– Помните, товарищи, что в воздухе надо чувствовать локоть друга.
Такими словами М.З. Бондаренко напутствовал летчиков-штурмовиков, которым было приказано нанести удар по вражескому аэродрому севернее Орла, где базировалось около 100 самолетов.
Это «чувство локтя» Бондаренко впоследствии объяснял так:
– Когда идешь в строю, думаешь о тех, кто с тобой рядом, стараешься не отбиться от них, пытаешься правильно угадать по малейшему покачиванию крыла, какой маневр изберет командир, чтобы тут же повторить его, как бы трудно ни было, – это и есть «слетанность».
В Великую Отечественную войну М.З. Бондаренко вступил, имея уже боевой опыт, полученный в войне с Финляндией. В составе 198-го штурмового авиационного полка он с сентября 1941 г. прикрывал дальние подступы к Москве на волоколамском участке Западного фронта. «Задерживая наступление гитлеровцев, – писал командир полка майор В.И. Туровцев, – Михаил Бондаренко показал себя отважным и мужественным летчиком. В сложных метеорологических условиях он выводил группу на цель, внезапными атаками штурмовал автоколонны, танки, автоцистерны с горючим, уничтожал вражескую пехоту».
Вот лишь несколько конкретных примеров действий отважного летчика-штурмовика. 4 октября 1941 г. звено под командованием Бондаренко двумя повторными вылетами нанесло удар по мотомеханизированной колонне противника в районе Сергеевка, Батурино, уничтожило и вывело из строя до 8 танков, а также уничтожило 6 автоцистерн, более 10 автомобилей и до 30 солдат. 5 октября его звено под сильным огнем зенитной артиллерии противника атаковало на дороге Белый – Демехи – Батурино мотомеханизированную колонну. При этом было уничтожено и выведено из строя 7 танков, 14 автомашин, 160 солдат и офицеров. 16 октября, сдерживая противника на подступах к Москве по дороге Лотошино – Шаховская, звено Бондаренко уничтожило 2 танка, 15 автомобилей и одну автоцистерну.
Командир 198-го штурмового авиационного полка полковник М.И. Горлаченко, представляя 29 октября 1941 г. младшего лейтенанта Бондаренко к званию Герой Советского Союза, отмечал:
«В дни Великой Отечественной войны командир звена ИЛ-2 БОНДАРЕНКО М.З. показал себя мужественным и бесстрашным летчиком командиром, водящим в бой с фашистами свое звено. С 6.9 по 27.10 БОНДАРЕНКО лично сделал 33 боевых вылета, налетал 33 часа. Несмотря на трудные метеоусловия полета, всегда точно выходил с своим звеном на цель и обрушивал смертоносный груз на головы фашистов. За время с 6.9 по 27.10 он лично уничтожил и вывел из строя около 30 танков, 65 автомашин с грузом и людьми, 15 автоцистерн, 12 орудий и пулеметов, 750 фашистских солдат и офицеров и около 100 повозок с людьми и грузом.
На аэродроме МИЧКОВО 22.10 уничтожил 4 самолета хеншель-126. За этот период имел 9 прямых попадания снарядов в свой самолет, имея пробитыми плоскости, руль глубины, руль поворота, водяную систему, несмотря на это БОНДАРЕНКО приводил свой самолет и производил посадку на своем аэродроме. После восстановительного ремонта самолет, пилотируемый БОНДАРЕНКО, снова громил скопления фашистских гадов. За боевые заслуги в борьбе против фашистов два раза представлялся к правительственной награде орденом Красная звезда и орденом Красное знамя. Награжден ценным подарком командующим ВВС Западного фронта».
Командир 31-й смешанной авиационной дивизии генерал-майор авиации С.И. Руденко, в состав которой входил полк, поддержал это ходатайство. Однако командующий ВВС Западного фронта генерал-лейтенант авиации Ф.Г. Мичугин был иного мнения: «Достоин награждения Высшей Правительственной награды – орденом “Ленина”». Приказом командующего Западным фронтом генерала армии Г.К. Жукова от 5 декабря 1941 г. младший лейтенант Бондаренко был награжден орденом Ленина.
16 апреля 1942 г. полковник М.И. Горлаченко повторно представил теперь уже лейтенанта Бондаренко к присвоению звания Героя Советского Союза. «Обладая отличными качествами летчика, в боях с фашизмом показал себя отважным и мужественным летчиком, – говорилось в наградном листе. – Несмотря на сложные метеоусловия полета, всегда уверенно и точно выводил группу на цель и внезапными атаками громил фашистских извергов…» И далее в документе перечислялись заслуги Михаила Захаровича, в том числе и те, о которых говорилось в первом представлении. Кроме того, командир полка писал: «…Работая во второй авиаэскадрильи с командира звена вырос до командира эскадрильи. И успешно справляется с боевой работой. Его эскадрилья, действуя по переднему краю на участке 43, 49, 50 и 5 армий, имеет с 1.3 по 15.4.42 года 128 боевых вылетов с налетом 135 часов, уничтожив до 900 человек фашистской пехоты, 36 автомашин, 5 танков, 51 повозку, 24 зенитных установки, 14 зенитных и полевых орудий, 15 самолетов разных типов на аэродроме Нов. Село. Выполнение боевых задач и их эффективность подтверждаются истребителями 1-го гвардейского и 187 иап, 236 и 510 ИАП[16], командованием 33, 29, 22 армий, 5, 49, 43 и 50 армий, командованием Западного фронта, наградившим Бондаренко ценным подарком…»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 г. Бондаренко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Все эти достижения не были случайными. Еще в авиационной школе Михаил Захарович отличался своим добросовестным отношением к учебе. «Дисциплина хорошая. Решителен, – отмечалось в одной из характеристик. – Самостоятелен. Физически развит хорошо. Ориентируется в воздухе отлично. Стрельба по наземным целям – отлично».
В августе 1942 г. девятка штурмовиком под командованием Бондаренко вылетела на боевое задание. Когда до аэродрома оставалось не более 20 километров, на горизонте показались вражеские истребители «фокке-вульфы», которые атаковали штурмовики. Командир группы приказал летчику В.А. Малинкину отвлечь истребителей противника от основных сил, чтобы дать им возможность нанести удар по аэродрому. По приказу Михаила Захаровича остальные штурмовики под сильным зенитным огнем врага начали штурм аэродрома. Через минуту он покрылся вспышками взрывов. Затем в небо взметнулось огромное пламя. Это взорвался ангар с самолетами. Одновременно одна за другой были поражены несколько зенитных огневых точек. Задание командования было успешно выполнено. До 20 подбитых самолетов горело на аэродроме. Штурмовики начали разворот, чтобы следовать на свою базу. В это время их атаковали два «фокке-вульфа». Не меняя курса, Бондаренко открыл огонь по одному из истребителей и сбил его. Повреждения получил и самолет Михаила Захаровича: разбит задний бензобак, подбит мотор. Машина загорелась. Спасая ее, летчик сделал несколько виражей, что позволило сбить пламя. После этого он благополучно сел на свой аэродром.
В июне 1943 г. ночные бомбардировщики противника на центральном участке фронта активизировали свои действия, выводя из строя предприятия и железнодорожные станции, разрушая аэродромы и склады. Штурмовой авиации было приказано уничтожить аэродромы врага, с которых поднимались ночные бомбардировщики. После обнаружения одного из таких аэродромов в районе поселка Сеща группа штурмовиков в составе 12 самолетов Ил-2 под командованием майора Бондаренко с наступлением темноты вылетела на боевое задание. На пути к цели группа была встречена сильным заградительным огнем зенитной артиллерии и большой группой вражеских истребителей. «Оказавшись в огневом мешке, – вспоминал Михаил Захарович, – наши штурмовики не потеряли боевого порядка». Однако пришлось отказаться от ранее принятого плана и действовать согласно обстановке. Бондаренко умелым маневром поднял свою группу вверх и оттуда нанес удар по аэродрому. Удар оказался весьма эффективным. Из строя было выведено около 20 самолетов, взорван ангар и склад с боеприпасами, подожжены более 10 цистерн с горючим. Штурмовики стали возвращаться на свою базу. И тут их атаковали более десятка истребителей «фокке-вульф». Самолет Михаила Захаровича был поврежден, сильно пострадал киль, отбит один элерон, заклинило руль глубины. Однако он продолжал руководить своими подчиненными и вместе с ними приземлился на ближайшем аэродроме в прифронтовой полосе.
Однажды два штурмовика под командованием Бондаренко внезапно атаковали автоколонну противника, которая по проселочной дороге двигалась к фронту. Автомобили остановились. Из кузовов стали выпрыгивать немецкие солдаты. Но немногим удалось уйти от точных пулеметных очередей штурмовиков. Выполнив задачу, они повернули к своему аэродрому. В это время со стороны солнца наперерез им вышли шесть вражеских истребителей. Несмотря на численное превосходство противника и отсутствие прикрытия со стороны своих истребителей, Бондаренко, умело маневрируя, сбил один из самолетов врага и сразу же поспешил на помощь товарищу. Но тут штурмовик содрогнулся от удара. Глаза Михаила Захаровича заволокло туманом, он почувствовал, как лицо обрызгало горячим маслом из поврежденного мотора. Машинально потянул ручку управления на себя, но она не подчинялась: нарушены блоки управления. На помощь пришел второй штурмовик, который, то вырываясь вперед, то вновь возвращаясь назад, показывал направление полета. Оба штурмовика благополучно добрались до своего аэродрома. «Если вдуматься, то запоминаешь больше всего не то, что сделал сам. Запоминаешь то, что сделал для тебя в трудную минуту товарищ», так писал Бондаренко в статье «Они помогли мне в бою», опубликованной в «Известиях» 17 августа 1944 г. Это слова благодарности летчику, верному товарищу С.Н. Шитикову.
Дважды Герой Советского Союза маршал авиации А.Н. Ефимов, характеризуя М.З. Бондаренко, в своих мемуарах «Над полем боя» писал:
«Это был смелый и знающий боевой летчик. Обладал он к тому же редким даром: без назиданий и нравоучений умел передать молодым пилотам дорогой фронтовой опыт. То, что Бондаренко рассказывал, в то время нельзя было найти ни в одной книге. Опытный воздушный боец дотошно разбирал с нами тактику штурмовиков при полете к цели, в момент отражения атак вражеских истребителей, нанесения штурмовых ударов по объекту. Иной раз начинал рассказ с того, какими способами можно восстановить ориентировку, если летчик вдруг временно потерял ее в воздушном бою. И на каждый случай у майора Бондаренко были припасены убедительные примеры грамотных действий летчиков именно нашего полка. Об отважном штурмовике майоре Бондаренко – умелом воспитателе и чутком товарище – нам рассказали летчики при первой встрече. Слава о его боевых делах давно перешагнула границы нашей штурмовой дивизии. Человек удивительной храбрости в небе, он был скромен и даже застенчив в обыденной жизни. А вот о людях беспокоился больше всего. Он всегда был готов помочь каждому, кто к нему обратится. Поздно ночью, закончив расчеты на предстоящий боевой вылет, штурман обычно одним из последних приходил в землянку и валился на нары, чтобы утром снова продолжить свою многотрудную работу. В бою летчик преображался. Вера в оружие, воля к победе, точный расчет и неотразимый удар всегда приносили успех майору Бондаренко. Словно ураган, проносился он над объектом на малой высоте, неся гибель врагу. Многотонный штурмовик был удивительно послушен этому летчику на крутых разворотах боевого пилотажа. Разгоряченный боем, Михаил Захарович обычно сразу же после вылета анализировал действия каждого пилота, давал советы, указывал на промахи. Умел он внушить своим ведомым уверенность в победе над сильным и коварным врагом».
24 августа 1943 г. за последующие 106 боевых вылетов, уничтожение в группе 20 самолетов врага на аэродроме Сеща майор Бондаренко был награжден второй медалью «Золотая Звезда». Последний свой боевой вылет он совершил в ноябре 1943 г. перед выездом на учебу в Военно-воздушную академию. Успешно окончив академию, Михаил Захарович, командовал авиационным полком. Отважный штурмовик трагически погиб в июле 1947 г., утонув во время купания в реке Одер.