Эффективная публичность или записки
PR-щика о личном бренде
Автор: Жанна Пампура
Предисловие
«Как мне кажется, самая сильная мотивация – желание изменить мир. Создать нечто необыкновенное»
«Стартап. Модель для сборки», Илья Лаурс
Это сладкое слово «известность», которое транслируется как спасение, позволяющее выйти из замкнутого круга конкуренции. Нам обещают, что обладая популярностью в нужных кругах, можно, наконец-то, превратиться в элитного консультанта и востребованного коуча, топ-менеджера или крутого эксперта.
Я знаю, что вы чувствуете, когда выходите поздно с работы. Скорее всего, становится грустно и тяжело от того, что в жизни нет ничего интересного. Можно сказать, вы достигли потолка, жизнь стала похожа на замкнутый круг: работа ради работы. А на саму жизнь сил не хватает. Или может быть вы уже сами забыли, чего хотели когда-то?
Но я предлагаю остановиться на минутку, отвлечься от круговерти дел и подумать, каким бы вы были, если бы четко видели свой завтрашний день, уделяли внимание развитию личного бренда и нетворкингу. Давайте вместе помечтаем, куда нас забросят дороги в следующий раз. Весь мир перед вами! А помните, вы хотели иметь свой бизнес, и чтобы он был непременно международный?! Или же быть востребованным бизнес-консультантом с большим чеком, толпой клиентов и приглашениями на международных конференциях?! Или может быть топ-менеджером крупной компании, которая задает тренды в своей нише?! Скорее всего, это будет правильный масштаб.
Правда, двигаясь по пути карьерного развития большинство из нас свернули немного не туда, сбились с пути, либо же сосредоточились на развитии профессиональных компетенций. Все это было правильно и отлично работало еще каких-то десять лет назад. Этому нас обучали в школе, когда говорили: «учись, иначе ничего не достигнешь». Такой же стратегии учили в вузах, говоря о том, что профессионала всегда заметят.
Но потом наступила эра соцсетей, интернета и личного бренда. В этот момент предыдущие инструменты перестали работать, на рынок хлынул поток псевдоэкспертов. И большинство из нас, тех, кто знает свою профессию, как свои пять пальцев, остался за бортом. Почему? Потому что те, к кому идут на консультацию, кого нанимают на долгожданную должность, к кому толпами приходят клиенты, постигли одну простую истину. Они вложили силы и время в создание собственного имени.
Так и нам, всего-то нужно обратить внимание на грани собственного бренда и выбрать правильные каналы коммуникации.
Для того, чтобы выйти из замкнутого круга рутины, нужно сделать всего несколько шагов:
Разобраться с личным брендом, тогда не будет проблем с контентом, понятно будет, что писать и куда идти.
Научиться быть интересным для СМИ.
Улучшить навыки публичных выступлений, зафиксировать свои спикерские темы и начать выступать.
Заняться собственными соцсетями, понять, какие инструменты работают здесь лучше, какие из них ваши.
И тогда достижение столь желанных целей станет не просто возможным, а спланированным и достижимым.
Об авторе
Я – Жанна Пампура, руководитель в медиасфере, эксперт по развитию медиаресурсов и media relations, PR, GR, по бизнес-коммуникациям, в прошлом журналист, ведущая информационной ТВ-программы. Десять лет отработала на региональном ТВ и по большей части в кадре. Мне все еще снятся «страшные» сны из серии «5 минут до эфира».
Помимо этого, я – PR-специалист с журналистским бэкграундом, своя в среде СМИ, восемнадцать лет работала в федеральных информационных агентствах, много лет своей жизни отдала запуску на рынок новых информационных продуктов и целых информационных бюро в регионах (Сибирь и ЮФО). Медиа – это моя работа, увлечение, образ мысли и жизни.
И когда то я тоже задала себе вопрос: Что я умею делать лучше всего?
Превращаю медиаресурсы в деньги, влияние и развитие. Много лет я помогаю бизнесам, госструктурам получить драгоценное внимание прессы.
Более 20 лет опыт работы в сфере СМИ, медиа и коммуникаций, ТВ-Журналист, ведущая информационно-аналитических и новостных программ
3 профильных высших образования: маркетинг, филология(лингвистика), журналистика
Создала целую плеяду успешных публичных людей, вдохновила на новые идеи для бизнеса. Автор нескольких семинаров по теме коммуникаций, PR, медиа и общества.
Обладаю даром находить звёзд не только публичного пространства, но и продаж благодаря опыту работы в коммерческих структурах федеральных информационных агентств Интерфакс и ТАСС. Умею создавать команду единомышленников, запускать новые продукты, новые регионы присутствия и crm. Опыт управления продажами более 10 лет.
Люблю международные масштабы. Всю информацию по психологии и маркетингу предпочитаю получать из первоисточников, на английском языке. По первому образованию преподаватель иностранного языка и зарубежной литературы. Вырастила дочь-полиглота, которая преподаёт 7 иностранных языков.
С 2018 года основатель семейного бизнеса – школы иностранных языков.
Автор 10 научных публикаций, преподавала в университете, вела дипломников по PR, аспирантура культурологии, прошла Президентскую программу управленческих кадров (маркетинг), стажировку в США по теме PR в госструктурах (Wayne State University).
Работала на руководящих позициях, но прекрасно умею работать в поле: снимать, писать репортажи, посты и речи, вести переговоры, продавать услуги медиа, обучаю публичному выступлению .
Статьи в изданиях: журнал Человек дела, Cosmopolitan, Grazia, Eva.ru, Marie.Claire, Бизнес секрет Тинькофф, Секрет фирмы, Psychologies, E-xecutive, Snob.
Член Ассоциации спикеров СНГ CISSA, сертифицированный GSF спикер
Выстраивала работу пресс-служб на предприятиях и прошла не одну выборную компанию, отвечая за публичную составляющую кандидатов. Знаю, как сочетать маркетинговые инструменты и PR, онлайн и офлайн.
Опыт работы с первыми лицами компаний и политиками в найме в качестве советника, помощника и в качестве консультанта для десятков экспертов, предпринимателей и руководителей компаний
Классический old school, но люблю все прогрессивное, новое и космическое. Всю жизнь преподаю и учусь, перевожу и пишу книги (не от своего имени).
Если говорить одной фразой, я умею превращать медийный ресурс в деньги и власть, и помогаю экспертам получить внимание прессы.
Опыт моей деятельности по большей части связан с госструктурами, политическими партиями и крупными промышленными предприятиями. При этом, я уверена, что могу быть полезна малому и среднему бизнесу. Ведь для руководителей развитие часто лежит в области повышения узнаваемости, стоимости бренда и выстраивании правильной коммуникации в группах.
Свою миссию я вижу в том, чтобы помогать бизнесу или персоналиям выстроить грамотно коммуникации, гармонизировать отношения, сделать ярче и громче голос тех, кому есть что сказать (а не всем подряд) – помочь стать известным и интересным для общества и рынка.
Одни руководители сами себе пиарщики, просто сотканы из информации и родился, чтобы стать известными в своих кругах, для других публичность – наказание, и они только и думают, как быстрее закончить интервью и сбежать. Но оба типа мечтают о новом уровне возможностей, масштабе, уважении и признании в обществе.
Если коротко, то моя цель, в том числе и этой книги – помогать другим людям выполнять их миссии. Переложить в знаковую систему медиа то, что следует транслировать своей аудитории – чтобы быть правильно понятым и воспринятым.
Если сейчас вы как раз ломаете голову, как привнести в свою жизнь больше публичности и общественной значимости, выстроить личный бренд, стать социально активным, востребованным и возможно счастливым. Тогда эта книга для вас.
О чем книга
Я давно веду страничку в соцсетях, где делюсь находками, решениями и советами по выстраиванию присутствия в медиа пространстве. Изначально блог был выстроен для профессионалов, но постепенно к советам и информации стали проявлять интерес те, кому нужно было выстраивать работу самостоятельно.
Мне часто задавали вопросы о том, как быть эффективным, если твоя работа связана с публичным пространством? По каким непонятным законам живет это пресловутое публичное пространство? Может ли публичность быть эффективной на 100%? И что делать со всей этой одержимостью результатами, болями аудитории и УТП, когда нас всех просто вынесло в цифровое пространство, и мы несемся с огромной скоростью, цепляемся за старое и не понимаем привычные методы не работают, но и этот чертов блог тоже не продает.
Книга дает ответ на эти вопросы, а также я рассказываю, как медиаграмотность и медиакультура, помогает быть более высокооплачиваемым, востребованным, и экологичным в продажах собственных услуг. Развеем мифы и переведем непонятные термины про упаковку и распаковку на русский язык.
В «Эффективной публичности» соединяются подходы и инструменты нескольких наук: маркетинга, культурологии, социологии, коммуникативистики и коучинговый метод. Здесь есть все по тематике развития личного бренда. Так что, книга будет полезна профессионалам из медиасферы, но и экспертам-фрилансерам, и сотрудникам, работающим по найму на разных ступенях развития карьеры, и руководителям и владельцам бизнеса. Для всех, кто называет себя гордым словом «эксперт», и уже наверняка догадался:
личный бренд – это и есть тот настоящий актив, что остается навсегда и помогает двигать бизнесы, идеи и цивилизации.
Для того, чтобы чтение книги было максимально эффективный, а информация не прошла мимо, я настоятельно рекомендую читать ее с карандашом в руках, или делать заметки в телефоне. Записи помогут не просто узнать, а проанализировать информацию, отрефлексировать опыт, принять его. Каждое подобранное упражнение и тест лучше всего делать прямо в процессе чтения, чтобы не откладывать в долгий ящик и сразу же интегрировать опыт в свою работу. А кейсы анализировать пошагово вместе со мной. Только так книга станет по-настоящему ценным вкладом в развитие личного бренда.
Добро пожаловать в столь манящий и одновременно пугающий, но точно полезный мир публичности!
А публичность не возможна без публики, публичность, предполагает открытые действия.
ДЛЯ ТЕХ КОМУ НУЖНО БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ QR телеграм канала Эффективная публичность
ЧАСТЬ 1. ЛИЧНЫЙ БРЕНД и ПУБЛИЧНОСТЬ – ЧТО ЭТО?
Глава 1. Почему люди боятся публичности.
Я более 20 лет работаю в сфере массовых коммуникаций, продвигая идеи, персоналий, компании и продукты. Наблюдая за публичными людьми, я поняла, что не все одинаково счастливы с идеей публичности и не все к ней готовы. Более того у каждого есть некий свой данный видимо при рождении потенциал публичности.
Ох, сколько меня ругали в соцсетях: это что за слова такие – «публичность», «публичное пространство» или «публичное выступление». Даже писали мне, что у них это слово ассоциируется с чем-то нехорошим – «публичный, значит продажный». И было даже такое заявление: «при чём здесь публичность? Я же домохозяйка, и развиваю свой личный бренд.
Очень мило! Как же вы развиваете личный бренд, и при этом думаете, что вы непубличная личность? Слово «публика» исходное, значит, «аудитория». «Опубликовать» значит представить на суд публики, общественности или читателей.
Личный бренд не может существовать и продвигаться только в Инстаграм, потому что это понятие шире, а соцсеть – это всего лишь один из каналов продвижения. И я выступаю всегда за мультиканальное продвижение, в противном случае положение не устойчиво.
А ещё, все, что вы написали в своём блоге, уже находится в публичном пространстве благодаря Интернету. Простите, а что если завтра публика спросит: «А где же ваши статьи в прессе, выступления на ТВ и мероприятиях, членство в профессиональных сообществах, научные и бизнес-конференции т.д.?» Страшно стало? Тогда подумайте, может, этот путь публичности действительно не ваш?
С уверенностью дипломированного филолога, маркетолога, журналиста, культуролога и пиарщика объявляю слово «публичность» хорошим! В моём лексиконе и лексиконах других профессионалов по личному бренду оно было, есть и будет.
Что такое страх публичности?
Страх публичности занимает одно из ведущих мест среди фобий. Но почему же люди так боятся публичности? В первую очередь, это связано с большим количеством ограничивающих убеждений, подсознательных препятствий, а иногда и нехваткой знаний. Страх выступать, озвучить свои мысли прилюдно, разместить свое лицо в сториз в соцсетях, выйти на публику убивает не только уверенность в себе, но и желание двигаться вперед, выстраивать личный бренд.
При этом, замечали, что дома на кухне или в ресторане с друзьями человек может говорить, о чем угодно, чувствует себя свободно и раскованно, становится своим парнем и душой компании? Но если кто-то включает камеру или человек выходит перед аудиторией, пусть даже не большой, то все меняется: интонации, смыслы, содержание, поведение.
Если же попросят все то, что нужно сказать на камеру или публично, написать на бумаге, то, возможно, будет намного проще выразить свои мысли. Но вот сказать тоже самое, глядя в камеру – это самое страшное. Но что мы готовы озвучить на камеру? Только то, в чем уверены на 100%, за что отвечаем. Замечали, что дать информацию «без лица» оказывается проще всего, а сказать «живьем» сложнее всего. Информация одна, но ситуации разные, что приводит к ступору.
Сегодня весь мир превратился в медиа благодаря соц сетям и мобильным телефонам. А теперь представьте, что некая огромная камера была бы включена все время. Как бы мы себя чувствовали? Признайтесь честно, кому сейчас стало страшно? Не комфортно как-то в этой маклюэновской глобальной деревне, даже тем, кто давно занимается построением личного бренда. Но ведь по сути, ведение соцсетей, даже просто «для себя», и есть публичность, просто ограниченная. Готовы ли мы к этой новой откровенности? Или продолжаем жить с иллюзией частного, а не публичного.
На деле публичность такая манящая для многих остается острием ножа для других, ночным кошмаром. С одной стороны, она манит, потому что дает ресурс, что мы интуитивно пониманием. Публичность дает известность, это понимают даже эксперты, которые прочитали всего 1,5 книги. Известному коучу заплатят больше, и тот, кто умеет выступать, имеет больше шансов убедить инвестора или руководителя.
Тогда почему публичность не приносит радости? Разберемся в матчасти, так сказать. Психологи утверждают, что страх публичности – это не что иное, как страх быть собой, плюс страх ответственности. Именно это мы наблюдаем у некоторых менеджеров, когда они не хотят давать комментарии или, когда мэры городов стремятся стать не публичными людьми, а просто техническими специалистами и сити менеджерами. Мэры так радостно соглашаются, что они не политики, а хозяйственники, по сути подписывая себе смертный приговор. Если политическая воля так просто растворяется, вместе с желание ни за что не отвечать, то политики во всем мире становятся профнепригодными.
Публичность – это удел не только политиков или звезд. Сегодня умение выступать, показать и презентовать себя необходимо экспертам, которые хотят зарабатывать больше или сделать карьеру. Правда, публичность, это действительно специфичная сфера. Говоря о ней, мы используем слово «поле», будь то информационное или публичное, как если бы это было электрическое магнитное или гравитационное поле. Там что-то происходит помимо нашей воли, если поместить туда семечку, она вырастет и даст урожай!
Поле – это важно. Если гравитационное поле Земли исчезнет, мы просто улетим в какой-то далекий непонятный космос. Вот поэтому страшно! В «поле» находится огромный потенциал, поэтому устремления, идеи, высказывания, попадая туда мгновенно доставляются по адресу.
Но помимо волшебства там есть еще и свои законы, которые тем, кто только начинает выстраивать свое «поле», еще недостаточно известны и изучены. Маленькое слово, как зернышко, попадая туда может дать разные плоды, результаты плохо предсказуемы и контролируемы, все легко переворачивается. Вот поэтому правильное продвижение в публичном поле равно движению по острию ножа. Так ли мы живем, как декларируем? Многие просто боятся, что кто-то крикнет: «а король-то голый!» Как бы крикнет нам в прямом эфире, в нашей вечной жизни онлайн. И, вроде, подобная выходка ничего не изменит, но все равно неприятно.
Новая реальность публичности
Сегодня мы осознаем, что должна быть следующая стадия развития человечества, скажем так, некая новая эволюционная ступень для человечества, взросление в обществе, где проверка на вшивость – это публичность. Онлайн пространство становиться всеобъемлющим, нет ни одного слова, которое произносится просто так, которое может ускользнуть. Каждая мысль находится под прицелом. Но желаемое и действительность – пока сильно отличаются. Отсюда столько манипуляций в публичной сфере, желание влиять и представить в по-своему, не так, как оно есть на самом деле, имеет свои последствия.
В обществе есть даже специальный институт, задача которого отражать действительность, можно даже больше ничего не делать, ни исследовать, ни изучать, а просто отражать. Так же как барды-песенники на Руси ходили по селам и пели песни из разряда, что вижу то пою, так они рассказывали новости, создавая некую объективную реальность. Люди же не мыслят устойчивого развития в обществе без воссозданной объективной реальности. С помощью зеркал, пусть даже кривых мы уменьшаем энтропию в огромном пугающем мире и создаем хоть сколько-нибудь прогнозируемое будущее.
Все, что мы относим к пониманию публичности, можно с таким же успехом отнести к пониманию духовного развития общества.
Человек должен сначала разобраться с самим собой, потом занять какое-то место в обществе, потом понять свое место вне социальных ролей – некий объединяющий все компоненты личности, который позволяет ему быть равным самому себе и счастливым. А проверка целостности – это не бледнеть при одной мысли, что на тебя направлены камеры, устремлены сотни глаз. Публичность, как раз следствие, что всепоглощающий онлайн уже наступил, «вечное сейчас» – как сказали бы поэты.
Вы заметили, что сейчас люди договариваясь о встрече стали уточнять онлайн или офлайн? Именно поэтому заговорили о новой откровенности. Это когда 30 сторис рассказывают о том, почему я ушел из найма в предприниматели и смотреть это все равно невозможно, потому что неинтересно. Потому что все, что транслируется в соцсетях не может быть просто так, оно имеет цель. Следовательно, при создании образа всегда должно оставаться некое пустое пространство, который аудитория заполняет самостоятельно. Ведь по большому счету, в нашей жизни есть только одно самое интересное – это сама жизнь.
Но возникает закономерный вопрос: почему у одних получается быть интересными, а у других нет возможности влиять. Публичность как-то связана с настоящим масштабом личности, который дается при рождении? Это то, что мы называем харизмой? Можно ли этому научиться публичности?
Безусловно, да. Но важно понимать, что в мире очень мало прирожденных публичных людей, как говорят, рожденных на сцене, примерно 7 %. Причем, добрая половина из них и есть те самые наученные бездари. Несколько лет подряд наблюдала во дворе своего дома картину, как дворник баба Глаша рассказывает своим коллегам –дворникам со всей округи новости и объясняет охранникам, как надо правильно голосовать и за кого. Больше всего меня поражало умение «держать» аудиторию, ее слушали все и поступали так, как она говорила. Зажигала баба Глаша зачетно, как сейчас бы высказались в соцсетях. Но вот вопрос: кто ее этому научил? Никто. Это яркий пример, что коммуникация не идет от персоналии или компании к некой абстрактной аудитории, а характер коммуникации сложнее, то есть мы говорим о двухступенчатой модели коммуникации. От компании или персоналии к неким лидерам мнения, и далее от них такой же волной ко всем.
Именно таких лидеров мнений нужно находить и изучать, если мы хотим понять природу влияния. Именно на них рекомендуют опираться в работе пиарщикам и маркетологам, то есть, тем профессиям, кто так или иначе решает задачи влияния. То есть, выстраивая коммуникацию, мы никогда не контактируем собственно с самой аудиторией, как безликой массой, мы контактируем с этими волшебными талантливыми людьми – инфлюенсерами, которые разносят мысль, как вирус и буквально вдалбливают ее в головы людей. Именно таких ищут спецслужбы, когда выстраивают свои агентурные сети влияния. Здесь, как говориться, имеют дело с самой природой – что выросло, то выросло. Просто нужно использовать имеющийся ресурс.
А вы знаете свой настоящий масштаб личности? Думаю в будущем люди будут измерять не только IQ интеллект и EQ (эмоциональный потенциал), но и то, что сейчас называют СQ (англ. cultural quotient, CQ) – коэффициент культурного развития, то есть, насколько человек способен понимать другие культуры и быстро адаптироваться в глобальном мире. А также PQ – индекс публичности, это о том насколько ты равен самому себе, умеешь влиять и быть открытым.
Публичность нужна человеку – как особое пространство, поле в которое он закладывает свои ресурсы. Так он взрослеет, понимает ответственность, и только так можно осознать свой настоящий масштаб, потенциал.
Рецепт публичности.
Собственный имидж стал трендом, теперь об этом заботятся не только руководители бизнеса. Персональный бренд строят консультанты, врачи, психологи и коучи. Как быть открытым, но не выворачивать своего личного наизнанку, как быть своевременным и не банальным?
Если стоит задача развить публичную деятельность, важно в первую очередь подобрать актуальные темы. Во примерный список, который поможет начинать, чтобы подготовиться к выходу на публику, будь то соцсети, или мастер-класс:
Анализ целей, личных и корпоративных – все фиксируется письменно, далее смотрим пересечение интересов.
Анализ личных ресурсов руководителя: внешность, голос, коммуникативные навыки, экспертность. Какая обстановка больше соответствует – у станка или на природе, в офисе или в гуще событий? Это важный пункт. У каждого человека есть присущий только ему ритм, окружение, в котором комфортно. Маски все равно будут распознаны и сняты, причем, чем больше несоответствия, тем хуже будет изобличение. Следовательно, необходимо просто использовать сильные стороны спикера. Но работать важно только с тем, что есть, а дальше будет видно, как и чем дополнять, а не стараемся переделать человека.
Выбор каналов коммуникации. Не всем нужно срочно на ТВ, потому что какие -то негативные черты камера только подчеркнёт. Ежедневное мелькание в соцсетях может обесценить. Необходимо взвесить все «за» и «против», прежде, чем делать. Возможно, лучше написать хорошую экспертную статью в отраслевое издание или выступить на конференции, начать плавно вести соцсети, не надоедая подписчикам только с экспертным контентом. Кому-то выстраивание имиджа нужно начинать с общения в микрогруппах и лучше использовать репутационные технологии.
Продумываем контактные группы, ЦА. На данном этапе формулируется основной посыл для каждой группы и аудитории. Важно идти туда, где находятся точки контактов с группами, а не бить и пушки по воробьям.
Анализ этапа развития бизнеса, типа взаимоотношения менеджмента и собственников, ситуацию на рынке, чтобы понимать степень свободы и безопасности. Если в приоритете сбытовые интересы, то важнее маркетинг и PR-поддерживающая роль. Если, например, задача стоит в выстраивании хороших отношений с властью, важнее будет PR и лоббизм.
Последним шагом все соединяется воедино, фиксируется на бумаге, ещё раз корректируется. Личный рецепт публичности готов!
Законы публичного пространства.
Думаете, они не существуют? Существуют, как и законы физики. Если есть некое поле, с которым приходится иметь дело, будь то гравитационное, информационное, политическое, то в нем обязательно есть законы функционирования, которые хорошо было бы знать и учитывать, если собираешься занять там свое место.
Каждый закон сформулирован в форме, понятной как собственнику, так и руководителю бизнеса, так и начинающему эксперту, иногда с юмором. В обычных обстоятельствах на предприятии все заняты позитивной деятельностью, и никто ни о каких законах публичного пространства не заморачивается.
Дело в том, что о них вспоминают обычно в сложных ситуациях: кризис, авария на производстве, негатив со стороны клиентов, хейтинг в соцсетях или наезд контролирующих органов. Известно, что без кризисов не бывает развития, они делают нас лучше, указывают на прорехи в делах, дают ускорение на поворотах. Но кризисы все равно никто не любит, они могут иметь неприятные последствия – не просто потеря прибыли, но, возможно, и потеря самого бизнеса.
Закон 1.
Продумывайте всегда все публичные и непубличные действия на предмет безопасности. Она должна стать всеобъемлющей. Не доводите до ситуации, когда пиаром горю не поможешь. Не все в мире решается хорошим пиаром. Есть разница в уровне используемых стратегий.
Например, нужно ли отвечать на критику оппонентов, журналистов и общественности? Конечно, все зависит от того, кто критикует, что и в какой форме. Лично мое мнение, если критика справедливая, отвечать нужно всегда. Но порой лучше извиниться, чем превращать конфликтную ситуацию в бесконечную цепь оправданий.
Одна только положительная информация о компании в публичном пространстве смотрится странно, отсутствие полемики и критики вообще подозрительно. Это против законов жизни.
Там, где есть плюс, есть и минус – это важно учитывать.
Закон 2.
Некритического восприятия в природе не существует. Критические отзывы будут всегда – априори. Важно просто, чтобы процент критики был постоянной величиной и не увеличивался.
Работайте над увеличением потока позитивной информации. В связи с этим ищите новые жанры и каналы, инфотейнмент и геймификация помогут сделать коммуникацию от лица компании незабываемой.
Ступайте по публичному полю уверенно, но осторожно, как по краю пропасти. У меня есть такой образ, что публичность – это как бы лезвие бритвы. А поэтому, самое главное – всегда избегать публичной полемики. Борьба в публичном пространстве очень опасна, в этом случае борющиеся стороны уходят с площадки с поражением, как бы не закончилась полемика.
Например, выворачивание изнанки и публичные разборки между политиками снижают уровень доверия к власти в целом.
Да, конфликты, вроде, добавляют динамики и разгоняют кровь аудитории, но мы все равно хотим жить в позитиве и обходим стороной странные и сильно бурные явления.
Закон 3.
В публичном конфликте нет проигравших и победивших, потому что обязательно возникнет третья сила. Возможно, конкурент, организовавший борьбу, или просто извлекающий выгоду из ваших с конкурентом ослабленных позиций – помните об этом.
Так что, если кризисная ситуация случилась, и все это стало достоянием общественности, то ниже приведены шаги по выходу из кризисной ситуации:
Признать наличие кризиса и, возможно, сразу извиниться.
Собрать всю информацию, имеющую отношение к делу.
Считать, что время кризиса – что-то вроде военного времени. Объяснить это своей команде, сплотить людей. Это могут быть не только сотрудники предприятия, но и эксперты, и лояльные клиенты, общественные организации и даже властные структуры.
Составить план коммуникаций в сложной ситуации.
Назначить ответственных за коммуникацию. Назвать их соответственно директором штаба, директором по качеству, оперативным дежурным и т. д.
Самое главное: начать вести блог, выступать, коммуницировать с прессой, не прятаться!