Работаю с Елизаветой, женщиной средних лет. При расслабленном дыхании появляется боль в груди. Идем туда, где эта боль появилась в первый раз. Она ощущает себя маленькой девочкой лет пяти. На голове чепчик, поверх платья повязан аккуратный передничек. Видимо, это происходило где-то в Германии или Скандинавии. Сейчас она видит себя в темном лесу. Девочка прижимается спиной к стволу огромного дерева. Вокруг нее в вечернем полумраке стоят дикие собаки. И ей очень страшно, ужас захлестывает и парализует. Девочка знает, что за деревом поле и можно убежать, но она потерялась и не знает, в какой стороне ее дом.
Там в чистеньком беленом домике ее ждет к ужину любимая семья – мама, папа, сестренки и братишки. Все опрятные, доброжелательные, с волосами цвета спелого льна. Они пока не волнуются, зная, что их Эльза пошла с подружками поиграть на краю леса. А Эльза уже понимает, что ей не увидеть семью и не убежать. Последнее, что она видит – дикие горящие глаза напротив своих глаз. И последнее, что чувствует – клыки, впившиеся в грудь. Потом она, к счастью, теряет сознание, и не знает, что ее тело рвут на куски дикие собаки. Женщина, лежащая на кушетке, замолкает, но ее плечи и голова крупно вздрагивают, мне сразу представляется эта сцена – как две огромные собаки разрывают маленькую девочку и ее головка мотается из стороны в сторону.
В таких случаях терапевту трудно решить, что делать. Если умирает взрослый человек, его можно попробовать примирить со смертью, мол, "мне очень жаль, но…". Однако все это не работает для пятилетнего ребенка, погибающего ужасной мучительной смертью. А клиентка в данный момент испытывает именно дикий ужас маленькой девочки, которую рвут звери. Что делать?
И тогда мне приходит в голову мысль узнать, а был ли это запланированный сценарий жизни или случайность. Мы, конечно, оказываем полагающуюся помощь ребенку, выводя клиента из состояния ужаса. А потом идем в место планирования жизни. И женщина уверенно говорит, что да, такая ужасная смерть была выбором души. Сразу возникает вопрос, за что душа себя так наказывает. И мы переходим в ту жизнь, которая явилась причиной выбора страшной смерти в детстве.
Елизавета осознает себя молодым мужчиной, стоящим за деревом в ночном лесу. Он наблюдает за тем, как какие-то люди, по-видимому, купцы, устраиваются на ночлег после ужина у костра. Парень испытывает азарт, тело собрано и готово к тому, что он задумал сделать. Наконец, купцы заснули. Парень осторожно подкрадывается к лежащему поодаль от остальных человеку и зажав тому рот, чтобы мужчина не успел закричать, быстро и сильно бьет его камнем по голове. Все получилось. Ему удалось убить с одного удара, кровь заливает лицо лежащего, но парня это уже не волнует, он видел, как купец, ложась, убрал кошель под лежанку из веток. Немного пошарив там, парень вытаскивает тяжеленький мешочек из воловьей кожи. И тихонечко скрывается за кустами. Его никто не видел, все удалось!
Эйфория захватывает парня. Теперь они точно поженятся, ведь только сегодня его любимая сказала, что он ей люб, но без денег жених ей не нужен. Услышав это, сначала он почувствовал опустошение, ведь хоть он и мастер на все руки, и за любую работу берется, не отказываясь, казны у него нет, не собрал. И как обычному работяге покорить такую красотку? А без нее и жизнь не мила. Но вдруг он как-то напрягся, подобрался изнутри, словно скрючился, и мысли его потекли совсем в другом направлении. Почему он, работая с утра до вечера, не может накопить звонкой монеты, чтобы обеспечить любимой достойную жизнь, а кто-то в золоте купается, в кабаках состояния пропивая? Чем он-то хуже?
Этим днем, идя от любимой, парень увидел купеческий обоз, едущий с ярмарки. Он знал, что возчики – люди осторожные и прижимистые, будут ночевать в соседнем леске, не доверяя местным свои подводы и не желая платить за постой. И словно внутренний голос услышал: "А вот и деньги, сами в руки плывут. Надо только нагнуться, подобрать". Решение пришло мгновенно, никаких сомнений даже не возникло. Камень поувесистей он присмотрел, когда к лесу шел. Пришлось подождать, пока купцы угомонятся, но уж тут-то он своего не упустил. И теперь богат! Теперь любая за него пойдет, но любая ему не нужна – только любимая.
И она пошла, и прожили они долгую жизнь и нарожали детей. Но не принесли ему кровавые деньги счастья, всю жизнь мужчина прожил, словно пригнувшись, внутренне сжавшись. И всю жизнь ощущал вину за содеянное. И ничего ему не помогало: ни раскаяние, ни вино, ни молитвы. И перед смертью он винился за отобранную человеческую жизнь. И душа его после смерти, осталась стоять за тем деревом в лесу, где он свой план обдумывал, осталась горевать и каяться.
Опять нестыковка. Если человек всю жизнь так промучился, значит не злодей он по сути своей. Еще раз возвращаемся к моменту разговора с любимой девушкой. Прошу посмотреть в сумерках, не село ли на парня что-то чужеродное. Да, клиент ощущает, что на плечи и спину опустилось нечто словно сотканное из клоков серого тумана, но тяжелое. Поэтому и парень пригнулся и внутренне напрягся, чтобы эту сущность выдержать. И она ему мозг затуманила и стала руководить его поведением. Только один раз она это смогла сделать, всю остальную жизнь мужчине страшным усилием воли удавалось влияние твари сдерживать, поэтому и жил он в таком напряжении.
Исправить прошедшую жизнь нельзя, но можно посмотреть, существовала ли развилка, на которой можно было свернуть на другую дорогу и прожить совсем другую жизнь.
Клиент не видит у парня никаких сомнений, план придуман и хладнокровно воплощен. Тогда переходим в момент до встречи с купцами. Спрашиваю: " Был ли в селении человек, способный совладать с сущностью, севшей на парня?" После недолгого раздумья женщина говорит, что да, был какой-то старик. Смотрим, что было бы, если бы парень осознал странность своего состояния и пошел за советом к старику. Старик снимает сущность, заключает ее в кувшин и запечатывает воском горлышко. Потом учит парня, как впредь защищаться от такой нечисти. Парень в благодарность за помощь вспахивает старику огород. И идет навстречу к любимой. И честно ей говорит, что небогат. И тут выясняется, что девушка просто его дразнила, не так важно для нее богатство. Главное, чтобы любимый был рядом. И они поженились и прожили долгую и счастливую жизнь. Душа женщины, лежащей на кушетке, видит это и ей становится легче.
Мы поднимаемся на площадку обзора жизни и зовем туда душу убитого человека. Парень просит у него прощения, кается, потом прощается с любимой, и мы покидаем ту жизнь.
На душе у Елизаветы гораздо легче. Она понимает причину своего поведения в прошлой жизни и знает, что у нее был выбор. Возвращаемся к девочке, стоящей у дерева: ей страшно, но уже не так сильно. Предлагаю женщине представить, как будто она, взрослая из нашего времени, подходит к ребенку и выводит его к дому. Потом на площадке обзора, мы зовем собак и забираем у них то, что звери отняли у ребенка, и отдаем им весь страх и ужас детской души. После обмена, девочка большой веткой прогоняет собак и встречается с душами своих родных. Они счастливы, обнявшись с семьей, девочка отпускает их. А сама воссоединяется с душой моей клиентки.
Моя клиентка совершенно спокойна. Буря чувств улеглась, в груди нет боли. Я возвращаю ее в здесь и сейчас и заканчиваю сеанс. Женщина устала.
Но осталось еще много вопросов. Создалось впечатление, что за всем этим стоит кто-то еще. Кто-то возомнивший себя богом, кто считает, что ему дано право судить и наказывать. Возможно, это был человек, носящий какой-то высокий церковный чин и считающий, что его душа должна быть кристально чиста, или инквизитор, привыкший выносить жестокие приговоры.
В разговоре, после сеанса, женщина рассказывает, что уже была на подобных сеансах. И тогда ей пришло воспоминание о жизни, где она была дровосеком. И однажды дерево, которое он срубил, падая, задавило человека. Это событие омрачило всю дальнейшую жизнь лесоруба. И следующую жизнь он захотел провести монашкой, замаливающей грехи. На тех сеансах не было разбора причинно-следственных связей, но они явно просматриваются. Опять душа сама себе назначила наказание и сама привела его в исполнение. Просто Господь Бог, а не Душа. В текущей жизни у женщины тоже прослеживается тенденция необоснованной жесткости по отношению к себе.
Надеюсь, после сеанса она будет замечать случаи принятия таких решений и вовремя вытаскивать из себя "епископа".
По аналогии мне вспомнился другой сеанс, где речь также шла о самобичевании длиною в жизнь. Шел обычный сеанс телесной терапии. Но в конце его у клиентки неожиданно заболела правая рука. И она "провалилась" в прошлую жизнь, где идентифицировала себя с умирающим на поле боя солдатом. Рука была то ли сильно ранена, то ли оторвана, и умирал он, видимо, от потери крови. Женщина ощущала, что это Первая Мировая война, а она там проживала жизнь солдата Германской армии. Никаких чувств мужчина не испытывал, умирал в состоянии помутнения сознания. Но ясно было, что он так давно на войне, что живет по инерции: без чувств, эмоций, желаний. Приказано – идет, приказано – стреляет. Куда идет, в кого стреляет, это для него давно не важно. Подчиняется приказам, даже не осознавая их абсурдность. После смерти душа осталась на поле боя в полном опустошении, не сделав попытки подняться.
Посмотрели его довоенную жизнь – нормальный, веселый парень, хорошая семья, любимая невеста. Но началась война. Пришлось идти воевать. Зачем, для чего, вопросов не возникло, сказали надо – значит надо. Это все же Германия! Но прошло несколько лет военных действий, в которых парень мало что понимал. Слушался приказа, шел, куда покажут, спал, где придется, убивал людей, которых не ощущал врагами. Просто был хорошим, нерассуждающим солдатом. Но от бессмысленности всего происходящего и постоянного подчиненного положения он впал в полное безразличие. И умирал в нем же. Из такой жизни мало что вытащишь.
Предлагаю посмотреть, каков был план на жизнь. Оказывается, что таким и был – всю жизнь подчиняться чужим приказам. Возникает резонный вопрос: и за что же душа так себя наказала?
И мы переходим в предшествующую жизнь. Молодой высокородный офицер. Аристократ, бретер, удачливый и бесстрашный. Руководит конным отрядом. В отряде не просто солдаты, а офицеры, отпрыски таких же родовитых семейств. В их местности вспыхивает какой-то локальный конфликт, не война, а волнения, которые к службе офицера не имели отношения. Но он со своими друзьями находился неподалеку. И мужчина принимает решение, что его отряд должен вступить в бой. В этом не было острой необходимости, скорее кураж и позерство. И он приказывает своим офицерам начать схватку. Но случается непредвиденное. Они терпят сокрушительное поражение. Весь отряд разбит, друзья убиты, а сам офицер ранен. Он приходит в себя на поле боя, после битвы, и осознает, что произошло. Страшное чувство сожаления захлестывает его. Друзей уже не вернуть! А ведь, если бы они не подчинились его дурацкому приказу и просто проскакали мимо, следуя по своим делам, все были бы сейчас живы! Зачем он отдал этот приказ! Ему хотелось подраться, блеснуть умением фехтовать, добавить себе еще одну блистательную победу. Разве эти его желания стоили жизни друзей? Зачем, ну зачем, они выполнили такой глупый приказ, больше похожий на мальчишескую выходку?
Офицер тогда выжил. Но вскоре все равно погиб в бою. Он сам кидался в гущу схватки, потому что не мог жить с таким грузом вины. Но даже смерть не освободила его от этого бремени. И его душа наказывает себя тем, что выбирает всю следующую жизнь подчиняться чужим приказам.
Так ли нам нужен ад, если мы его себе сами чудесно организуем?
Вдруг творец недостаточно накажет нас за наши проступки? И души безжалостно бичуют себя сами, на протяжении нескольких жизней, забывая, что только Всевышний наделен правом судить. Не исключено, что он жалеет в этот момент заблудшую душу, но уважает ее выбор. Хочешь страдать – страдай. Сама выбрала…