей среды, при которых переживание и поведение происходят "сами по себе", без вмешательства исследователя или психолога-испытателя. В экологической психологии предпринимается изучение человеческого переживания и поведения в неразрывной связи с окружающей средой и попытки их теоретического обоснования. Экологическая перспектива в психологии увязывается с двумя принципиально противоположными, однако, во всяком случае, тесно переплетающимися, взаимодействующими видами влияний: влиянием окружающей среды на человеческое переживание и поведение и воздействием этих переживаний и поведения на эту же среду (селекционные или преобразующие мероприятия человека по воздействию на окружающую среду). С этой точки зрения экологическая психология исследует человеческое переживание и поведение в их "природных", репрезентативных контекстах» (K. Pawlik, K. Stapf).
Общим для приведенных определений экологической психологии является то, что в качестве исходного основания выступает отношение «человек – окружающая среда». В связи с этим нельзя не отметить, что понятие окружающей среды тоже требует своего методологического анализа.
В свое время этот вопрос достаточно подробно был разобран В. А. Ясвиным, который показал, что «…несмотря на необычайно широкое употребление (а вероятнее всего, благодаря этому) понятие "среда" не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле "среда" понимается как окружение. Наряду с термином "среда" активно используется еще целый ряд терминов, таких как "среда человека", "среда людей", "человеческая среда", "окружающая среда", "жизненная среда", "человеческое окружение" и др… Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей» (В. А. Ясвин, 1997).
Многие авторы сходятся в том, что в структурном отношении понятие окружающей среды охватывает не только пространственно-предметные (природные и антропогенные) условия, окружающие человека, но и социальные.
Однако, несмотря на общее понимание среды как того, что окружает человека в его жизнедеятельности, в разных эколого-психологических исследованиях окружающая среда описывается по-разному в зависимости от конкретного предмета изучения.