Часть первая Погружаемся в гейм-дизайн

Глава 1 Основы основ

Успех достигается не таинствами или волшебством; он естественным образом возникает из последовательного применения базовых принципов.

– Джим Рон, американский предприниматель

Чем занимается гейм-дизайнер?

Попробуйте вспомнить самый яркий момент жизни, связанный с играми. Где и с кем вы были? Почему именно этот момент? Чем он вам запомнился?

Может, в решающее мгновение вам удалось вырвать победу (или, наоборот, вы проиграли)?

Может, вы просто отлично провели время с друзьями и близкими?

Или, может, вы настолько вышли из себя, что смели все со стола?

Обратите внимание, что вы наверняка отчетливо помните эмоции, которые испытывали в то мгновение. Это еще раз доказывает: в играх важны не только правила и компоненты, но и обстановка, компания, а также ожидания игроков. И обо всем этом должен позаботиться гейм-дизайнер.

Отсюда следует простейшее определение профессии: задача гейм-дизайнера – как, скажем, писателя или режиссера, – подарить аудитории эмоции.

При этом игры очень отличаются от других видов искусства.


1. У игр есть игроки.

2. У игр есть правила.

3. Игры интерактивны.


Теперь мы можем дать более полное определение того, чем занимается гейм-дизайнер.

Гейм-дизайнер, используя взаимодействие игроков с правилами, создает эмоциональный опыт для аудитории.

Основная часть аудитории – конечно же, игроки, однако это могут быть и зрители (взять, к примеру, телевикторины, спортивные матчи и т. п.). Многие игры изначально ориентированы на просмотр или стриминг (речь, прежде всего, о киберспорте, популярность которого растет с каждым годом). Это разделение касается любой категории игр, но в рамках книги мы сосредоточимся именно на игроках.

Что отличает великого гейм-дизайнера?

«Великий» гейм-дизайнер способен предугадать реакцию игроков на созданные им правила. Для этого необходима определенная степень эмпатии и понимание, зачем люди вообще играют в игры.

«Великий» гейм-дизайнер также способен предугадать, какие действия предпримут игроки и какие эмоции при этом испытают.

Кто-то из вас наверняка поморщится и спросит: «Мы что, будем говорить о чувствах?» Да, будем, и никуда нам от этого не деться. Работа гейм-дизайнера – манипулировать чувствами, эмоциями игроков. И чтобы выполнять эту работу хорошо, для начала ему нужно научиться разбираться в своих чувствах и эмоциональных откликах.

Так что готовьтесь выйти из зоны комфорта!

Как стать великим гейм-дизайнером?

Чтобы стать великим, гейм-дизайнеру необходимо много практики и вдумчивый ее анализ. Начать следует с трех базовых привычек:


1) как можно больше играть в игры;

2) смотреть, как другие люди играют в игры;

3) замечать, какие эмоции возникают во время игры.


Благодаря этим привычкам вы научитесь интуитивно понимать, что хорошо, а что плохо. А благодаря умению анализировать поведение и отклик игроков (как явный, так и неявный) вы сможете превращать свои задумки в гениальные игры.

С чего начать?

Какие бы игры вы ни хотели разрабатывать в будущем, осваивать искусство гейм-дизайна лучше всего на традиционных настольных играх, например карточных.

Главный плюс таких игр в низкой стоимости итераций. Вы можете придумать идею, протестировать ее и получить обратную связь практически без затрат. Так вы увидите, какие решения работают, а какие нет, и тем самым разовьете свои дизайнерские навыки.

Не менее важно также играть в самые разные игры (даже плохие). Лучше всего начать с любимых игр и попытаться понять, чем именно они вам нравятся. Обращайте внимание на яркие эмоции, положительные и не очень, которые возникают у вас и у других игроков. Задайте себе вопрос: что вызвало эти эмоции и каким образом их можно воспроизвести (или, наоборот, избежать) в вашей собственной игре?

Главнейшее понятие в гейм-дизайне

Первым делом будущий профессионал должен усвоить ключевое понятие в гейм-дизайне: «базовый цикл разработки», которым пользуются все без исключения великие разработчики. Даже если вы никогда прежде ничего не создавали, благодаря этому основополагающему алгоритму вы с легкостью создадите свой первый дизайн.

Базовый цикл разработки включает в себя шесть этапов.


1. Задумка: понять, какой эмоциональный опыт вы ходите создать.

2. Конкретизация: сформулировать основные параметры и поставить сроки.

3. Мозговой штурм: зафиксировать идеи на бумаге.

4. Прототипирование: воплотить идеи на практике.

5. Тестирование: проверить, что работает, а что нет.

6. Итеративный поиск: используя полученный опыт, приступить к новому циклу.


Общий принцип таков: чем быстрее вы проходите цикл за циклом (и, соответственно, чем больше у вас итераций), тем лучше будет игра. В следующей части книги мы рассмотрим каждый этап подробно.

Глава 2 Первые шаги

Путь в тысячу ли начинается с первого шага.

– Лао-цзы, древнекитайский философ

Задача этой книги – помочь вам стать великим гейм-дизайнером. Здесь собран весь опыт, который я накопил за 20 лет работы, а также почерпнул из бесед с ведущими профессионалами. Мы еще дойдем до советов и хитростей, но начать необходимо с азов. Эта глава адресована в первую очередь тем, кто мечтает создавать игры, но еще не претворил свою мечту в жизнь. Как и в любом путешествии, самый важный и самый трудный шаг – первый.

Почему начинать так тяжело? Как бы сильно нам ни хотелось разработать игру, открыть свое дело или добиться чего-то, мы всегда откладываем первые шаги до «лучших времен». А они все не настают. Сколько бы приемов, техник и методик мы ни изучили, нам постоянно что-то мешает. Постепенно нас начинает мучить совесть: чем дольше мы откладываем осуществление своей мечты, тем больше стыда ощущаем. Чем больше стыда мы ощущаем, тем дольше откладываем осуществление мечты. Порочный круг.

Звучит знакомо? Догадываетесь, в чем причина?

Все очень просто: мы боимся.

Страху подвержен каждый из нас. Обычно считается, что оправдан лишь страх, связанный с угрозой жизни, однако это не так. Страх потерпеть неудачу или опозориться не менее рационален, потому что вероятность этих событий в современном мире гораздо выше, чем вероятность потерять конечность или погибнуть. Этого не надо стыдиться! Вы не одиноки. Даже состоявшимся дизайнерам, у которых за плечами немало успешных проектов, страшно представлять на суд публики что-то новое. Борьба со страхом длится всю жизнь, и я расскажу, как выйти из этой борьбы победителем.

Чтобы одолеть страх, первым делом его нужно распознать. У страха обычно два источника: самолюбие и непредсказуемость.



Давайте рассмотрим каждый источник по отдельности и разберемся, как с ними совладать.

Самолюбие

Сколько раз, когда появлялась новая игра, изобретение или продукт, вы слышали «Эх, а ведь у меня была такая же идея…»? А сколько раз сами так говорили?

Гениальные идеи возникают у всех. Идиотские, впрочем, тоже. Озвучивая свои идеи, вы рискуете услышать, что они не так уж и хороши. Случалось ли вам делиться со знакомыми идеей или своим творчеством, а потом выслушивать, как все плохо? Что вы тогда чувствовали? Не отбило ли это у вас напрочь желание чем-то делиться?

Мы склонны привязывать ценность своей личности к ценности идей и из-за этого думаем: «Если моя идея плоха, то и я ничтожество». Неудивительно, что многие боятся критики как огня! Гораздо безопаснее держать идеи при себе и никому не показывать, чем слушать, как другие разбирают их по косточкам. Однако, не рискуя, вы никогда не узнаете, хороша ваша задумка или плоха.

Как преодолеть самолюбие

Прежде всего, не связывайте самооценку со своими идеями. Перестаньте относиться к ним как к «детищу». Представьте, будто вы пересказываете то, что услышали от случайного знакомого. Если идея кажется хорошей, значит, стоит попробовать воплотить ее в жизнь. А если она плоха, то вы не виноваты. Подбирая гейм-дизайнера в команду, я скорее возьму того, кто предложит 20 идей, из которых только две окажутся стоящими, чем того, кто не предложит вообще ни одной. Кстати говоря, нередки случаи, когда хорошие идеи вырастают из ранее забракованных.

Хороший гейм-дизайнер черпает идеи отовсюду и постоянно их тестирует, даже если они не работают. Чуть позже я объясню, почему это единственно возможный способ стать дизайнером! Перестаньте идентифицировать себя со своими идеями, а ощутите себя в состоянии вечного поиска. С этого начинается мышление гейм-дизайнера.

Задание

Запишите 10 задумок для игр. Не пытайтесь оценить, насколько они хороши или плохи – просто придумайте и запишите. Приступайте, я подожду. Это задание займет не более 10 минут, но поможет вам избавиться от страха выдать неудачную идею. Видя плохую задумку, вы автоматически захотите предложить что-то получше, и в будущем это станет удаваться все легче.

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________


Дополнительное задание: выполняйте это упражнение каждый день в течение недели. Получившиеся списки не выбрасывайте; они еще пригодятся.

Непредсказуемость

Человек от природы ленив. На умственную деятельность расходуется свыше 20 % энергии тела, так что избегать лишних затрат вполне логично. Такая экономия ресурсов сильно помогла нам в процессе эволюции. Зачем тратить ценные ресурсы на необязательную работу? Например, зачем тратить время на какое-то дело, если его исход нельзя предугадать? Делай то, в чем заранее уверен, – подсказывает нам логика, – и все будет хорошо.

Придерживаться привычного распорядка здорово, когда ты всего добился, но если своей цели (скажем, создавать гениальные игры – и зарабатывать на этом) ты еще не достиг, то придется выйти из зоны комфорта и посмотреть в лицо неизвестности.

Творчество непредсказуемо по определению. Творческая деятельность сама по себе сводится к тому, что вы соединяете сущности, которые до вас никто не соединял. Делать то, чего никто еще никогда не делал, страшно! А если конечная цель (например, изданная игра на полках магазинов) к тому же отдалена во времени, от страха начинает сводить живот, и мы инстинктивно переключаемся на нечто более безопасное, скажем, на видео с котиками на YouTube. Даже при наличии четкого плана действий нет никаких гарантий, что результат оправдает ожидания. На первых порах вас регулярно будут одолевать тревоги и сомнения.

Загрузка...