Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
А ты просишь себе великого: не проси…
Большинство христиан стараются сдерживать в себе желание руководить другими, находиться во главе. Они спрашивают себя, правильно ли поступает христианин, когда он стремится стать руководителем? Ведь лучше, если не человек займет желаемую должность, а, наоборот, должность сама найдет подходящего человека, не так ли? И разве не из-за своего тщеславия и амбиций отдельные церковные служители, безупречные во всех других отношениях, сбились с верного пути, став жертвой искушения властью, с помощью которого сатана пытался обмануть Христа? Один из персонажей Шекспира, кардинал Булей, в разговоре с выдающимся английским генералом произнес слова, заключающие в себе бесспорную истину:
Отринь тщеславье, Кромвель, заклинаю!
Ведь этот грех и ангелов сгубил.
Как может человек, творца подобье,
В грехе таком найти пути к спасенью?[1]
Разумеется, христиане в своей жизни должны избавляться от определенных желаний и стремлений. Однако необходимо признать, что некоторые жизненные устремления не только допустимы, но и достойны всяческого уважения и поощрения. Стихи из Библии, приведенные в начале главы, как кажется на первый взгляд, говорят о несовместимых вещах: в одном из них поощряется желание быть руководителем, в другом стремление к чему-либо великому осуждается. В случае, когда наши стремления и желания могут принести пользу в христианском служении, помогут нам полностью раскрыть потенциал, данный нам Богом, стоит принять во внимание эти стихи и выяснить, есть ли тут противоречие.
Отчасти это кажущееся несоответствие объясняется тем, что ситуация во времена апостола Павла во многом отличалась от ситуации в наши дни. Читая о том, что стремление быть руководителем – это достойное стремление (дословно: «доброе дело»), мы представляем себе то уважение, которым пользуются сегодня церковные руководители. Но совсем иное означало это для Павла. В христианской церкви тех дней должность епископа была связана с немалым риском и серьезной ответственностью. В награду за свою деятельность люди, стоящие во главе церкви, сталкивались с многочисленными трудностями, непониманием и презрением окружающих. Во времена гонений на христиан первыми жертвами становились именно те, кто руководил церковью.
При таком положении руководителей в церкви утверждение Павла вряд ли могло быть использовано в качестве оправдания теми, кто просто хотел занимать почетную должность в церкви. У обычных мошенников не хватило бы духу решиться посвятить себя такому опасному служению. В течение первого века существования христианства даже самые стойкие верующие нуждались в поддержке и ободрении, чтобы отважиться вести за собой церковь. Поэтому Павел заявляет, что епископство – это «доброе дело».
Сходная ситуация наблюдается и сегодня в некоторых странах. Мы знаем, что в Китае постоянно происходят гонения на христиан со стороны коммунистов, и главный удар принимают на себя руководители церквей. В Непале пастора одной из церквей держали в заточении в течение многих лет после того, как рядовых членов церкви выпустили на свободу. В современном мире есть страны, где руководство церковью – это задача не для тех, кто ищет постоянный доход и благоприятные рабочие условия.
Павел призывает нас принять участие в самой важной работе, которую только можно себе представить: руководство церковью. Если наши побуждения чисты, то эта работа обеспечит нам пожизненную, нетленную прибыль. Во времена апостола Павла лишь истинная любовь к Богу и искреннее стремление помочь церкви могли побудить людей становиться руководителями. Но сегодня во многих странах, где руководящие церковные должности связаны с уважением, материальным достатком и рядом привилегий, христиане стремятся к руководящей должности, движимые совсем иными мотивами, желая возвыситься для собственного блага.
Вот по какой причине Иеремия дает Варуху очень простой и мудрый совет: «А ты просишь себе великого: не проси» (Иер. 45:5а). Пророк не заявляет, что все стремления к великому подлежат осуждению, он только указывает на то, что неправильные побуждения могут исказить любое стремление, сделав его эгоистичным: «просишь себе великого». Желание быть великим, желание руководить – это не грех. Природа ваших стремлений определяется причинами, по которым вы стремитесь к чему-либо. Иисус никогда не осуждал высокие устремления, желание добиться успеха в своем деле. Вместе с тем Он осуждал те стремления, которые были основаны на неверных мотивах.
Каждый христианин призван постоянно развивать в себе способности и дарования, заложенные Богом, чтобы в течение своей жизни нести служение в церкви наилучшим образом. Однако Иисус учит нас, что нельзя основывать стремления на своей личной выгоде. Однажды епископ Стивен Нилл, известный наставник миссионеров, в разговоре с молодыми служителями, которые готовились принять духовный сан, заявил: «Я считаю, что честолюбие практически всегда приводит к греху обычных людей. Я также уверен, что для христианина честолюбивые помыслы – это несомненный грех, а для духовного служителя – грех совершенно непростительный, опаснее любого другого»1.
Стремления, основой которым служит Божья слава и благополучие церкви, могут принести огромную пользу в служении.
Слово «амбиция» было заимствовано из латинского языка, где оно обозначало активную деятельность человека в целях повышения в звании или продвижения по службе. Значение этого слова предполагает, что человек должен быть на виду у всех, пользоваться общим одобрением, быть популярным, иметь авторитет у окружающих. Следовательно, человек, имеющий амбиции такого рода, стремится к власти, которая связана с материальным благополучием и влиянием на других. На такие эгоцентричные амбиции Иисус никогда не тратил времени. Истинный духовный руководитель не станет стремиться к «продвижению по службе».
В ответ на честолюбивые устремления Своих учеников Иисус открыл им новый взгляд на то, что такое власть: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:42–44). В одной из последующих глав мы подробнее остановимся на этом удивительном заявлении Иисуса.
В самом начале своей работы каждый церковный руководитель обязан уяснить для себя основополагающий принцип духовного руководства: истинное величие, истинный авторитет приходят к тому, кто посвятил себя служению людям, а не к тому, кто с помощью обещаний или угроз заставляет людей служить ему. Настоящее, искреннее служение другим требует жертв. Зачастую человеку приходится пройти через многие нелегкие испытания. Но настоящего духовного руководителя больше заботит то, какую пользу он может принести Богу и окружающим людям, а не преимущества и недостатки руководящей должности или духовного сана. Мы должны стремиться в нашей жизни больше отдавать, нежели брать у других.
«В истории человечества существует один забавный парадокс: в конечном счете, суждение той или иной исторической личности выносят, не обращая внимания на чины и титулы, – говорил Самьюэл Брэнгл, известный проповедник движения „Армия спасения“. – Итоговая оценка показывает, что история нисколько не заботится о том, какой титул или какое звание носил человек или какую должность он занимал. В счет идут только его поступки, свойства его характера, чистота помыслов и душевные качества»2.
Автор множества замечательных книг, предназначенных для укрепления христиан в их духовном росте, С. Д. Гордон, писал: «Если однажды кто-нибудь твердо решит, что его стремления будут всегда вписываться в Божий замысел для его жизни, перед ним вечно будет сиять Полярная звезда: следуя за ней, он переплывет любое море, каким бы безбрежным оно ни казалось. У него будет компас, верно указывающий направление в самый густой туман и в самый свирепый шторм, и ничто не помешает ему всегда следовать правильным курсом».
Выдающийся деятель герцог Николай Людвиг фон Цинцендорф (1700–1760), будучи довольно состоятельным человеком и занимая высокое социальное положение, вполне мог стать тщеславным и честолюбивым, как многие люди его круга. Но свое отношение к амбициям он выразил следующим образом: «У меня есть лишь одно горячее желание, лишь одно стремление – это Он, только Он». Оставив честолюбивые помыслы, Цинцендорф стал основателем и первым руководителем общины моравских братьев. Его последователи научились у своего наставника этому стремлению, и распространили его по всему миру Еще до того, как миссионерская деятельность получила широкое распространение и стала организованной, моравские братья основывали за рубежом церкви, по количеству членов в несколько раз превосходившие церкви у них на родине, – явление далеко не стандартное. Это произошло благодаря тому, что очень многие моравские братья оставляли родину, становясь миссионерами в далеких краях.
Поскольку мы, дети Адама, стремимся стать великими,
Он умалил Себя.
Поскольку мы не склоним головы своей,
Он смирил Себя.
Поскольку мы хотим руководить другими,
Он пришел, чтобы послужить.
1. StephenNeill, ‘Address to Ordinands”, The Record, 28 March 1947, 161. Стивен Нилл (1900–1984) работал миссионером на юге Индии и впоследствии преподавал миссиологию.
2. С. W. Hall, Samuel Logan Brengle (New York: Salvation Army, 1933), 274. Самьюэл Брэнгл (1860–1939) – всемирно известный проповедник святости начала XX в.
Глава 2