В 1950-60-е годы в положении афроамериканцев начали происходить значительные перемены. Началось движение за гражданские права, возглавляемое Мартином Лютером Кингом22. Борьба вокруг сегрегации в автобусах в Монтгомери (штат Алабама). Борьба вокруг школ Литтл-Рока (Арканзас). Характерно, что в этих и многих других случаях на стороне противников десегрегации выступало федеральное правительство, возглавляемое республиканцами. На защиту интересов чернокожих пускалась в ход армия США. Не исключено, что помимо собственно восстановления расовой справедливости республиканцы могли стремиться к подрыву влияния «южных демократов», контролировавших южные штаты.
Однако конечными выгодополучателями кампании за гражданские права стали северные либералы из демократической партии братья Кеннеди и Линдон Джонсон. В ходе политической борьбы 1960-70-х годов произошел своего рода «обмен оружием». Чернокожие начали массово голосовать за демократов как за либеральную антирасистскую силу. Белые «Южные демократы» во главе с губернатором Алабамы Джорджем Уоллесом начали раскалывать демпартию, что привело к её поражению на президентских выборах 1968, а затем начали дрейф в сторону республиканской партии. В конечном счете «демократический» Юг стал республиканским, мало того – оплотом республиканцев.
Движение черных за гражданские права во главе с Мартином Лютором Кингом с самого начала находилось под плотной опекой Уолтера Рейтера, могущественного профсоюзного босса, лидера UAW – Объединенного профсоюза работников автомобильной промышленности. Фактически именно Рейтер организационно стоял за активностью Кинга, был спонсором и организатором Марша на Вашингтон и других акций за права чернокожих. Целью Рейтера было превращение США в социал-демократическое государство. И движение чернокожих было лишь частью его более общего замысла.
Рейтер считался лицом, диктующим, по сути, политику президентам-демократам, Джону Кеннеди и особенно Линдону Джонсону. «Я не могу представить ничего более пагубного для этой нации, чем то, что любой президент обязан своим избранием и, следовательно, является пленником такого политического босса, как Уолтер Рейтер» – заявлял в 1960 г. вице-президент и республиканский кандидат в президенты Ричард Никсон23. А консервативный политик, кандидат от республиканцев на президентских выборах 1964 года Барри Голдуотер заявил, что Рейтер «был более опасен для нашей страны, чем Спутник или что-либо, что могла бы сделать Советская Россия»24.
Движение за гражданские права чернокожих во главе с Мартином Лютером Кингом было, таким образом, важным инструментом в политической борьбе в Вашингтоне в 1950-60-е годы, выступая в качестве своего рода тарана для американских либералов при революционном изменении ими политической повестки. При этом «афроамериканская мечта» самого Мартина Лютера Кинга состояла именно в интеграции двух сообществ, черного и белого, прежде всего за счет принятия черных в состав белого сообщества, признания их равноправия. Ю.М. Чантуридзе справедливо подчеркивает, что борьба за гражданские права чернокожих, в понимании Мартина Лютера Кинга, это «борьба за должное отношение к афроамериканцам в обществе: за избавление от сегрегации и дискриминации, уравнивание афроамериканцев и белых американцев в правах и признание их неотъемлемой частью популяции США»25.