Влияние родительских установок на формирование жизненного сценария ребенка

Морева Андич Елена Станиславовна

Стажер МПАП, член ЛППН





Проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями, на протяжении многих лет привлекают внимание психологов. Авторами выделяются отдельные виды и предлагаются типологии детско-родительского взаимодействия, прослеживается их связь с развитием ребенка (Баумринд, 1968; Гарбузов, 2006; Эйдемиллер, Юстицкис, 2008 и многие другие).

Наиболее важную роль в воспитании играет мать, поэтому неслучайно существует большое количество исследований материнских установок (Овчарова, 2006); вместе с тем в последнее время появляется все больше работ, посвященных отцовству (Борисенко, Портнова, 2006; Калина, Холмогорова, 2007; Зойя, 2013). Еще Э. Фромм (2001) отмечал, что в отличие от безусловной материнской любви любовь отца более рациональна и условна, она может быть заслужена или временно утеряна ребенком, поскольку отец желает видеть результаты своего воспитания. Если взаимоотношения матери и ребенка, особенно в раннем периоде, обладают исключительными интимно-эмоциональными качествами, то именно отец учит ребенка быть в обществе (Зойя, 2013). Вовлеченный в воспитание отец развивает умения и навыки ребенка, поощряет его интеллектуальную активность, играет важную роль в усвоении детьми моральных норм и формировании идеалов. Отец – источник уверенности и авторитета, он дает пример практического и действенного решения различных проблем (Борисенко, Портнова, 2006). В подростковом возрасте отец содействует постепенному отделению ребенка от матери, формированию его идентичности, автономности и эмоционального благополучия (Калина ̧ Холмогорова, 2007; Овчарова, 2006). При этом наиболее благоприятным считается демократический или авторитетный стиль воспитания (Baumrind, 1968).

Для ребенка родительские установки и ожидания играют важную роль в механизмах семейной системы, они позволяют ребенку бессознательно или осознанно формировать представления о собственном жизненном пути, о нормах приемлемого поведения, а также представление о способах достижения цели в рамках его жизненного сценария. По мнению Д. И. Фельдштейна основная задача детства – переход во взросление. Перестраивание модели поведения, появление новых социальных обязанностей и изменения в системе взаимоотношений ведут к формированию новой «Я-концепции» личности.

Проблемой изучения родительских установок в настоящее время занимается ряд российских ученых. Они рассматривают отдельные аспекты и факторы этого процесса. Изучением влияния стиля материнского воспитания на самоотношение личности ребенка занимаются Н.С. Борзилова, А.Г. Ткаченко.

Особенности самосознания детей в семьях с разными детско-родительскими отношениями рассматривает Е.А. Евтушенко. Вопросом влияния детско-родительских отношений на становление личности ребенка занимаются К.Е. Кузьмина, Е.А. Овсянникова и Н.С. Ткаченко. Проблемой родительских установок занимается А.И. Крайлюк. Изучением родительских установок матерей занимаются Е. Н. Персиянцева, Е.Н. Петрова, Н.А. Сергеева и Н.А. Кустова. Внимание Н.И. Семенихиной приковано к исследованию взаимосвязи стиля родительского воспитания, его восприятия ребенком и уровня его самооценки.

Что такое жизненный сценарий?

В 1961 году Э. Берн, знаменитый американский психиатр и психолог ХХ века, определил сценарий как неосознаваемый план жизни, который возникает в ответ на события раннего детства, и который существенно ограничивает автономность и свободу человека.

То, что происходило с ребенком в раннем возрасте, как вели себя родители по отношению к нему, становилось судьбой этого ребенка. В дальнейшем сценарий подкрепляется «играми» для своей актуальности и из происходящего вокруг выбираются события, которые соответствуют этому жизненному плану. И отбрасываются события, которые противоречат тому, что было «решено» вот в эти ранние годы.

Сценарий – это не совсем бессознательный план, а больше предсознательный, то есть это то, что может быть осознано при некотором усилии. Сценарий – не просто ответ на события, которые происходили с ребенком, а осмысление. Ребенок на основе этих событий принимает свои собственные решения. Эти решения несут личный след, личные особенности этого ребенка.

Для чего ребенок формирует свой сценарий жизни?

Сценарий похож на карту навигации в этом мире. Он упрощает сложную и непредсказуемую реальность до понятной и предсказуемой. Благодаря такому упрощению у ребенка появляется чувство стабильности и понимание того, как я могу удовлетворять собственные потребности, что мне нужно сделать для того, чтобы получить то, что важно для моего выживания, важно для моего благополучия. Помогает давать ответы на очень важные вопросы: что значит быть кем-то таким, как я? Как мне взаимодействовать с людьми? С какими людьми мне хорошо? Что такое мир вокруг?.. Ключевыми элементами сценария являются такие представления о себе, о других людях, о том, как мы относимся друг к другу. Это помогает ребенку структурировать жизнь. Сценарий дает человеку чувство стабильности.

То, что соответствует нашему сценарию, воспринимается как знакомое, а значит в известной степени безопасное. Оно может быть тяжелым, может быть неприятным, может вызывать некую тревогу, но в любом случае оно ассоциируется с чем-то знакомым, с чем-то, что однажды ребенок уже пережил, и что придает ощущение стабильности. Потребность безопасности вообще обычно перевешивает желания быть счастливыми, поэтому сценарий оказывается таким убедительным и таким устойчивым во времени, что играет фундаментальную роль, стабилизирующую человека.

То, что сценарий отбирает – это возможность распознавать часть реальности, которая ему не соответствуют. То есть человек автоматическим игнорирует какие-то аспекты этой реальности или приписывает им определенное значение происходящему, исходя из вот этого неосознаваемого плана.

Как формируется сценарий жизни?

Согласно теории Э. Берна, сценарий жизни начинает формироваться очень рано, возможно даже еще до рождения ребенка, когда уже сформированы органы чувств в достаточной степени, чтобы воспринимать происходящее. Ребенок чувствует, как к нему относятся, чувствует жизнь и запечатлевает это, осмысляет реальность.

Поначалу это конечно происходит без слов. А дальше подключается язык, и ребенок осмысляет происходящее с помощью слов, а дальше активно подключается воображение. Ребенок строит картину мира и привлекает какие-то свои фантазии для объяснения происходящего. Это все является начальным пунктом формирования сценария.

Э. Берн говорил, что сценарий формируется очень рано. И к 7 годам у человека уже есть хорошо подготовленный план. В дальнейшем ученые сильно расширили эти временные рамки, некоторые говорят, что самое критическое время для формирования сценария – это подростковые возраст.

Современные последователи теории Э. Берна говорят о том, что существует целая группа сценариев у каждого человека. Может быть один сценарий для работы, другой сценарий для личной жизни, третий сценарий для нашей родительской роли, для того, как мы будем рожать или не рожать, воспитывать своих детей.

Можно ли выйти из сценария?

Авторы, которые определяют сценарий как нечто ограничивающее и негативное, говорят о том, что возможен выход из сценария, такое не сценарное структурирование жизни. Другие авторы говорят, что в общем сценарий имеет смысл рассматривать, как просто структурирование жизни, и соответственно мы не можем быть совсем свободны от структурирования, но то, что мы можем сделать – это пересмотреть многое так, чтобы мы проживали свою автономию.

Сценарий – это история неудовлетворенных когда-то потребностей и волшебного решения, сценарного решения, которое было найдено нами когда-то, и которое ведет к таким вот противоречивым последствиям, сценарному поведению в чем-то хорошем, в чем-то не очень.

И то, что мы можем делать вместо этого – это учиться удовлетворять свои потребности другим образом. Иногда это еще и про то, чтобы признать, что какие-то потребности уже были не удовлетворены, и тогда, что сейчас я для себя могу сделать?

Поэтому не стоит пугаться, что заложенные родителями установки будут единственным путеводителем в будущей жизни ребенка. Тем не менее важно понимать, какое влияние они оказывают на всю его дальнейшую жизнь.

В этой статье я предлагаю рассмотреть пять основных установок, которые человек выработал в детстве в ответ на родительские предписания, послания, программы и запреты (в теории Э. Берна им дается определение «драйверы»). Эти установки формируют жизненный сценарий в детстве и проигрываются людьми, как автоматизм в сценариях их жизни, в качестве неэффективных и дисфункциональных стратегий поведения.

В 1975г. американский психолог Тайби Калер (Taibi Kahler) выделил пять родительских установок (далее драйверов), которые руководят поведением человека:

1. Старайся!

2. Радуй других!

3. Будь совершенным!

4. Будь сильным!

5. Поторопись!

У каждого из этих драйверов есть позитивный аспект, и если мы посмотрим на ценности социального мира, то действительно увидим, что совершенство, высокий стандарт качества, достижение чего-то, скорость – это что-то чрезвычайно привлекательное с точки зрения мира, в котором мы живем.

Быть сильным, умение мужественно справляться с ситуациями, стоически переносить невзгоды – становятся для нас ориентирами, по которым мы воспитываем своих детей.

Старайся – это про наше усердие, про то, что мы очень много энергии посвящаем делу. Это то, что тоже очень сильно поощряется: он такой старательный ученик, прилежная ученица. У нас вызывают массу уважение, когда человек с большим энтузиазмом делает что-то.

Радуй других – ценность приносить удовольствие, разделять радость, быть вежливым, милым.

Поторопись или поспеши – ценность современного мира, чтобы все успеть.

В этом смысле мы понимаем, что драйверы – это такие адаптивные формы поведения, то есть они полезны, они действительно имеют некоторые преимущества.

С другой стороны, в силу того что это бессознательные реакции, они не всегда соотносятся с конкретным контекстом. И в силу этого у них есть и негативная часть, то есть то, что они включаются даже, когда, например, это не совсем оправданно, когда реальной угрозы нет или та логика действий, которая диктуются этими драйверами – не отвечает ситуации.

У каждого драйвера есть свои плюсы, свои минусы. Негативная часть заключается в том, что это реакция, которая возникает автоматически. Кроме того, человеку сложно отказаться от того, что говорит мне сделать мой драйвер.

Каждый драйвер – это сочетание поведения, тела, позы, жестов, мимики, интонации, слов, которые проигрываются очень быстро. То есть, это буквально считанные секунды.




Как выглядит каждый из этих драйверов?

1. Драйвер «Будь совершенным»

Находясь под влиянием этого драйвера, человек стремится к совершенству в том, чем он занимается, и в целом постоянно улучшает себя, слушает, читает, узнает, потому что всегда недостаточно, чтобы было идеально или он вовсе недостаточно хорош для того, чтобы дать себе оценку «лучшего».

В речи такого человека много вводных слов: во-первых, во-вторых. В письменной речи большое количество скобок, уточнений, двоеточий. Часто человек нумерует позиции. Сидит обычно прямо, глаза его часто смотрят вверх, немного растягиваются уголки губ. Человек выпадает из диалога здесь-и-сейчас и помещается в некий диалог со своими идеалами.

Люди, у которых этот драйвер является ведущим, очень внимательны к деталям, ориентированы на высокие стандарты в своей деятельности, очень тщательно подходят к своей работе, планируют все и так далее. Могут пренебрегать сроками, то есть, когда перед ними возникает выбор между качеством и сроками, они чаще выбирают качество, а не сроки. Человек предъявляет к себе очень большие требования. И часто это превышает то, что ждут от него другие, что соответствует задаче. Им сложно делегировать дела, потому что им кажется, что другие не справятся с этим так же хорошо, как они. Это действительно подтверждается, потому что не все разделяют такие высокие стандарты качества. Человек часто оказываются, перегружен, начинает критиковать окружающих за то, что те не работают с такой же тщательностью.

Какие родительские установки такой человек получал в детстве: «Дочь, ты должна быть лучшей на выступлении», «Я тебе сто раз показывала, ты мог бы сделать это гораздо лучше».

Такому родителю стоит проявить больше безусловной любви к своему ребенку, постараться принять его несовершенства и позволить быть таким, какой он есть: «Даже если у тебя не получится, знай что мы тебя всегда любим», «Никто не ждет от тебя идеальности. Ты, как и все, можешь ошибаться», «Даже если у тебя не получилось, ты можешь попробовать еще, нет идеальных людей».

2. Драйвер «Будь сильным»

Возникает из установки родителей: «Ты благополучен лишь тогда, когда скрываешь свои чувства и желания от других. Не давай им повода думать, что ты слабый». Ребенок напуганный, печальный, встревоженный вместо поддержки и эмоционального тепла от взрослого получал холодный приказ скрыть эти чувства, чтобы быть принятым и благополучным. Вот и поймал он этот драйвер для жизни и закрыл доступ к своим истинным эмоциям под непроницаемой маской.

Внутренняя задача этого драйвера – разъединить человека с чувствами так, чтобы не было ни больно, ни страшно, ни плохо, заблокировать этот внутренний контакт с чувствами. Неподвижная поза, мало жестов или их нет совсем, монотонный голос и такие обезличенные фразы: «Это несерьезно», «Здесь нужно сделать по-другому». Человеку сложно выражать свои мысли от первого лица: «Я так думаю»; «Я хочу, чтобы это было переделано». Голос иногда становится тихим и глуховатым.

Людям с этим драйвером не свойственны жалобы на сложность работы, они молча ее выполняют. Они привыкли демонстрировать уравновешенность, твердость и силу, не обращать внимания на собственные эмоции. Им сложно принимать помощь и даже словесную поддержку они принимают, как жалость к себе. Многие люди, у которых такой ведущий драйвер, выбирают экстремальную работу для себя. Человеку будто непозволительно по внутренним причинам быть уязвимым, и он перегружается на работе, перегружается в общении. И это ведет к истощению.

Что является преимуществом этого драйвера? Люди чрезвычайно эффективны в каких-то экстренных ситуациях. Могут очень много выдержать и рационально действовать в сложных обстоятельствах.

Родительские установки, которые получал такой человек в детстве: «Видишь, сестра плачет, но ты ведь мальчик, будь сильным, пожалей ее», «Ты должен быть сильным и выносливым в жизни, тогда ты всего добьешься», «Ты чего плачешь, будь сильным»

Так называемое противоядие от родителя ребенку будут такие слова, как: «Смелее, расскажи о своих чувствах, я все пойму», «Ты можешь открыто рассказать мне о своих желаниях», «Человек не может быть всегда сильным, в некоторых ситуациях можно быть слабым и это нормально», «Поделись своими эмоциями, я поддержу тебя при любых обстоятельствах».

3. Драйвер «Радуй других»

Человек, движимый данной идеей, стремится радовать не себя, а других, потому что именно в этом случае у него появится желанное ощущение благополучия. Так он привыкает подавлять собственные желания и думать в первую очередь о прихотях и ожиданиях от него окружающих.

● Если человек с детства слышит, что надо думать о других, что «Я – последняя буква алфавита»;

● Если видит пример родителей, которые с готовностью откликаются на просьбы других и забывают о себе;

● Если его много лет поощряли за то, какой он отзывчивый, безотказный, самоотверженный, то он будет попадать в драйвер «радуй других» автоматически, в любой мало-мальски подходящей ситуации.

Когда время и силы распределяются из идеи «я должен, они ждут, они расстроятся, если я не…, поэтому кровь из носа, буду делать», то свои интересы у такого человека очень страдают.

В портрете такого человека мы увидим много кивков, иногда приклеенных улыбок на лице, человек заискивает перед другими, ищет одобрения, сам избыточно вербально и невербально дает одобрение другим, здесь будет очень много вопросов и часто утвердительные фразы. Ограничение в том, что люди с драйвером «Радуй других» избегают конфликтов и вообще любой ситуации, где им может быть высказано неодобрение, или где они должны будут высказать неодобрение. Отказ воспринимается ими как отвержение, причем в обе стороны. Им сложно разделить критическую обратную связь, которую они дают – с отвержением, и также очень сложно выдерживать критику в их адрес. Им тяжело высказывать свое мнение, выражать свою позицию, потому что потенциально это ведет к неодобрению, и это может вызвать какое-то напряжение между людьми. Поведение таких людей становятся заискивающим.

Позитивным аспектом такой установки является то, что люди очень ориентированы на общение, умеют создавать и поддерживать насыщенную беседу и следить за эмоциональной атмосферой в коллективе.

Родительские установки из детства: «Съешь бабушкин салат, она старалась», «Ты родился на радость нам», «У меня с утра было такое хорошее настроение, но своим поведением ты его испортил».

Коррекцией при формировании у ребенка убеждения «Радуй других» будет данное ему разрешение от родителя радоваться самому и самостоятельно выбирать понравившиеся ему игры, друзей, еду и, в целом, способы реагирования на ситуации в жизни: «А чего ты сама сейчас хочешь, поделись со мной?», «Не хочешь, не ешь, когда проголодаешься, дай мне знать», «Я сейчас плачу не из-за тебя, просто мне очень грустно»

4. Драйвер «Старайся»

Эта установка известна всем нам из школы, когда было не важно, сделаешь ты или нет, но очень важно имитировать бурную деятельность и проводить время с пользой. Сама по себе идея неплохая, но в этой установке фокус смещается с результата на сам процесс и тогда «жизнь – это вечный бой, а покой нам только снится».

Кажется, что благополучие может прийти только в постоянном процессе борьбы. Любое бездействие или легкое достижение пугает, обесценивается или собственноручно портится, чтобы снова было за что бороться.

Эту стратегию поведения можно наблюдать на примере жизни людей, которым скучно в стабильных отношениях, нужна именно драма, чтобы герои боролись за счастье; и тогда, в таких драматических обстоятельствах, пропадает возможность наслаждаться гармонией.

«Настоящий результат можно получить, только затратив много усилий, иначе не бывает» – важная особенность в том, что здесь на первое место выходит подготовка к действию, на это старание тратится огромное количество сил и ресурсов, при этом до самого действия дело может не доходить.

В речи такого человека много слов «я постараюсь», «попробую», «ой, это трудно!». В его портрете мы увидим много напряжения, усилия в голосе, много напряжения в руках. И здесь люди с энтузиазмом берутся вообще за любую деятельность, и все новое является чрезвычайно привлекательным. Однако интерес быстро гаснет, и человек не доводит дела до конца.

Внутренняя механика этого драйвера – это подавление и неуважение к «нет», то есть в принципе человек не может открыто сказать «нет, я делать это не буду, потому что я это делать не хочу». И вместо – возникает вот такое старание, имитация бурной деятельности. В работе это проявляется в том, что с одной стороны человек загорается задачей, преисполнен энтузиазма, у него грандиозные планы. Однако вскоре происходит разочарование, он бросает то, что делает и берется за новые задачи, и так по кругу.

Родительские установки, которые получал такой человек в детстве: «Чтобы быть успешным – нужно стараться», «Только затратив много усилий, можно чего-то добиться», «Старайся изо всех сил», «Жизнь – это непрерывная борьба за выживание», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Родителю важно научить ребенка понимать свои «хочу» и «не хочу», особенно «не хочу», учить его выражать свое «нет» открыто и принимать его адекватно. Очень важно сместить фокус внимания ребенка с подготовки – на реальные действия, учить его завершать начатое, но только, если это был его настоящий выбор, а также не обесценивать то, что дается ему легко: «Сделай, как умеешь, а если у тебя возникнут трудности, я всегда тебя поддержу»

5. Драйвер «Поторопись»

Драйвер «поторопись» или «поспеши» всем хорошо известен и обычно появляется в жизни очень рано, когда родители, которые опаздывают на работу и наспех стараются собрать детей в детский сад; потом в таком же скоростном темпе, не соответствующем темпу ребенка, ведут его в школу и так до взрослой жизни.

В наш век мы стремимся всюду успеть – ехать быстрее, быстрее забронировать отель и отдых, быстрее посмотреть новый фильм, быстрее конкурентов выйти на рынок и т.д. Человек верит, что он должен делать все «прямо сейчас», поэтому вечно куда-то торопится, боится, что у него не хватит времени, что он не успеет.

Такой человек живет в режиме внутренней спешки, постоянной нехватки времени, делает одновременно несколько дел и очень раздражается, когда его просьба не выполняется мгновенно. Темп речи человека ускоряется, он начинает тараторить, торопится, появляется внутреннее ощущение нехватки времени, давления. Быстрая речь, много хаотических движений, дергание, постукивание, частая смена поз, такой человек-вихрь.

В его речи слышится: «я побегу», «быстрее», «давай прямо сейчас», «не успеваем», «опаздываем», «скорее» и так далее. Под воздействием этого драйвера человек овладел скоростью выполнения задач, то есть пять дел одновременно и так далее. С другой стороны, чтобы постоянно спешить, нужно постоянно опаздывать. И человек в этом драйвере часто неправильно рассчитывает время, берет на себя больше задач, чем может осуществить. А постоянно присутствующая в его жизни тревога, к тому же, мешает ему сконцентрироваться.

Такие люди ощущают себя благополучными именно в энергичном состоянии. Их любимая фраза: «Мне ни на что не хватает времени». Им нестерпима тишина, расслабление, отдых, их раздражает медлительность остальных.

С одной стороны, этот драйвер позволяет много всего охватить, даже на какой-то момент создает активность (которая превращается в суету), с другой – драйвер спешки оправдывает плохой результат. Например, «я очень спешил к вам на встречу, поэтому забыл взять бумаги». Еще одна негативная сторона – это большой груз ответственности и задач; как правило, они успевают их сделать, но будет это выполнено чаще всего ценой собственного физического и эмоционального здоровья.

Родительские установки из детства: «Отвечать надо быстро и вслух», «Давай, соображай быстрее», «Одевайся скорее, я опаздываю на работу».

Чтобы эта установка в жизни ребенка не стала его дисфункциональной стратегией поведения, для начала родителю самому важно научиться замедляться, обнаруживать спокойствие, давать себе разрешение быть в своем темпе, отвечать себе на вопрос «что со мной происходит и в чем сейчас такая необходимость спешить?». Ребенок, как зеркало, будет бессознательно считывать новые родительские установки, и переписывать свой жизненный сценарий.

В ситуации нехватки времени вместо фразы «из-за тебя сейчас мы везде опоздаем», можно спросить ребенка «сколько тебе еще нужно времени?» и постепенно обучать его распоряжаться этим временем грамотно.

Подводя итог, можно сделать вывод, что влияние родительских установок на формирование жизненного сценария ребенка очень велико, но не стоит катастрофизировать их воздействие на всю дальнейшую жизнь человека. В чем-то эти установки помогают, в чем-то мешают, а когда ребенок вырастет, то сможет сам откорректировать некоторые стратегии своего поведения. Тем не менее игнорировать значение родительских установок тоже не стоит. И если можно уже сейчас помочь своему ребенку сформировать сильные опоры в жизни, то почему бы не пересмотреть свой стиль воспитания и не помочь этим самым своему близкому человеку в будущем.


Список используемой литературы:

1. Берн Э. Люди, которые играют в игры / Эрик Берн [пер. с англ. А. Грузберга]. – Москва: Эксмо, 2023. – 608 с.

2. Берн Э. Игры в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн ; Эрик Берн ; [пер. с англ. А. Грузберга]. – Москва : Эксмо, 2008. – 349, [1] с.

3. Кабанченко О.В. Родительские установки и психологическое благополучие взрослых: гендерный аспект / О. В. Кабанченко, Е. Г. Трошихина // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2017. – Т. 5. – С. 37-44.

4. Персиянцева Е.Н. Родительские установки матерей с разным уровнем качества жизни / Е. Н. Персиянцева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – С. 558.

5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: в 2 т. – М. 2005. – С. 208

6. Шабаева А.В. Взаимосвязь родительских установок с самоотношением подростков / А.В. Шабаева, Г.В. Митина, М.И. Хасанова // Психолог. – 2019. – № 4. – С. 55-68.

7. Kahler T. The Miniscript / T. Kahler, H. Capers // Transactional Analysis Journal. – 1974. – № 4 (1). – Pp. 26-42.

Загрузка...