Вступление

И.О. Миодушевский. «Вручение письма Екатерине II» на сюжет повести «Капитанская дочка». 1861


Л.О. Пастернак. Выезд императрицы Екатерины II в мундире конной гвардии на охоту 3 cентября 1767 года. 1903

М. Шибанов. Екатерина II. Миниатюра. Кон. XVIII века


«Счастье не так слепо, как его себе представляют», – этой мудрой фразой начинаются мемуары Екатерины Великой. Далее она поясняет: «Часто оно бывает следствием длинного ряда мер, верных и точных, не замеченных толпою и предшествующих событию. А в особенности счастье отдельных личностей бывает следствием их качеств, характера и личного поведения». За сим следует захватывающее апологетическое повествование, на протяжении которого императрица рассказывает о своей юности, молодости и борьбе за власть. Она доказывает, что была умна, мудра и добра, и ее добродетели были заслуженно вознаграждены.

О, несомненно, Екатерина лукавила! Российская императрица хоть и стремилась казаться простой и добродушной, на деле была сложным человеком и не из одних только добродетелей состояла! Она узурпировала трон, свергнув законного наследника – своего супруга. Для этого нужно было обладать не только мудростью и добротой, но и смелостью, решительностью, коварством. Неоднократно, если дело того требовало, Екатерина проявляла жесткость и даже жестокость. Она была искушенным политиком, в совершенстве владевшим искусством лжи и притворства. «Великая», «Мать Отечества» – величали ее льстивые царедворцы. Другие же приписывали ей «фальшивое сердце». Именами «Мессалины» и «Северной Кибелы» порой награждали иностранные дипломаты. «Доброй бабушкой», «Матушкой» звали в народе.

Многие историки пытались проникнуть в ее чувства и мысли, разгадать ее характер. Неоднократно писал о Екатерине Великой Василий Осипович Ключевский. Сергей Михайлович Соловьев посвятил ее царствованию четыре тома, хотя успел довести повествование лишь до середины ее долгого правления. Изучали ее биографию Барсков, Бартенев, Валишевский, Павленко… Они скрупулезно собирали записки и письма современников великой императрицы, дипломатическую переписку, мемуары… Одним Екатерина виделась жестокой крепостницей, другим – Минервой на троне, третьим – ненасытной вакханкой. Яков Лазаревич Барсков, знаток ее царствования, так вообще писал, что главным орудием императрицы была ложь, которой она владела виртуозно. Петр Иванович Бартенев с такой страстью собирал интимнейшие записки государыни, что получил прозвище ее «загробного фаворита». Казимир Валишевский интересовался в первую очередь личной жизнью императрицы. В противовес им Василий Осипович Ключевский считал, что Екатерина создала целую эпоху в русской истории. Даже непримиримый ненавистник царизма советский историк Николай Иванович Павленко признавал, что именно Екатерина утвердила за Россией репутацию великой державы.

Невозможно написать биографию монарха, не описывая историю его страны. Екатерина была искушенной правительницей, самодержавной государыней, мощнейшим политиком своего времени, но в то же время она была женщиной, матерью, любовницей. Совместить эти два образа очень сложно.


Загрузка...