Глава 3 Главный принцип руководства, данный Христом

…Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

Мк. 10:43,44

Зная о том, что в церкви столь необходимы компетентные руководители, мы можем предположить, что в Библии довольно часто используется слово «руководитель». На самом деле это не так. В английском переводе Библии (имеется в виду версия короля Якова, King James Bible, которой в основном пользовалось мое поколение) слово «руководитель» (англ. leader) встречается только шесть раз. Гораздо чаще люди, выполняющие руководящую роль, называются слугами или рабами. Нигде не написано: «Моисей, руководитель Мой», однако нередко можно прочитать: «Моисей, раб Мой». И это полностью соответствует учению Иисуса Христа1.

Иисуса совершенно справедливо можно назвать революционером. Хотя Он не был зачинщиком бунта или партизанской войны, его учение о принципах руководства было крайне революционным. Слово «раб», как правило, предполагает низкий социальный статус, презрение, неуважение со стороны окружающих. Мало кто будет вдохновлен подобной перспективой. Но когда Иисус использовал слова «раб», «слуга», они обещали величие. И это было совершенно необычным, революционным учением.

Иисус Христос учил, что царство Божье – это такое общество, где каждый человек служит остальным. Апостол Павел писал в том же духе: «Любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Наше служение любовью должно также распространяться на мир вокруг нас, нуждающийся в помощи. Однако в большинстве церквей только немногие верующие несут это бремя.

Иисус прекрасно знал, что образ руководителя в качестве «любящего всех слуги» многим придется не по вкусу. Гораздо чаще мы озабочены тем, чтобы удовлетворить свои личные нужды и защитить свои интересы. Но ко всем, кто желает стать руководителями в Божьем царстве, у Него существует определенное требование: «быть слугой».

В Евангелии от Марка особенно ярко проявляется, насколько отличаются наши привычные понятия о руководителях от учения, которое провозгласил Иисус: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» (Мк. 10:42,43).

Это учение было столь необычным и захватывающим, что даже те, кто был ближе всех к Иисусу, его ученики Иаков и Иоанн, попытались с помощью своей матери обеспечить себе руководящие должности в грядущем Царстве, пока остальные десять учеников не получили того, что им причиталось. Эти двое очень серьезно отнеслись к обещанию Иисуса о том, что Его последователи сядут на престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19:28), однако неверно поняли, каким образом они там окажутся.

Несмотря на Свою любовь к Иакову и Иоанну, Иисус сразу же положил конец их амбициям: «Не знаете, чего просите», – был Его ответ. Ученики стремились к славе, но не к чаше позора; к венцу, но не к кресту; к руководящей роли, но не к роли слуги. Этот случай Иисус использовал, чтобы объяснить два принципа руководства, о которых никогда не должна забывать церковь.


1) Избранность духовных руководителей. «А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10:40).

Обычно люди считают иначе: высокое положение в обществе и слава предназначены для того, кто приготовил себя к этому и своим усердным трудом этого добился. Но в этом наши людские представления и учение Иисуса коренным образом отличаются. Бог Своей властью распределяет церковные должности и служения между верующими. В одном из английских переводов Библии этот стих звучит так: «Бог даст эти места тем, для кого они приготовлены» (The Good News Bible).

Богословское образование или ученая степень еще не являются гарантией того, что человек сможет нести эффективное служение духовного руководителя. Хотя и образование играет немаловажную роль, но все же обратите внимание на слова Иисуса, обращенные к Его ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Ин. 15:16). Божье избрание вселяет необыкновенную уверенность в сердца христианских служителей. Мы можем с полным правом сказать: «Я здесь не потому, что меня избрал какой-то человек или группа людей, но благодаря тому, что всемогущий Бог назначил меня на эту должность».


2) Страдание – удел духовных руководителей. «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10:38).

Иисус не старается уклониться от прямого ответа или смягчить суровую реальность. Он совершенно ясно и откровенно называет цену служения в Его царстве. Эта задача столь грандиозна и трудна, что все, кто решил посвятить себя ей, должны быть всегда наготове, должны обладать сердцами, жаждущими следовать за Господом до самого конца.

На вопрос Иисуса ученики ответили легкомысленно: «Можем». Как смутно, должно быть, представляли они себе, что их ждет! Однако Иисус прекрасно знал, что будет впереди. Ученики и на самом деле будут пить из чаши и познают крещение: Иаков будет казнен, а Иоанн окончит свои дни в изгнании.

Если ученики мечтали стать руководителями со всеми сопутствующими льготами и привилегиями, то Иисус сразу же избавил их от иллюзий. Огромным потрясением для них оказалось то, что величие приходит от служения другим, а руководство – от порабощения себя всем.

В Евангелиях записан лишь один случай, когда Иисус сказал, что Он дал пример Своим ученикам, и это было после того, как Он омыл им ноги (Ин. 13:15). Лишь однажды после этого в Новом Завете автор предлагает пример, которому надо следовать, и это пример страдания Христа (1 Пет. 2:21). Служение другим и страдания тесно взаимосвязаны в учении и жизни нашего Господа. Одно без другого не может существовать. А кто из нас может назвать себя служителем более великим, чем Господь?

Дух служения

Учение Иисуса о служении и страданиях было предназначено не только для того, чтобы призвать к хорошим поступкам. Иисус стремился передать ученикам понимание внутреннего настроя на служение, этого чувства истинного личного посвящения, которое Он выразил в Своих словах: «Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22:27). Известно, что за чьими-то добрыми делами вполне могут стоять мотивы, совершенно не связанные с духовными помыслами.

В гл. 42 Книги Пророка Исаии мы читаем о том, каким будет Мессия, совершенный слуга Божий, и какие мотивы будут Им руководить. Израиль не был в состоянии жить в соответствии с этими стандартами, но Мессия должен будет преуспеть в этом. И принципы Его жизни должны стать примером для нас.


Зависимость от Бога. «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку» (Ис. 42:1а). В этом стихе говорится о грядущем Мессии. Иисус исполнил пророчество, лишив Себя божественных привилегий: Он «уничижил Себя Самого» (Флп. 2:7). Он отказался от всех преимуществ божественной природы и стал зависимым от Своего Небесного Отца. Он полностью стал человеком, обрел человеческую природу. В этом заключен поразительный парадокс: когда в смирении мы отказываемся от собственного «я» и становимся зависимыми от Бога, Святой Дух начинает нас использовать.


Благоволение Бога и желание служить. «Избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя» (Ис. 42:16). Бог благоволил Своему слуге Иисусу и полностью одобрял Его. Это благоволение было взаимным: в другом отрывке из Ветхого Завета, где тоже говорится о будущем приходе Мессии, написано: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» (Пс. 39:9).


Скромность. «Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах» (Ис. 42:2). Божий слуга не будет стараться быть на виду, не будет честолюбивым – наоборот, Его служение будет проходить как будто в тени, держаться он будет скромно и непритязательно. Как это не похоже на высокомерие и пустое бахвальство столь многих современных деятелей как в церкви, так и среди неверующих!

Именно в этом искушал Иисуса дьявол, пытаясь убедить Его совершить прыжок с крыши храма, который при успешном приземлении наверняка принес бы Иисусу немалую известность (Мф. 4:5). Однако Иисус не стремился к славе, поэтому и не поддался искушению.

Иисус совершал Свой труд так смиренно и ненавязчиво, что сегодня многие даже сомневаются в Его существовании. В этом Он показал нам Собой Бога таким, каким называет Его Исаия: «Истинно Ты – Бог сокровенный» (Ис. 45:15). Этим качеством обладают, похоже, все обитатели небес. В том числе и херувимы, ангелы-служители Божьи: из своих шести крыл четыре они используют, чтобы покрывать свои ноги и лица. Они довольствуются скромным, сокровенным служением.


Чуткость. «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42:3). Божий слуга умеет сопереживать, с сочувствием и пониманием относиться к тем, кто ошибается. Практически всегда допустивший хотя бы один промах рискует оказаться под осуждением своих товарищей. Но совершенный Слуга не унижает слабых и ошибающихся. Он лечит раны и раздувает слабый огонек в жаркое пламя.

Многие из нас, христиан, когда замечают кого-то, чья жизнь окончательно загублена, стараются обойти такого человека стороной. Мы предпочитаем найти более достойное наших дарований служение, чем заниматься проблемами тех, кому не повезло, кто слаб и ни на что не способен. Но Бог считает, что поднимать и возвращать на путь истинный тех, кто подавлен и повергнут в прах – достойное занятие.

Как, должно быть, слабо горел огонек в душе Петра, когда он трижды отрекся от Своего Господа! Однако на день Пятидесятницы он ослепительно сиял: Божий совершенный Слуга превратил несчастье и унижение в ярчайшее пламя.


Оптимизм. «Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда» (Ис. 42:4). Руководство людьми и пессимизм совершенно несовместимы. Надежда и оптимизм – необходимые качества для Божьего слуги, который ведет борьбу с силами тьмы за души людей. Настоящий Божий слуга не теряет надежды, пока полностью не завершен Божий труд.


Помазание. «Положу дух Мой на Него» (Ис. 42:16). Всех этих качеств – зависимости, благоволения, скромности, чуткости и оптимизма – еще недостаточно для выполнения поставленной задачи. Без сверхъестественного Божьего благословения эти качества – лишь пыль. Поэтому Дух Святой сошел, чтобы пребывать в совершенном Слуге. «Вы знаете… как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя…» (Деян. 10:37,38). Служение Иисуса Христа началось после крещения, когда на Него сошел Дух Святой. И затем Его служение потрясло весь мир!

Считаем ли мы себя более великими, чем наш Господь? Можем ли мы нести эффективное служение без того, чтобы на каждом шагу в нас совершал работу Дух Святой? Бог предлагает нам то же помазание, которое получил Иисус. Пусть каждый из нас научится следовать за великим Слугой и получит Духа, Который будет открывать нам Господа все глубже и глубже.

Примечание

1. Paul S. Rees, “The Community Clue”, Life of Faith, 26 September 1976, 3.

Загрузка...