1.3. Малкольм Икс и формирование черного расизма


Однако рядом с интегрированным в американский политикум движением Мартина Лютера Кинга существовал совершенно иной тип политической активности, – ориентация на сегрегацию, но со стороны черных, черный расизм, репатриация из Соединенных Штатов в Африку.

Именно на этом пути настаивало сформировавшееся в 1930-е годы движение «Нация Ислама»26. Оно объединяло значительное число чернокожих, действуя в духе радикальных американских пост-протестантских сект, таких как мормоны, «Свидетели Иеговы» или «Христианская наука». Для таких сект характерна установка на маргинализацию своих членов, вывод их из общества при помощи достаточно странных религиозных правил, обрядности, учения и даже мифологии. Спецификой «Нации Ислама» было то, что она обращалась исключительно к чернокожему населению, а основой её мифологии было не Христианство, а Ислам. При этом от ортодоксального ислама учение «Нации» было чрезвычайно далеко, в частности потому, что основатель секты Уоллес Фарад Мухаммед, исчезнувший в никуда, провозглашен был воплощением Аллаха.

Лидер секты, Элайджа Мухаммед, построил «Нацию Ислама» на доктрине черного расизма в основу которой была положена специфическая мифология, представляющая собой настоящую теорию заговора, а в чем-то одну из версий космической фантастики27. Согласно этой мифологии изначально люди были черными, разделены на 13 кланов и находились на высочайшем уровне научно-технического развития. В ходе войны кланов Земля была взорвана, а отколовшийся от нее кусок стал Луной, большинство черных кланов погибло. Ученый Якуб собрал своих последователей и в результате генетических экспериментов вывел первых белых людей, евреев, от которых произошли остальные белые. Белые являются сущими дьяволами (буквально использовался именно этот термин), которые используют обман и насилие, чтобы присвоить достижения черных и угнетать их.

В рамках подобной мифологии никакое сосуществование и равноправие двух расовых общин, конечно, представлялись невозможными. Задачей черных «Нация Ислама» провозглашала выселение из США, для чего требовалось создать транзитное государство на американском Юге. Средством воздействия на белых считалось, в частности, уклонение от воинской службы, за призыв к каковому Элайджа Мухаммад был осужден в годы Второй мировой войны.

В тот же период, когда возросла активность движения за гражданские права, возросла и активность «Нации Ислама», получившей энергичного вожака и оратора в лице Малкольма Литтла, взявшего псевдоним «Малкольм Икс». Молодой чернокожий уголовник принял в тюрьме основные доктрины «Нации Ислама» и превратился в их талантливого и яростного пропагандиста, настоящую «звезду рок-н-ролла» в черном движении28.

Малкольм Икс стал своеобразным антипода Мартина Лютера Кинга. А.А. Шумаков произвел сопоставление программ двух черных вождей29.

Мартин Лютер Кинг: Интеграция темнокожих в белый социум. Преобразование американского общества. Интернационализм. Пацифизм. Ориентация на черный средний класс. Ссылки на «отцов-основателей» и на просвещенческую парадигму американского общества. Ненасильственное сопротивление. Социальная революция черных.

Малкольм Икс: Полное отделение темнокожих от белых. Невозможность справедливого преобразования американского общества в силу «хищнической природы белого человека». Черный национализм. Пропаганда «самообороны» любыми методами и насильственного сопротивления. Ориентация на черные низы. Полное отрицание «расистского» законодательства и истории США как «истории рабства, дискриминации и угнетения», которое началось с прибытия пилигримов на «Мэйфлауэре». Национально-освободительная «чёрная революция» как часть всемирной черной революции, «которая уже вытеснила белое превосходство из Африки, Азии, и выметает его из Латинской Америки, и также сейчас проявляет себя здесь, среди черных масс в этой стране»30.

Дальнейшая эволюция взглядов Малкольма Икс шла именно по линии встраивания черного движения в Америке в глобальную черную антиколониальную революцию стран Третьего Мира. Он начал активно посещать Ближний Восток, встречался с Г.А. Насером, Ахмедом Бен Беллой, Кваме Нкрумой, принял вместо сектантского учения «Нации Ислама» аутентичный суннитский ислам, с почетом был принят в Саудовской Аравии. Малкольм Икс начал налаживать взаимоотношения и с Мартином Лютером Кингом. У черной Америки появился мощный политический лидер, способный влиять на внутриамериканские политические процессы в интересах стран Третьего Мира.

Вряд ли в этой связи может рассматриваться как случайность убийство Малкольма Икс 21 февраля 1965 г., списанное на лидеров «Нации Ислама» – Элайджу Мухаммеда и Луиса Фаррахана, проклявших «отступника». Малкольм Икс начал рассматриваться властями США как опасная уже в международном политическом масштабе фигура. Если в составе «Нации Ислама» он выполнял функцию радикального «спойлера» движения за гражданские права (создание ультрарадикальных организаций-спойлеров – норма для спецслужб всех стран мира и вряд ли ФБР при Герберте Гувере пренебрегло такой возможностью), то став коммуникатором с Третьим Миром Малкольм Икс приобрел крайне опасную в условиях геополитической турбулентности самостоятельность. Поэтому высказываемые сейчас в США гипотезы о причастности ФБР к гибели Малкольма Икс не удивляют31.

Так или иначе, косвенным результатом убийства Малкольма Икс стало то, что в сознании американского общества запечатлелись прежде всего его проповеди и выступления периода членства в «Нации Ислама» – черный расизм, сегрегационизм, установка на насильственный протест, а главное – рассмотрение всей социальной системы и исторического пути США как системно бело-расистских и в принципе не поддающихся перестройке.

Эти идеи Малькольма Икс инициировали позднейшие радикальные черные движения, а также сыграли большую роль в оформлении «критической расовой теории», ставшей теоретическим фундаментом BLM.


Загрузка...