1.1. Расовая проблема в США


Возникновение движения Black Lives Matter (BLM) связано со специфической расовой и социокультурной ситуацией, сложившейся в США по окончании гражданской войны 1861-1865 гг. в результате освобождения рабов. В результате прокламации президента Линкольна от 22 сентября 1862 г. изменился юридический статус более 3,5 миллионов чернокожих. Возник вопрос об их дальнейшем положении.

Сам Линкольн выступал за вывоз афроамериканцев назад на африканский континент, где еще в 1822 г. американскими противниками рабства было основано государство Либерия, предназначенное стать мостом для чернокожих американцев назад в Африку. Однако реализации этого плана мешали многие обстоятельства. Афроамериканцы были потомками угнанных в рабство представителей самых разных африканских племен, у них почти не осталось прежних этнических традиций, не говоря уж о реальных общинных структурах или языке. Хозяйственно-культурная адаптация афроамериканцев так же была завязана на капиталистическую экономику Соединенных Штатов. С другой стороны, южные штаты не могли обойтись без труда чернокожих, однако их белое население категорически отрицало возможность действительного равноправия бывших рабов.

Фактически в США сформировались две этническо-расовые общины: белое большинство и значительное черное меньшинство, имевшее районы компактного проживания как на юге страны, так и, во все возраставшей степени, на севере в районах крупных мегаполисов, превратившихся с годами в гетто13.

Попытки северян, сторонников республиканской партии, «янки» превратить равноправие чернокожих в инструмент своего политического контроля над южными штатами в конечном счете провалились14. Капитулировав в военном и политическом плане, южане продолжили борьбу в форме тайного движения, имевшего во многом парамасонский характер, – «Ку-Клукс-Клан»15. Это движение осуществляло террор как против прибывших с севера активистов-республиканцев, так и против чернокожих – политически активных или замеченных в преступлениях против белых. Целью «клана» провозглашалась защита жизни, безопасности и собственности белого населения южных штатов.

«Ку-Клукс-Клан» именовал себя «Невидимой империей» и имел законспирированную централизованную иерархию. Он объявлялся «Невидимой империей», которую «великий магистр», при котором состоял совет из 10 «гениев». Рядовые члены клана именовались «вампирами». Великим магистром был генерал Н. Б. Форрест официально отрицавший свою принадлежность к организации. Тем не менее он сообщал в прессе, что в штате Теннесси численность членов «Ку-клукс-клана» превышает 40 тысяч. По некоторым данным в клане состояло до 2 млн. человек. С 1865 по 1870 клановцы по данным Конгресса США совершили 15 тыс. убийств16.

Главной политической целью «клановцев» было сопротивление мероприятиям по «реконструкции» Юга, проводившимся после гражданской войны по инициативе Конгресса и ставшим особенно интенсивными после вступления в 1869 году в должность президента США генерала Улисса Гранта. Ответом Гранта стали жесткие мероприятия, включая принятие в 1871 г. закона о «Ку-Клукс-Клане»17. В 1871 г. первый «Ку-Клукс-Клан» был распущен его лидером Генералом Форестом, так как было объявлено, что он достиг большей части своих целей.

В ходе «Компромисса Тилдена-Хейса» в 1877 г. республиканский истеблишмент пошел на масштабные уступки обмен на отказ демократической партии, представлявшей в этот период интересы южан, добиваться признания победы на президентских выборах в США своего кандидата Сэмуэля Тилдена, набравшего большинство голосов. В результате этого компромисса южные штаты получили полуавтономное положение, в частности федеральное правительство отказалось от вмешательства в их расовую политику – на Юге начал формироваться режим расовой сегрегации. При этом в 1884 г. президентом США всё-таки был избран демократ Гровер Кливленд. «Кливленда обвиняли в том, что он вернул флаги Конфедерации, которые являлись боевыми трофеями армии Союза, южным штатам, и в том, что он выгнал из своей администрации 40% республиканцев-ветеранов Гражданской войны»18.

Режим сегрегации отсчитывает свое начало от закона Луизианы 1890 года, ограничивавшего права черных при поездках на железной дороге. В следующее десятилетие во всех штатах т.н. «Монолитного Юга» были приняты законы, ограничивавшие гражданские, политические и бытовые права чернокожего населения. Появились даже «закатные города», в которых пребывание чернокожих и цветных после заката было запрещено. Ограничивалась и служба черных в вооруженных силах США, что объяснялось их склонностью к дезертирству по расовым мотивам, проявившейся в ходе кампании 1899 г. на Филиппинах. Между Первой и Второй мировыми войнами ВМС США стали зоной, полностью зачищенной от чернокожих, им не без сопротивления разрешили служить лишь стюардами и уборщиками столовых.

«Афроамериканские деятели Юга практически не проявляли открытой негативной реакции в ответ на узаконивание практики расовой сегрегации в регионе. – отмечает Д.Н. Воробьев, – Причиной тому был не только страх, но и политика, проводимая общепризнанным афроамериканским лидером Б. Т. Вашингтоном, являвшегося директором популярного технического училища для «цветных» в городке Таскиги, штат Алабама. В своей знаменитой речи, произнесенной на международной выставке в Атланте в 1895 г., Вашингтон, осознавая, что белое сообщество Юга не было готово признать равенство двух рас, предложил межрасовый компромисс: в обмен на принятие чернокожим населением, пусть и на время, сегрегации и частичного лишения гражданских и политических прав, власти южных властей должны были содействовать образовательному и экономическому развитию афроамериканцев»19.

К середине ХХ столетия США, претендовавшие на роль ведущей демократической страны мира, оставались обществом с достаточно жесткой расовой сегрегацией, в котором в достаточно конфликтном режиме сосуществовали белая и черная общины. Единство и порядок обеспечивались прежде всего абсолютным доминированием белого большинства – угрожавшая белым криминальная активность чернокожих жестоко и, зачастую, даже без правовых формальностей подавлялась20. Характерным стало дело четырнадцатилетнего Джорджа Стинни, который был казнен в Южной Каролине 16 июня 1944 г. по обвинению в убийстве двух белых девочек. В 2014 г. приговор был отменен, однако невиновность или виновность Стинни так и не были в полной мере доказаны21.


Загрузка...